В последние годы наметилась тенденция слияния компьютерной действительности с реальной. Особенно сильно это заметно в области развлечений. Насколько я понимаю, через несколько лет практически все фильмы будут создаваться с использованием компьютеров. Последний мультфильм от Disney (Dinosaur) вообще ставит в тупик - что это, кино или мультфильм. Индустрия компьютерных игр также не стоит на месте. И хотя, средний ПК еще не дотягивает до уровня графической станции, на которой создаются спецэффекты для кинематографии, то, что сейчас выпускается в мире трехмерных игр поражает воображение.
Выпуском в прошлом году симулятора мотоциклетных гонок Superbike World Championship EA Sports установила новый стандарт. Казалось, что лучше сделать уже невозможно, но в этом году EA Sports еще подняла планку. Новый шедевр называется Superbike 2000. Вновь, как и в прошлый раз, соавтором выступила итальянская фирма Milestone. Что же предлагается любителям мотогонок?
Первое, что бросается в глаза - прекрасная графика. В первую очередь, естественно, это касается мотоциклов и гонщиков. Модели всех шести представленных в игре мотоциклов (Ducati, Honda, Suzuki, Kawasaki, Yamaha, и Aprilia) максимально детализированы и выглядят практически неотличимо от их реальных прототипов (в чем можно убедиться во время просмотра вступительного ролика, в котором поочередно показаны реальные и компьютерные мотоциклы).
Что касается гонщиков, то в Superbike 2000 представлены 20 реальных гонщиков, участвующих в SBK Superbike World Championship, включая чемпиона мира Карла Фогерти (Carl Fogarty). Движения гонщиков сделаны очень реалистично благодаря технологии Motion capture. В результате гонщики ощущаются живыми людьми, особенно при включенной опции Full Crash, когда после падения они встают, бегут к мотоциклу, поднимают его (при этом чувствуется, что мотоцикл тяжел), после чего запускают двигатель и на бегу запрыгивают.
Столкновения выглядят душераздирающе, даже учитывая отсутствие повреждений гонщика и мотоцикла. Зрелище кувыркающегося мотоцикла, вздымающего тучи пыли на полосе безопасности, и гонщика, скользящего по асфальту рядом с проносящимися мимо супербайками. Правда, сразу возникает вопрос, а можно ли выжить, столкнувшись на скорости под 300 километров в час и пролетев несколько сотен метров перед падением? Но игра на то и игра, чтобы делать некоторые отступления от реальности, иначе из разряда ESRB Everyone игра сразу попадет в Adults Only. Не говоря уже о том, что вряд ли кому захочется играть в игру, участие в которой закончится после первого же столкновения.
Даже не знаю, рассказывать, что все 13 официальных трасс чемпионата SBK Superbike выглядят очень достоверно или просто упомянуть об этом? Думаю, играющий сам увидит и оценит работу дизайнеров. Конечно, объекты вне трассы выглядят все еще плоско и безжизненно, но во время гонки на это просто не обращаешь внимание. Тем, кто проводит много времени, играя в симуляторы Formula 1, будет интересно узнать, как меняются знакомые до мелочей трассы в Monza или Hockenheim во время мотогонок. Любопытная мелочь - при приближении к поворотам или шпилькам на экране появляется его название, что позволяет более полно окунуться в атмосферу гонок, причем название пишется на языке страны, в которой расположена трасса.
Одиночный режим игры представлен тремя стандартными разновидностями - Quick race, Single race и Championship. Последние два могут включать в себя как полный трехдневный цикл соревнований, так и упрощенный - квалификация и гонка. Варьируется число кругов и участников, что тоже является обычным в симуляторах авто- и мотогонок, как, впрочем, и возможность менять настройки мотоцикла.
Трехмерный звук в Superbike 2000 реально заметен только при просмотре повтора, во время гонки звуки довольно расплывчаты. Зато рев трибун, звуки горна слушаются очень достоверно. К сожалению, голос комментатора несколько выбивается из общей звуковой картины и звучит параллельно. Возможно, так и задумывалось, но через некоторое время возникает желание уменьшить громкость комментатора.
Теперь еще несколько слов о том, что мне не понравилось. Разочарование вызывает реализация пит-стопов. После пересечения линии ограничения скорости управление мотоциклом перехватывает компьютер, который и управляет им до самых боксов, где игра переключается в режим меню. Выезд с пит-лайн организован аналогично: вначале мотоциклом управляет компьютер, потом появляется обратный таймер, и управление возвращается игроку. К счастью, пит-стопы случаются не так часто, в основном во время stop-and-go.
Другим слабым местом игры является AI во время столкновений. Вернее, не столько во время, сколько после, когда на трассе оказывается несколько упавших мотоциклов и мотоциклистов. Не дай бог оказаться на пути у тех, кто ехал сзади. Вместо того, чтобы объехать место аварии компьютерные гонщики, следуя идеальной траектории, наезжают на не успевшего подняться гонщика и тупо волокут его за собой до тех пор, пока тому не посчастливится случайно оказаться в стороне. После этого он встает и бежит к своему мотоциклу, а другие гонщики вполне могут врезаться в него, если он окажется на траектории. Эта проблема решается отключением опции Full Crash. При отключенной опции после столкновения компьютер сам восстанавливает вас на трассе, что, кстати, экономит от 20 секунд на подъеме мотоцикла.
В целом же Superbike 2000 заслуживает только похвал. По моему мнению, он занимает в мире мотосимуляторов такое же место, какое в мире симуляторов Formula 1 занимает Microprose Grand Prix 2.