Сказка для взрослых Довольно редко бывает так, что игра, которую ждешь больше полутора лет, не только оправдывает все возложенные на нее надежды и ожидания, но даже превосходит их. Обычно собственные мечты и фантазии, построенные на малочисленной информации, выловленной из бескрайнего моря по имени Internet, вдребезги разбиваются о реалии вышедшей игры. И оказывается, что вот тут авторы чуть-чуть "не докрутили", а здесь вообще имели в виду другое. Что те красивые скриншоты, которые вселяли в твою душу столько надежды и есть самые интересные моменты всей игры. И от этого становится очень, очень грустно.
Но все же есть на свете справедливость. И иногда происходят настоящие чудеса. И именно о них поведу я сегодня свою речь.
Об игре The Longest Journey (TLJ) я впервые услышал еще в конце 1998 года. Уже тогда по немногочисленной информации и приятным скриншотам можно было сделать вывод, что это будет очень неплохой Quest. Вышедшая полгода спустя демо-версия, только сильнее укрепила мои "подозрения". Но то, чем оказалась эта игра на самом деле, превзошло все мои самые смелые ожидания. Жанр Quest не умер, как считали многие, он жив, и выход TLJ - прямое тому доказательство.
Итак, садитесь поудобнее, я расскажу Вам об игре, которая сразу вырвала меня из лона семьи почти на двое суток, и до сих пор продолжает цепко сжимать в своих крепких объятиях.
На первый взгляд, история, которую нам пытаются рассказать авторы, не слишком нова и оригинальна. Суть ее основывается на существовании двух параллельных миров, в одном из которых (Arcadia) правит магия, волшебство и "хаос", а в другом (Stark) наука, техника и "порядок". Естественно, что в таких условиях существуют люди (Shifter'ы), наделенные природной способностью по своей воле перемещаться из одного мира в другой. И именно к таким нестандартным личностям и относится главная героиня игры по имени April Ryan.
До своего 18-летия она и не подозревала о своем "скрытом таланте", но сразу после наступления этой знаменательной даты ее ночи стали весьма беспокойными. Приходящие во снах "кошмары" были настолько реальны, что казались явью. Это очень серьезно беспокоило молодую девушку, хотя она изо всех сил и пыталась вести прежний, нормальный образ жизни.
Каково же было ее "удивление" (если, конечно, это чувство можно назвать так), когда в один прекрасный день довольно странный пожилой господин (по имени Cortez) открыл ей, наконец, истинную природу того, что происходило. Шоковое состояние от осознания того, что ее родной мир не является абсолютной реальностью и существует в странном соседстве с миром магии и волшебства, сменилось любопытством. И героиня с интересом начала изучение новой вселенной.
Я не стану в этой статье рассказывать Вам все подробности сюжета, поскольку не хочу испортить Вам удовольствия от прохождения этой чудесной игры. Отмечу только основные его черты. История, рассказанная авторами игры достаточно последовательна, т.е. не позволяет Вам пройти TLJ несколькими альтернативными путями. Но такая линейность с лихвой компенсируется огромным количеством локаций, персонажей и детализированной проработкой сюжетной линии.
Longest Journey скорее напоминает интересную, интерактивную книгу, чем простую компьютерную игру. В ней Вас ожидает огромное количество диалогов, которые не кажутся занудными, а, наоборот, помогают Вам полнее постичь суть всего происходящего. И история эта оказывается далеко не так проста, как кажется в начале. Уже к середине игры April узнает, что баланс, веками существовавший между мирами, нарушен. И, более того, на ее хрупкие девичьи плечи ложится почти непосильная ноша, т.к. спасти эти миры предстоит именно ей. С этого момента игра начинает по обстановке немного напоминать незабвенный Outcast, в котором главный герой тоже помимо своей воли оказывается в роли Мессии. С одной стороны, героиня вовсе не горит желанием совершать подвиги и радикально изменять свою обычную жизнь, но с другой, узнавая подробности грозящей мирам катастрофы, она невольно принимает правила игры и, в конце концов... Но это Вы лучше узнайте сами.
На поверку сюжет и все события, происходящие в TLJ, оказываются более взрослыми (я бы сказал, недетскими) и серьезными, чем это можно себе представить в начале (например, хозяйка дома, где живет наша героиня, является активной лесбиянкой и вовсе не скрывает своих пристрастий). Да и вообще в урбанизированном мире Stark Вам частенько могут встретиться проявления американской ненормативной и сленговой лексики (так, фраза "Fuck Off!" в ответ на простой стук в дверь, расценивается не как оскорбление, а скорее как простое начало диалога).
Ну вот, кажется про сюжет и все. Единственное, что еще стоит отметить, так это некую "зацикленность" авторов на числе 13. Мало того, что по сюжетной линии эта цифра попадется Вам не раз (например, это число избранных Хранителей, поддерживающих баланс между мирами), так еще и частей в игре именно 13. Какой-то чертовщинкой попахивает, не правда ли.
В целом по gameplay TLJ представляет собой классический и очень добротно сделанный Quest, со всеми необходимыми атрибутами. Такие игры могут с честью именоваться "правильный" Quest, если Вы понимаете, о чем я говорю...
Диалоги с персонажами и журнал April дадут Вам вполне достаточно информации для плавного прохождения всех загадок и перипетий сюжета. Они (загадки) не всегда очень простые, но всегда имеют логичное и следующее из сюжетной линии решение, которое нужно только разглядеть. Кроме того, ведется подробный журнал (Log) всех проведенных героиней разговоров, и если Вы боитесь, что упустили что-то важное их всегда можно перечитать.
Помимо этого, Longest Journey весьма дружественный Quest. А это значит, что главная героиня не может в нем погибнуть, да и ключевые предметы Вам не дадут потерять или выйти на следующий виток сюжета без них. Это очень хорошо и дает Вам достаточно свободы для импровизации, не заставляя думать о сохранении на каждом шагу.
И последним штрихом в моем радужном портрете этой игры станет графика и звук. Это трудно описать, и лучше, конечно, самим не один раз увидеть и услышать. Но вкратце, перед нами отличный пример сочетания современных 3D технологий со старыми и проверенными 2D приемами в Quest'ах.
На красивейших рукотворно нарисованных background'ах авторы поместили полностью трехмерных персонажей, да еще и насытили игру сюжетными мультипликационными вставочками. Все диалоги озвучены профессиональными актерами, да к тому же фоновая музыка и звуки заслуживают отдельных похвал. В результате с самой первой сцены мы погружаемся вместе с героиней в мир ее повседневной жизни, грез и "кошмаров", который способен с легкостью затмить собой современную (местами достаточно серую) реальность.
Вывод однозначен. The Longest Journey - эпохальная игра, пропустить которую просто нельзя. В ней органично переплелись интересный сюжет, отличная графика и грамотная реализация всех идей. Не знаю, сумеет ли она завоевать титул Quest года, т.к. до конца его еще очень далеко, но в десятку лидеров она попадет наверняка.