Любителей вертолетных симуляторов, налетавших много часов на всяких Apache'ах и Comanche'ах, наверняка порадует возможность опробовать в бою новейшую российскую машину - Ка-52 "Аллигатор". К слову сказать, у реальных пилотов такой возможности еще не было - если американцы вовсю использовали югославский конфликт для обкатки новых вооружений, то у нас в Чечне всю работу делают привычные Ми-8 и Ми-24; ни "Аллигаторы", ни их старшие братья (или сестры?) Ка-50 "Черные акулы" участия в боевых действиях доселе не принимали.
Действие игры происходит в начале XXI века и предлагает 2 варианта военных конфликтов - прорыв талибов из Афганистана в Таджикистан и переворот в Беларуси. Если в первом случае справедливость действий российской армии сомнений не вызывает, то во втором российские вооруженные силы сражаются против белорусского национально-освободительного движения, восстанавливая власть нынешнего тоталитарного режима (Лукашенко прозрачно назван "Александр Жирашенко"). Хотелось бы списать сей неблаговидный сценарий на традиционную предвзятость западных авторов, но, увы - такой сценарий вполне реален.
Соответственно, нам предлагаются две кампании (плюс, как обычно, отдельные и обучающие миссии). Кампании носят полудинамический характер, т.е. хотя основной набор миссий фиксирован, выбор следующей миссии может зависеть от результатов предыдущей (в частности, если в бою кому-то из пилотов вашей эскадрильи придется катапультироваться - а современные вертолеты, и в частности "Аллигаторы", позволяют это сделать - то в следующей миссии вам придется вытаскивать своих товарищей с вражеской территории).
Кампании протекают "в реальном времени" - т.е. не совсем в реальном, ибо у вас есть возможность быстро прокрутить время до следующего события, однако часики тикают все время, и боевая обстановка не станет ждать, пока вы, к примеру, почините пострадавший в предыдущем вылете вертолет - если вы не отправитесь на задание в срок, оно будет провалено. Записываться можно, когда вы находитесь на земле между миссиями.
Как вы уже могли понять, игра не сводится к одним только боевым вылетам. Вы должны заботиться о вашей эскадрилье и на земле - снаряжать их перед вылетом (правда, выбирать вооружение можно лишь из нескольких фиксированных конфигураций), ремонтировать после (вы можете лично распределять задачи механикам или доверить это компьютеру) и, наконец, проявлять заботу о личном составе. В отличие от симуляторов Jane's, где подбор экипажей для каждого самолета - чисто номинальное действие, здесь каждый пилот имеет свои индивидуальные характеристики, притом динамические - и если опыт с каждой миссией только увеличивается, то боевой дух вполне может и падать. Для поднятия настроения у вас достаточно богатый выбор средств - вы можете устно приободрить подчиненного, угостить американской (ну, конечно же) шоколадкой, водкой, кубинскими сигарами, дать отоспаться и т.п.; можно, впрочем, наоборот действовать строгостью и наложить взыскание на распустившегося офицера. Количество материальных благ ограничено. Погибшие пилоты, разумеется, в дальнейших миссиях недоступны, но у вас есть некоторый резерв пополнения.
Ка-52 - вертолет двухместный, и вы можете даже полюбоваться на своего стрелка (кокпит, соответственно, виртуальный и трехмерный, хотя летать имеет смысл с фиксированным видом HUD на весь экран), - каковой, кстати, не просто сидит, как истукан, а двигается и даже делает неприличные жесты - см. скриншот. Однако это чисто внешние эффекты, все равно и летать, и стрелять вам приходится самостоятельно (впрочем, для полета по waypoint'ам можно включить автопилот, который вполне грамотно ведет машину над сильно пересеченной местностью).
Но если собственный стрелок у вас для красоты, то взаимодействие с другими вертолетами - вполне реально и многообразно. Помимо традиционных команд типа "следуйте за мной" или "атакуй мою цель", есть и менее тривиальные - скажем, "идти на бреющем полете". В миссии могут участвовать до 5 групп вертолетов (общим числом до 16), и вы можете отдавать распоряжения как всем вместе, так и группам по отдельности. Одно плохо - вместо нормальных менюшек с командами, как в большинстве приличных авиасимуляторов, все взаимодействие со своими навешено исключительно на активные клавиши, разбросанные к тому же по всей клавиатуре (т.е. часть команд вызывается буквенными, часть - цифровыми клавишами). Ясное дело, это неудобно.
Структура миссий стандартная - изначально формируются primary и secondary цели (состоящие обычно из нескольких подзаданий), которые потом уже не меняются. Когда большинство (не все, если их много) целей выполнено, вам сообщают заветное mission accomplished, и вы можете смело жать Esc, не трудясь долетать до своих и совершать посадку. Можете, конечно, и еще полетать-пострелять (не забывая, впрочем, что боезапас кончается, в том числе и на базе). Что, однако, сильно неудобно, хотя и реалистично - primary/secondary цели никак не выделяются. Вы должны самостоятельно догадываться, кого атаковать (а выбор, надо сказать, весьма обширный); правда, союзные экипажи с целями разбираются достаточно неплохо. Но вообще с целеуказанием наблюдаются какие-то странности - различение "свой/чужой" явно глючит.
Физическая модель не сказать чтоб аркадная - к примеру, развороты на скорости отслеживаются вполне грамотно - но определенные упрощения, похоже, все же имеются. Как-то уж слишком стабильно ведет себя вертолет. Хотя - чем черт не шутит, может, он и впрямь такой устойчивый? Правда, когда уже после посадки (с работающим двигателем) мне удавалось наклонить его вперед, назад или вбок без каких-либо последствий - это уже явный глюк. Еще - смущает слишком уж большая живучесть. Я минут пять провисел под обстрелом танка, получил не меньше пары десятков попаданий, прежде чем двигатель, наконец, заглох (после чего вертолет благополучно опустился в режиме авторотации). Хотя - модель повреждений весьма детальная, список систем занимает весь экран мелким шрифтом. При этом другие вертолеты моей эскадрильи периодически все-таки сбиваются - а ведь они, ясное дело, специально под обстрелом не висят. То ли они, благодаря лучшему видению целей, ввязываются в более жаркие бои, то ли игроку предоставляется определенная фора.
Графика в игре в целом вполне приятная, только почему-то слишком темная (скриншоты, которые вы видите, сняты с гамма-коррекцией, а в игре мне пришлось выкручивать яркость монитора чуть ли не втрое по сравнению с обычным уровнем, при котором я набиваю и читаю тексты). Также чересчур темен режим ночного видения - а среди миссий, разумеется, попадаются и ночные.
Ну а в остальном впечатления по большей части положительные. Хороша и местность (в том числе горы), и здания, и многочисленная техника (правда, прозрачные стекла - только у наших "Аллигаторов"). Правда, крупных городов, как в Apcache/Havoc, нет, но небольшие городки есть. К удаче разработчиков не отнесешь деревья, представляющие собой традиционную конструкцию из пары перекрещенных плоскостей, и особенно рощи, отображаемые в виде единого монолита; зато вполне прилично сделаны изгороди и ажурные фермы ЛЭП.
В игре довольно-таки много солдат - они сидят за ручками пушек и пулеметов, лежат на позициях, стоят и ходят (движения - вполне реалистичные). Конечно, вблизи видно, что головы у них состоят из плоскостей, и даже не из очень большого их количества, но все равно солдаты смотрятся неплохо, можно даже различить маскировочные разводы на лицах. Взрывы сами по себе выглядят не слишком реалистично - этакий правильный квадрат огня с отдельными вспышками внутри - зато потом живописно разлетаются осколки и идет дым.
Единственное, что в игре однозначно безобразно по части графики, так это небо. Оно состоит из крупных, отчетливо видимых плоскостей (!), по которым ползут неестественных цветов динамические текстуры с облаками. Как тут не вспомнить превосходное небо и реальные - в них можно было полетать - облака Comanche 3, вышедшего, страшно сказать, в 1997 году и шедшего, соответственно, на 486! Дождь тоже сделан весьма плохо, но поскольку в результате его практически незаметно, это не раздражает. Можно, кстати, включать "дворники".
Наблюдался мною также глюк, когда один вертолет сел на место, уже занимаемое другим (почему-то подобное - неотслеживание столкновений машин на земле - нередко встречается в авиасимуляторах).
Зато что, безусловно, радует, так это русская речь (включается опционально).
Правда, к голосу инструктора в обучающих миссиях это почему-то не относится. Кстати, об опциях - еще один раздражающий и малопонятный недостаток связан с ними. Они не сохраняются. При каждом запуске игры их приходится выставлять заново. Более того, приходится (во всяком случае, мне пришлось) каждый раз запускать определение видеодрайвера, и лишь потом - игру. Еще о недостатках - отсутствует help с описаниями клавиш (и клавиши, соответственно, не переопределяются). Впрочем, послушав инструктора и немного поэкспериментировав самостоятельно, разобраться можно. Мелкий глюк связан с картой, которую можно просматривать в полете - она масштабируется, но не скроллируется, хотя соответствующие стрелки и предусмотрены.
Ну а в общем и целом - весьма приличный симулятор для любителей современных вертолетов. В особенности для тех, кому надоело летать исключительно на западных машинах.