Никому не известная, в прошлом ни в чем значительном не замеченная, компания со странным названием Anarchy Enterprises выпускает космическую стратегию (или своеобразный симулятор космического судна, если хотите), где вам предстоит, управляя своим кораблем, развиваться, выбрав один из нескольких возможных путей самореализации. Так, вы можете стать обыкновенным космическим торговцем и бороздить пыльные космические дороги в поисках перспективных покупателей или выгодных сделок, или заделаться исследователем отдаленных уголков космоса, получая определенную сумму за каждую открытую планету. Естественно, есть здесь и третий путь, на мой взгляд, самый интересный - вы становитесь наемником и начинаете гонять по всей галактике космических пиратов, спасать грузы, отбивать внезапные атаки на торговых караваны. Конечно, не возбраняется и просто от души попиратствовать, только после этого вас будут очень неохотно принимать на космических станциях, и могут возникнуть проблемы с покупкой новых запчастей или агрегатов для своего корабля.
Итак, начинаете вы свой нелегкий путь на одной орбитальной космической станции с 50000 кредиток на счету и большим желанием стать великим исследователем космоса. Для начала неплохо бы приобрести подходящий корабль (у более дорогих моделей имеется большая вместимость и количество мест под оборудование) и оборудовать его двигателем, солнечными батареями, сканером, компьютером, защитным щитом и различными системами вооружения. Все эти агрегаты показаны в виде трехмерных вращающихся моделей в специальном окошке, наверное, чтобы можно было не только по их техническим параметрам и характеристикам судить об их мощности или эффективности. Ясное дело, что на полный комплект сразу может просто не хватить денег, поэтому рекомендую либо купить только минимум компонентов (чтобы корабль смог отчалить от станции), либо воспользоваться имеющимся багом от разработчиков. Дело в том, что после того как вы прикупите несколько агрегатов и после этого сразу же начнете новую игру, у вас и останутся все эти прибамбасы и опять на счету будет кругленькая сумма - родные 50000. Этот же момент относится и к набору персонала. Еще один вариант пополнения финансов - это брать взаймы в офицерском отделе. Правда, потом все это придется возвращать, да еще и с очень неплохими процентами.
На станциях в кают-компании вы можете набирать персонал для своего корабля - всего имеется 6 различных категорий специалистов: инженер, тактик, ученый, навигатор, связист и медик. Если у вас не будет вообще никакого персонала, то вам просто не дадут улететь, сославшись на некомплект. Вообще-то для удачного полета вовсе не обязательно иметь представителей всех этих специальностей на борту (неплохо бы, но не обязательно), потому что во время их отсутствия управлением могут заниматься соответствующие компьютерные системы, правда, некоторые опции и функции им недоступны. Например, ремонтный компьютер не способен чинить сломанные агрегаты в отсутствие инженера.
Члены экипажа работают не за здорово живешь, а требуют весьма солидных финансовых средств на свое содержание. Так, наем одного квалифицированного навигатора может вам обойтись примерно в ту же сумму, что вам заплатят за выполнение особо сложного задания. Кстати, о заданиях. Летая по галактике, вы будете находить новые планеты - на некоторых из них есть орбитальные станции, к которым можно причалить (все службы и отделения на каждой станции одинаковые) и подрядиться на выполнение очередного задания. Миссий здесь множество - это и открытие новых планет, и исследование туманностей, поиск груза с исчезнувшего корабля, доставка груза в определенную точку, картографирование местности и так далее. Кроме того, у вас есть возможность вступить в одну из трех гильдий: торговая, исследовательская и наемников. Только тогда вам откроются специальные задания, и вы сможете начать зарабатывать приличные суммы за свои межзвездные странствия. Правда, есть здесь и одна загвоздка - в гильдии принимаются только особо опытные пилоты, то есть для того чтобы вступить в гильдию исследователей, требуется открыть немало планет самостоятельно, в гильдию торговцев - наторговать определенный объем ресурсов, а в наемники - провести несколько успешных боевых операций.
Сам полет проходит на плоской карте космоса, где ваш корабль выполнен в виде трех соединенных друг с другом и вращающихся треугольников. Почему треугольников? - я и сам не знаю, видимо, так надо. Единственные трехмерные объекты (выполненные весьма симпатично), которые вы можете встретить на своем пути - это вращающиеся астероиды и планеты. Если у вас есть сканер, то вы сможете увидеть такую новую планету (с вопросительным знаком), когда к ней приблизитесь; если же его нет, то приглашение зайти на околопланетную орбиту может поступить неожиданно и прямо-таки из ниоткуда. Также вы сможете наблюдать и многочисленные космические корабли (также с вопросиками), которые летают по большей части очень близко к планетам. Практически со всеми из них можно вступить в контакт и предложить обменяться грузами, оказать содействие в битве с пиратами, передать приветствие. Иногда требуется наличие специального технического переводчика, иначе никакого контакта просто не получиться.
Все управление во время полета выполнено в виде специальных иконок (у каждого специалиста таких штук 5-6). Так, вы сможете, подлетая к указанным точкам пространства, выходить на связь с другими кораблями в радиусе работы своего сканнера, исследовать планеты, высаживая спускаемый аппарат для сбора ресурсов, собирать валяющиеся в открытом космосе грузы, управлять силовыми полями своего корабля, менять дипломатические статусы с другими расами в этой галактике или банально нападать на кого ни попадя. Также ученый может улучшать практически все имеющиеся на борту агрегаты, только для этого ему потребуется определенное время. Если вы заблудились или вам просто в лом будет искать очередную туманность - можно подать сигнал бедствия, и в тот же момент вы окажетесь на ближайшей межпланетной станции, даже если вы ее еще не открыли.
Еще один немаловажный момент - управление силовыми полями. Осуществляет его, как и операции с оружием, тактик. Здесь необходимо, меняя приоритеты, перенаправлять всю имеющуюся на корабле энергию (в зависимости от целей), либо на двигатель, либо на сканнер, защитный щит, на обеспечение жизнедеятельности корабля и т.д. Управлять этим процессом следует весьма осторожно и умело. Так, если вы переусердствуете и бухнете слишком много на защитный щит, то начнутся энергетические перегрузки, и аппаратура начнет отказывать прибор за прибором, а если же на поддержание жизнедеятельности не будет выделено необходимое количество энергии, то моментально сдохнут все члены экипажа, что также не есть хорошо.
Конечно, все это управление кораблем, переговоры, исследования - все это хорошо, но без серьезной встряски, то есть боевых операций игра была бы гораздо менее острой и занимательной. Как уже упоминалось выше, вы можете не только атаковать пиратские корабли, но и, включив режим боевой готовности, атаковать вообще любую посудину. Тогда всплывает специальный экран боя, и вы начинаете сражаться с кораблем, который и занимает все центральное окно. Для начала следует к нему подлететь поближе (все останется, как и было, никакой трехмерности пространства здесь нет - просто модель корабля будет вырастать в размерах), так как на большое расстояние могут стрелять только очень ограниченные виды оружия, а дальше уже дело техники. Стреляем из всех имеющихся ракет и пушек (которые доступны для использования в данный момент) и выбираем для них цель - или это будет корпус корабля, его компьютер, двигатель, щит, системы оружия и т.д. Индикаторы по периметру будут показывать состояние вашего корабля и систем противника. Также то и дело будут мигать кнопочки (как на симуляторах самолетов) типа "ракета выпущена", "столкновение корпусами", "серьезные повреждения обшивки" и т.д.
Весь бой протекает в реальном времени, и стреляете вы в противника, как, впрочем, и он в вас беспрерывно. Кстати, дымовые следы от ракет или выстреливающие энергетические лучи, сияющие вспышки на обшивке корабля противника смотрятся очень даже красиво. Поскольку действительно красочной графики здесь не так уж и много, то такая "стрельба" является своеобразной отдушиной. На мой взгляд, наиболее логичным в бою оказалась охота на вражеские системы вооружения, поскольку после их отказа противник становится бесполезным куском железа, который уже не составляет какого-то труда окончательно запинать оставшимся боезапасом.
А еще можно не просто уничтожить корабль, а, например, заразить его особым (припасенным заранее, на "черный день") вирусом. Тогда большинство его систем практически полностью выйдет из строя, и он станет довольно легкой добычей.
К недостаткам же можно отнести наличие одной единственной сейфовки, отсутствие четкой сюжетной линии и отсутствие как класса сетевого режима игры. И, тем не менее, Subspace может быть весьма интересен поклонникам разноплановых космических симуляторов. Хотя у этой игры и есть масса различных направлений, таких как исследование пространства, боевые и торговые операции, но все же с играми класса X: Beyond the Frontier или Star Control ей, конечно, не сравниться. И все же она далеко не так проста, как кажется на первый взгляд. Управление здесь несколько громоздкое, и на его освоение потребуется некоторое время. Но, в общем и целом - игрушка получилось довольно занятной, и я думаю, что своего игрока она непременно отыщет.