Сменяя друг друга, три гонщика ведут машину целые сутки. Механики работают и днем, и ночью. Бурлит людское море из тысяч болельщиков. Не смыкают глаз руководители команд, судьи, журналисты, пожарные, полицейские... Это - Ле-Ман.
"24 часа Ле-Мана" - гонка особая. Проводится она с незапамятных времен, переживала и подъемы и спады. Вроде бы в начале девяностых она чуть было совсем не загнулась - тем более что ликвидировали чемпионат мира в классе спорт-прототипов, куда Ле-Ман входил в качестве одного из этапов. Крупные автомобильные фирмы, проявлявшие интерес к французскому марафону, тут же его потеряли. Да и действительно, есть ли резон готовить машины и экипажи ради того, чтобы они вышли на старт один-единственный раз в году, пусть и на 24 часа?
Подобный вопрос может возникнуть и у того, кто размышляет, не купить ли ему новую игрушку фирмы ... Ну, хорошо, даже если знаменитая гонка смоделирована наилучшим образом, то не слишком ли мало для целой игры - одна гонка, одна трасса...
Спокойствие, только спокойствие. Все там есть, и отдельные гоночные серии, и чемпионаты (состоящие из длинных либо коротких гонок), и тестовые заезды на различных трассах. Есть и самое главное, из-за чего весь огород городили - гонка в Ле-Мане. Она сама по себе многого стоит - недаром многие зубры автомобильной промышленности вновь готовят "фирменные" команды к участию в марафоне. Так что в игре вас будут обгонять и Nissan, и Toyota, и BMW...
Игроку предстоит пройти горнило различных схваток на трассах, заработать солидную репутацию, получить приглашение в солидную команду, и лишь тогда претендовать на победу в супермарафоне. А что же, с самого начала игры в Ле-Ман нас не пустят? Да ради Бога!
Как и в настоящей жизни, стартовать в Ле-Мане довольно просто. Ну, то есть в настоящей жизни вы обязаны быть каким-никаким профессиональным гонщиком, обладать определенными навыками и опытом - но существуют, не ошибусь, сотни пилотов, которым ничего не стоит при желании найти себе место в одной из записавшихся на Ле-Ман команд. Только не все туда рвутся... И вовсе не только из-за трудности знаменитого марафона, где пилот в течение суток спит лишь урывками, пока машину ведут его товарищи по команде. Во-первых, попадание в квалификационный список Ле-Мана вовсе не гарантирует выход на старт (несмотря ни на что, желающих стартовать предостаточно). Во-вторых, в сильные команды, претендующие на победу, может попасть лишь действительно выдающийся пилот "со стороны" (к примеру, бывший гонщик Формулы-1), так как большая часть экипажей набирается из "своих" - заводских гонщиков, выступающих за фирму в других соревнованиях. Так что заявиться-то на Ле-Ман можно, но в составе слабенькой, ни на что не претендующей команды.
Первое обстоятельство в игре игнорируется - квалификация (кстати, до обидного маленькая, всего лишь один круг!) служит только для расстановки гонщиков на стартовой позиции, как бы плохо ты ее не проехал, в гонку все равно попадешь. А вот второе обстоятельство учитывается, да еще как... В Le Mans 24 Hours нет режима карьеры, но между тем весь игровой процесс смоделирован каким-то подобным образом.
Интерфейс одного из меню игры построен в виде персонального компьютера, на котором высвечивается содержимое вашего почтового ящика. На момент начала игры там есть письма всего лишь от двух команд, приглашающих вас на работу сроком на один сезон. Это команды так называемой категории GT2 - самые слабые из участвующих в ле-мановской гонке. Они используют почти серийные, хоть и очень мощные, машины (в данном случае - Marcos и Porsche 911). Выиграть Ле-Ман на них не под силу даже собранным в одну команду лучшим гонщикам Формулы-1! Да к тому же польстившиеся на вас команды - из самых слабых даже в категории GT2... Но делать нечего - в одну из этих двух команд вы должны "путем взаимной переписки" записаться и начать выступать в любом виде соревнований, доступных в игре. И если вы не будете при последующих загрузках менять имя игрока, то все ваши достижения будут тщательно учитываться.
Гонщик, стартовавший в Ле-Мане 20 раз и ни разу не доехавший до финиша, на благосклонность работодателей рассчитывать не может. Чтобы получать предложения от более сильных команд категории GT2 (а в дальнейшем - от команд, использующих спорт-прототипы или машины класса GT1), нужно набирать какие-то очки, занимать в гонках призовые места... И учтите, что, участвуя в любом чемпионате или гоночной серии, вы все равно работаете на свой авторитет, который учитывается при приглашении на Ле-Ман. Хорошо помогает росту вашего престижа также попадание в списки показавших лучший результат на той или иной трассе.
Можно опробовать более мощные машины и с самого начала, но лишь в режиме тренировки. Разница в поведении разных машин показана достаточно наглядно. Вообще моделирование процесса езды сделано неплохо, что называется, в рамках допустимой нормы аркадности. Хорошо переданы различные боковые скольжения автомобилей, начинающих терять управление, потеря контроля над машиной после толчков соперников и так далее. Хотелось бы, конечно, чуть больше "заднемоторности" в поведении Porsche 911... Но, в общем, все на уровне. Соперники показывают фантастически быстрое время в квалификации, но в гонке на трассе не озадачивают чем-то особенным - обгонять их можно и нужно.
Кстати, поведение гонщиков непосредственно в Ле-Мане и на других трассах довольно реалистично различается. Если в чемпионате (состоящим из множества гонок) сзади тебя оказывается желающий тебя обогнать соперник, он, как правило, пытается это делать, а порой даже идет на довольно серьезный риск. Зачастую приходится ездить прямо-таки змейкой, отбивая настойчивые атаки слева и справа. В Ле-Мане (как и на настоящем марафоне) никто не рискует без особой надобности. Даже обгоняющие на круг монстры категории GT1 боязливо отступают, если в твоем поведении обнаруживаются признаки непредсказуемости.
Пару раз опасно вильнув из стороны в сторону, ты можешь заставить их довольно долго искать нудный момент для обгона. Хотя, по идее, ты должен уступить им без боя - судьи давно машут тебе синим флажком... Но удобный момент для обгона соперники, надо отдать должное, всегда находят - и атакуют уверенно.
Помимо синего флажка, в игре используются и все прочие - в том числе и желто-красный "масляный" - там, где его показывают, действительно скользко и можно улететь на обочину. Масло выливается из неисправных машин - что довольно радостно, ломаются они у соперников весьма часто. Но не всегда это бывает кстати... Еще долго я буду вспоминать эпизод, как на одном из этапов спринтерского (то есть состоящего из коротких гонок) чемпионата я старательно преследовал одну машину - шла борьба за второе место. Очки были ох как нужны! Почти уже догнал, приготовился обгонять... И тут машина моего соперника в быстром повороте разворачивается поперек дороги, из всех щелей начинает валить дым... руль в сторону, резко по тормозам! Пока я от нее увертывался, человек семь проскочило мимо. Так и приехал на финиш без очков.
Ну ладно, это лирика. Пора собираться в Ле-Ман, на главную гонку сезона. Если у вас нет времени, можете ее проехать за 12 минут. Можете поставить и более длительное время, в том числе (держитесь!) и "честные" 24 часа! Но даже если вы выбираете более короткий временной промежуток, то в него будет спрессован весь суточный марафон. То есть через некоторое время после старта начнет темнеть, зайдет солнце, выйдет луна, воцарится ночь... потом рассвет, и финиширует гонка днем. Надо сказать, что ночь в игре настоящая. Она ничем не напоминает темное время суток в некоторых аркадных покатушках, когда небо вроде бы усеяно звездами, а на трассе светло как днем - от окружающих домов, фонарей, да и вообще от всего - такое впечатление, что все сооружения вокруг светятся. Нет, в Ле-Мане не так. Конечно, пресс-центр автодрома горит во тьме огнями, а на пит-лэйн - море света, так что вдоль главных трибун ехать достаточно светло. Но это французское кольцо очень длинное! И там есть такие места, что, если выключишь фары, то наступит полная темнота. Абсолютно темный экран монитора! Во всяком случае, до тех пор, пока на этом участке не покажутся соперники - уж они-то выключать светотехнику не станут. Да и со светящими фарами ночью ехать довольно сложно. То и дело из темноты выныривает отбойник, надо поворачивать, но куда? Асфальт перед машиной почти не виден...
В общем, адреналина в кровь эта гонка может понагнать немало. Графическое решение и звуковое оформление игру не особенно украшают, но и не портят. Конечно, при желании можно найти недостатки и в изображении (поребрики на трассе почему-то шириной аж с гоночную машину...) и в звуке (переключение передач довольно сочное, но слишком уж громкое - такого даже на гоночных автомобилях не бывает). Но это мелочи. Игра получилась, и я готов рекомендовать ее всем поклонникам автоспортивных симуляторов.
Серьезными недостатками следует признать разве что отсутствие режима коллективной игры и очень скромные возможности по настройке машины на гонку.