Работай, работай, негр, солнце еще высоко.
Народный фольклор
Эта история случилась во времена средневековья, когда нашим королевством правил великий и справедливый король Карл. Королевство при нем процветало: торговля и ремесла развивались, крестьяне собирали богатый урожай, налоги взимали справедливые, поэтому в государстве нашем была тишь да благодать. Конечно, были иногда и недовольные, пытавшиеся поднять бунт против короля, но он железной рукой наводил везде порядок, приводя смутьянов в чувство. Спустя какое-то время у короля родился сын, и его радости не было предела, хотя появление на свет наследника престола и было отмечено плохими предзнаменованиями, тогда на это никто не обратил внимания.
Но время шло, молодой принц Лотар рос, и уже с детства у него заметили особые способности к военному делу. Пока Лотар был отроком, его учили самые мудрые учителя со всего королевства. Впервые молодой принц проявил себя в деле, когда на северных границах нашего государства стали появляться дикие племена. Именно тогда он выиграл свой первый, но далеко не последний бой.
Наш король Карл, видя успехи сына, решил доверить ему одну из провинций, где дела шли совсем плохо. Уже через несколько лет положение там исправилось кардинальным образом, а местный городишко превратился во вторую столицу государства и торговый центр.
В тайне от короля принц Лотар стал формировать и тренировать свое войско, а так как в королевстве в это время было все спокойно, то ему стало скучно. Его люди начали ввязываться во всевозможные неприятности, и однажды случилось самое худшее: на принца поступила жалоба от его соседей на творимые им беззакония.
Наш король Карл, как бы ему трудно не было, приказал казнить людей принца Лотара, но посланный гонец пропал без вести в дороге. После этого к принцу был отправлен советник короля в сопровождении рыцарей, но и он вернулся ни с чем. И вот тогда Карл направил своих солдат, чтобы навести порядок, но сражение королевских войск и армии принца Лотара закончилось полным разгромом войск короля. Видя, что положение с каждый днем ухудшается, Карл объявил своего собственного сына бунтовщиком и изменником Родины (кто бы знал, как тяжело ему дался этот приказ).
Сразу после этого вспыхнула гражданская война, и часть баронов переметнулись на сторону принца в надежде получить земли и богатства своих соседей. И вот теперь война докатилась до ворот королевской резиденции, а Вас, мой молодой друг (капитан королевской гвардии), король только что назначил главнокомандующим своими войсками, вернее их остатками. Вы - наша последняя надежда в этой ужасной, братоубийственной войне.
Вот в такую непростую ситуацию Вы попадаете, как только садитесь играть в Knights and Merchants (K&M). И хочу сразу предупредить, что впереди Вас ждут кровопролитные сражения, в которых предстоит терять своих друзей, а также многочасовые занятия экономикой и хозяйством, от которых голова пухнет и идет кругом. Обычно под Вашим командованием находится всего лишь несколько крестьян и воинов, но в некоторых миссиях (особенно тяжелых) получаете под свое командование несколько отрядов, дабы они прикрывали тылы, пока Вы занимаетесь экономикой. Так что приготовьтесь в игре развивать свое хозяйство как можно быстрее и активнее, в противном случае Вы просто можете быть не готовы к началам боевых действий противником.
Но в K&M, прежде чем начать создавать армию, придется подумать над тем, на какие средства Вы будете ее содержать. Если Вы думаете, что дело тут в деньгах, то сильно ошибаетесь, главная проблема - это накормить всех своих подчиненных, а это ох какое непростое дело.
Ну вот мы и подошли к самому животрепещущему вопросу в игре - питанию. Всех Ваших едоков можно поделить на две половины: те, кто ходят и могут есть сами, и те, кого нужно кормить с "ложки". К первым относятся мирные жители Вашего поселения, а во вторую группу верноподданных входят Ваши солдаты. История умалчивает, что с ними такого случилось, что они не могут ходить сами в столовую как остальные, но это не отменяет регулярных продовольственных походов Ваших крестьян к месту базирования армии. Если Вы, не дай бог, не сможете обеспечить своевременное питание своим людям, они начнут умирать с голоду, как мухи поздней осенью, да так быстро и оперативно, что противнику даже не придется воевать с Вами - не с кем будет.
В игре всего три типа продуктов: алкоголь /вино/, хлеб и колбаса (выпил - закуси, как и положено). Все эти дары природы надо вырастить, собрать, обработать и отнести в замок, откуда они впоследствии будут распределены в соответствии с надобностью.
Вашей главной задачей как хозяйственника и экономиста станет правильное планирование всех зданий (всего 25), их постройка, прокладка дорог между ними, добыча полезных ископаемых (уголь, железная руда, золото), правильное ведение сельского хозяйства и обеспечением всем необходимым "мастерских", для того чтобы они производили оружие, продукты питания и т. д.
Изначально у Вас есть небольшой запас всего необходимого, но расходовать его надо с умом, та как на все его не хватит. Поэтому сначала постройте хижину для каменотеса, дровосека и столяра. Эти трое обеспечат Вас стройматериалами для постройки всего городка. После того как они заработают, можете приниматься за подъем из разрухи сельского хозяйства. Обеспечив таким образом себе постоянное поступление самых необходимых вещей, можно смело переходить к постройкам остальных работных домов.
Структура Вашей экономики и хозяйства очень проста, ее просто надо понять и как следует наладить, чтобы она работала и не давала сбоев в самый неподходящий момент. Выглядит она примерно так: произвел (вырастил, добыл) необходимое сырье (материал), доставил его на переработку, потом на выделку (обработку), после чего все произведенное добро отправляется на склад, где и хранится до тех пор, пока не будет затребовано и использовано по своему прямому назначению. Все лишнее складируется в замке про запас, хотя есть возможность и остановить производство. Конечно, поначалу у Вас может что-то не получаться, но со временем Вы, безусловно, во всем разберетесь и построите более совершенную модель экономики, чем наши с Вами предки.
Я так много рассказывал о достижении победы, что пора рассказать о тех, кто кует для нее "оружие" - о простых людях. В игре существует 12 различных видов работяг, которые выполняют всю работу, которую Вы им поручите. Построив домик, надо отправить туда специалиста, которого нужно предварительно обучить ремеслу в школе. Как известно, все в жизни чего-то стоит, вот и за учебу надо платить. Стоимость обучения невысока и стандартна для всех специальностей - 1 сундук с золотом.
Вот мы и столкнулись с финансовой стороной игры. Изначально у Вас имеется кое-какой запас, но для дальнейшего развития необходимо наладить постоянную добычу золотой руды и ее последующую чеканку золотых монет.
Помимо всего этого необходимо заниматься еще и горным делом, т.е. добывать уголь, железную руду и золото. Шахты со временем истощаются и приходится строить новые.
И напоследок о производстве всякой всячины (оружия, продуктов, доспехов и т. д.) в игре. Некоторые из товаров создаются при наличии двух других, а некоторые материалы необходимы сразу в нескольких мастерских (уголь, пшеница, железо, дерево) поэтому не удивляйтесь, когда Вам не хватит только одного места добычи исходного сырья. Иногда надо организовать добычу и поставку сырья на поток, настоящий конвейер.
Ну вот пожалуй и все, что Вам необходимо знать о том как устроена экономика и хозяйство в Knights and Merchants, поэтому предлагаю перейти к формированию своей армии и началу активных боевых действий против мятежников. К сожалению, построить хорошую крепость Вы не сможете, т.к. Ваши крестьяне не умеют строить оборонительные стены, но хорошо хоть то, что охранные башни они научились возводить. Правда, на пути армии врага даже целый ряд таких башен не серьезная преграда, т. к. воин сидящий в башне может сделать всего пять выстрелов по врагу, а потом отдыхает в ожидании того, пока крестьяне принесут "боеприпасы". Поэтому основная военная сила - это Ваши солдаты. Вся Ваша армия состоит из трех видов войск: пехота (копейщики, меченосцы, народное ополчение), стрелки (арбалетчики и лучники) и кавалерия (тяжелая и легкая).
Перед тем как начать формировать свой первый боевой отряд, надо произвести и доставить в казармы все для этого необходимое: щиты, луки, мечи и копья, рыцарские доспехи и привести с конюшни лошадей.
Надо отметить, что ко времени начала гражданской войны наши доблестные полководцы уже знают, что такое строй и для чего он служит. Поэтому не удивляйтесь, когда встретите на поле боя правильно построенные войска противника (помните, что говорил Вам советник про принца Лотара), а примените на деле все свои полководческие таланты. К сожалению, unit'ы не всегда могут сохранить строй во время ближнего боя и тогда начинается куча мала. Что мне понравилось во время боя, так это то, что Ваши лучники когда стреляют в такую кучу попадают и в своих.
В целом бой выглядит очень реалистично. Как и во всех современных стратегических играх огромную роль играет, как атакован противник, так, например, атака кавалерией в тыл пехоты или лучников даст больший эффект, чем лобовая, а бросать в ближний бой стрелков совершенно бессмысленно потому, что они слабо защищены и т. д.
Перед боем имеет огромное значение как построены Ваши войска, из-за неправильного построения может быть проигран не только этот конкретный бой, но и вся миссия целиком. Вообще, у каждого воина есть две характеристики: защита и атака. Посмотрев на них, Вы сразу сможете определить, какое место ему лучше отвести в бою.
Есть несколько различных тактик и стратегий ведения боя с противником, в которых учитывается численность обеих армий, их состав, местность, где происходит сражение и т. д. Заикнувшись о влиянии рельефа местности на исход боя, придется рассказать об этом чуть подробнее. В K&M холмы, низины, горы и болота сделаны не только для красоты, но и реально влияют на происходящие события (лучники с холма стреляют дальше и точнее, а всадники и пехотинцы через болото двигаются медленнее, чем через равнину). Обычно главная цель любой миссии - это уничтожение основных построек неприятеля: замок, казармы, столовая.
Графика в игре сделана добротно (ведь Knights & Merchants делали бывшие сотрудники компании Blue Byte, которые ранее занимались разработкой третьей части Settler'ов), но больше всего меня порадовала то, как сделана анимация движений крестьян во время работы в поле и в мастерских, солдат в бою и в походе. Хочется сказать создателям игры огромное спасибо за проделанную работу и за то тонкое чувство юмора, которые они вложили в игру. Вы только посмотрите, с каким удовольствием валяются хрюшки в грязи своего родного хлева, а винодел старательно давит спелые ягоды винограда в огромной деревянной бочке, мясник дремлет на веранде своего домика в ожидании очередной тушки, мельник смотрит в окошко, а чего стоит обед в столовой. А процесс постройки дома: сначала крестьяне доставляют стройматериал, после чего рабочие начинают возводить дом: первыми появляются несущие балки и фундамент, затем стены и крыша, и в последний момент устанавливаются окна и двери.
Звуки и музыка в игре не уступают по качеству исполнения графике, они создают атмосферу реального присутствия в этом средневековым виртуальном мире. Когда будете играть в эту прекрасную игру, отвлекитесь на несколько минут от происходящих событий на экране и просто послушайте. Вы услышите пение птиц, шелест листьев на деревьях, мерный скрежет огромных мельничных кругов и стук кирки каменотеса, а какое неизгладимое впечатление оставляет последние крики умирающего от голода крестьянина или воина на поле боя.
Управление в игре простое, все действия легко произвести с помощью мыши и рассказывать об этом не стоит.
Мне только остается сказать в заключение, что ребята из Joymania Entertainment - молодцы, их первая игра оказалась настолько интересной, что оторваться от нее невозможно. А также хотелось бы поблагодарить компанию Snowball Interactive, которая перевела эту игру на русский язык и дала нам всем возможность оценить ее по достоинству.
985 Прочтений • [Война и Мир ( Пан Витвицкий )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]