Кто не рискует, тот не владеет миром Перенос настольных игр на компьютеры обычно сопровождается внесением изменений, если не в правила игры, то в игровую вселенную. Это связано со спецификой компьютерных игр и желанием разработчиков улучшить игру. Чаще всего это приводит к тому, от игры остается лишь название, причем играть в новую версию практически невозможно. Связано это с тем, что правила настольных игр выверены до мелочей и проверены десятилетиями. К счастью, в Hasbro Interactive это прекрасно понимают и действуют по правилу "лучшее - враг хорошего". Обновленная версия классической стратегической настольной игры максимально приближена к оригиналу.
Изменения носят в основном косметический характер. Разумеется, я не говорю о внешнем виде и звуке, которые здесь, кстати, по высшему разряду для жанра. Изменения коснулись режимов игры. Самое заметное изменение - режим Same Time. Как явствует из названия, суть его заключается в том, что все игроки планируют ходы и осуществляют их одновременно. Это добавляет остроты однообразной, по сути, игре. Ведь успех или поражение зависит от воли случая, вернее, от того, какой гранью выпадет кубик. Поэтому даже самая большая армия, превосходя противника в несколько раз, может потерпеть поражение. Регулярное повторение такой ситуации заставляет подозревать компьютер в нечестной игре.
Несмотря на продолжительность самого хода, в течение которого происходят сражения, сама игра очень скоротечна - не более десяти ходов. Это связано с тем, что количество пополнения прямо пропорционально количеству подвластных территорий: два-три неудачных хода - и вместо десятка-двух юнитов вы получите пять. По ходу игры накапливается самая разнообразная статистика (размер империи, число побед и поражений и т.д.), с которой можно ознакомиться по окончании игры.
Помимо того, что распределение территорий по игрокам случайным образом гарантирует бесконечное разнообразие игры, существует режим Tournament, в котором перед игроком ставятся конкретные задачи, за успешное решение коих ему присваиваются баллы, в соответствии с которыми игрок занимает место в таблице результатов.
Многопользовательские режимы игры в стратегических пошаговых играх всегда казались мне довольно спорным достоинством. С ужасом вспоминаю мультиплеер в Heroes of Might and Magic - ожидание того, когда твой товарищ завершит свой ход и на начальной стадии игры утомляет, а ближе к концу, когда замков и героев становится много, вообще раздражает. Видимо, учтя опыт подобных игр, разработчики из Hasbro ввели новый режим - simultaneous moves (одновременные перемещения), избавляющий от необходимости ожидания окончания хода соперника.
Игра отсылает нас в 1812 год, в соответствии которым карта мира разделяется на территории. Правда, у меня возникает сомнение в исторической достоверности данного деления. Причина такого недоверия кроется в размерах Украины. Я очень хорошо отношусь к бывшей советской республике, но неужели в 1812 году территория Украины простиралась до Уральских гор? Либо разработчики испытывают недостаток информации по России, либо в команде разработчиков есть выходцы с Украины.
В целом же из настольной игры получился добротный мультимедийный продукт. Продуманный и красивый интерфейс, тщательно прорисованные карты, любовно сделанная анимация сражений и звуковое сопровождение - все это радует глаз и ухо и не отвлекает от игры, а помогает погрузиться в атмосферу наполеоновских войн.