Бывают игры, в которых при любом количестве управляющих клавиш, главными становятся всего две, отвечающие за функции Save и Load. И такое положение вещей вовсе не означает, что они плохие. Просто их специфика такова, что при малейшей ошибке игрока ждет фатальный финал и заставка с надписью "Game Over".
Раньше такой фатальностью страдали очень многие жанры (даже Quest), но со временем все устаканилось, производители стали с большим уважением и любовью относиться к нам, игрокам, и такие феномены стали редки.
Пожалуй, такое положение до сих пор сохраняется лишь в том случае, если в игре есть серьезные задатки головоломки, части которой мы должны уравновесить своими действиями. В этом контексте сразу вспоминается такой стратегический шедевр недавнего времени, как Commandos, где нам частенько приходилось "сохраняться" и "загружаться", пока обнаруживался правильный тактический ход или просто "госпожа удача" улыбалась нам.
А теперь представьте себе, что Вам предлагается практически та же задача, что и в Commandos, только время действия перенесено в будущее, а доблестный боец всего один. Правда, Вы можете сказать, что это скорее уже напоминает сюжет про Джеймса Бонда. И окажетесь почти правы, с одним очень важным "но" - полной вседозволенности как у великого спецагента, ждать не приходится. Все строится только на старых и проверенных принципах скрытности. Бесшумность и незаметность - вот наше главное оружие в предстоящей борьбе.
Но, не буду больше испытывать Ваше терпение, и назову имя нашего сегодняшнего гостя - Metal Gear Solid (MGS).
Знакомым чем-то повеяло, не правда ли? Не то золотым детством на приставках Atari, не то зрелой юностью на Playstation? Роботы, опять-таки в голову лезут...
Все правильно, наш гость уже отнюдь не новичок в игровом бизнесе. И пережил уже не одну реинкарнацию, кочуя по приставочному миру. Правда, тех, кто вспомнил роботов, я слегка расстрою, он всего лишь тезка известного роботосимулятора Heavy Gear, хотя гигантский робот в качестве одного из сюжетных ходов там действительно будет.
Итак, наш уютный мир PC посетил залетный гастролер, уже успевший снискать себе мировую популярность. Но, увы, правила, по которым существуют приставочные игры, достаточно сильно отличаются от того, к чему мы уже привыкли на "персоналках". И именно в этом я вижу основную причину того, что безусловным хитом этой игре на PC не стать. Уж больно много в ней осталось отголосков той платформы, с которой она к нам пришла. Но давайте я лучше расскажу обо всем по порядку, а то вдруг кто-то совсем не знает, о чем идет речь.
Завязка сюжета игры не слишком оригинальна и витиевата. Группа террористов захватила военную базу на Аляске, и, требуя колоссальный выкуп, угрожает всему мировому сообществу ядерной катастрофой. Дело усложняется тем, что в ряды вымогателей затесались несколько спецов из элитного военного подразделения, некоторое время назад бесславно расформированного.
Естественно, что для борьбы с такими профи военные извлекают из небытия одного из их коллег, по кличке Solid Snake, который как раз томится в одной из тюрем (почти фильм "Скала" получается, Вы не находите). Именно ему (а точнее Вам в его образе), и выпадает почетная обязанность тайно проникнуть на базу террористов и помешать их коварным планам. И в результате, нас со всей киношной картинностью на специальной торпеде с подводной лодки отправляют в самое пекло.
Первое ощущение, посетившее меня в игре, было весьма странным. И объяснялось оно тем, что никакого оружия великому спасителю мира почему-то не выдали. То есть вообще никакого, хотя при тренировках, чем только пользоваться не приходилось. А значит, единственный оставшийся доступным способ борьбы с врагами - это сворачивание им шей, если удастся подойти сзади.
По этой странной прихоти авторов несколько первых этапов скорее напоминают игру в смертельные прятки, где Вам приходится внимательно изучать траектории движения охраны и стараться не столкнуться с ней нос к носу, чтобы снизить частоту нажатия кнопки Load.
Правда, для успеха этой процедуры авторы предусмотрели специальный радар, который не только показывает Вам текущую карту местности, но и высвечивает зоны видимости каждого охранника. Таким образом, большую часть игры придется смотреть именно на него, а не на само игровое поле.
Причем сам процесс нахождения оптимальной траектории сильно упрощен. Забудьте про сложности, памятные из Commandos, когда охранники могли увидеть одиноко стоящую фигуру с весьма солидного расстояния. Здесь все по-приставочному просто: зона видимости охраны не превышает нескольких метров. И охранник может идти буквально за нами следом, но совершенно при этом не обращать на нас никакого внимания.
Зато в компенсацию за столь плохое зрение, авторы наделили охранников весьма чутким слухом. Правда, здесь тоже не обошлось без странностей. Наибольшее звуковое возмущение вызывают не простые перемещения героя, а только его переход с одной поверхности на другую. Например, можно совершенно безнаказанно бегать почти за спиной у противника, но упаси Вас бог при этом наступить, например, в лужу - тут Вас непременно заметят.
Короче, вам придется внимательно изучить те правила, по которым живет мир MGS, поскольку они серьезно отличаются от общепринятых. И в случае, если вы освоите их, серьезных сложностей с продвижением вперед возникать не должно.
К сожалению, при всей закрученности сюжета и большом обилии видеовставок на движке, сам процесс игры не слишком интересен. В большинстве мест он сводится к старой доброй формуле "найди-ключ-от-той-двери-и-иди-дальше", которая уже почти отмерла в современных играх.
Кроме того, по платформенной традиции, периодически Вас будут стравливать с Боссами (в лице бывших коллег по спецподразделению), в поединках с которыми будет проверяться Ваше желание идти по игре дальше. Лично меня они довольно сильно напрягали, если не сказать изматывали, т.к. я предпочитаю плавное развитие игровых событий, где с ростом сил главного героя пропорционально "крутеют" и враги.
Иногда в качестве компенсации за все предыдущие "но" игра подарит Вам несколько альтернативных вариантов решения той или иной задачи. Но за нелинейное развитие сюжета такое положение дел принимать никак нельзя, т.к. через все ключевые места и моменты Вас в любом случае протащат.
Что же еще? Ах да, нужно сказать про оружие, на которое я несколько преждевременно наехал вначале. Этого добра на деле оказывается довольно много, правда добывать его придется только на вражеской территории. Итак, Вам предоставят возможность пострелять из пистолета с глушителем, автомата и снайперской винтовки, покидать гранаты, повзрывать стены C4, а также овладеть техникой стрельбы из "Стингера" и управления снарядами типа ПТУРС.
Поскольку игра заявляется в весьма загадочном жанре Tactical Espionage Action, авторы не поленились выпустить ее на двух компакт дисках, причем второй полностью занят тренировочными миссиями. И если Вы думаете, что это излишне, то смею Вас заверить, что нет. Только пройдя достаточное количество тренировок, я обучился нормальному владению оружием, и обнаружил массу забавных тактических приемов проникновения на охраняемые объекты. Да и вообще, многие тренировочные миссии скорее напоминают специально закрученные головоломки, так что преодолевать их оказывается весьма забавно.
Что ж, на закуску я оставил два весьма серьезных пережитка, связанных с приставочным прошлым MGS.
Первый касается графики. Хоть при портировании игры на PC нам и разрешили выставлять более высокое разрешение, чем 640х480, в целом графика игры смотрится бедновато для современного уровня. И хотя движения солдат и главного героя выглядят неплохо, полигонов им явно не достает. Особенно явственно это вылезает при более крупных планах, использующихся в скриптованных сценках. В такие моменты хочется тихо всплакнуть, вспоминая красоты, показанные нам только недавно игрой Elite Force.
Вторая претензия тоже не удивительна и относится к управлению. Наверное, любителям прибора под названием GamePad оно и не покажется странным, но лично я не привык к тому, что в трехмерной игре все управление движением осуществляется не относительно героя, а относительно текущей карты (т.е. стрелка вверх - идти на север, а вправо - на восток). При виде камеры сверху к таким изыскам еще можно привыкнуть, но вот когда герой прижимается спиной к стене и камера оказывается перед ним, понять, что для его движения вправо по экрану нужно нажимать кнопку вверх - порой бывает весьма сложно.
Такое управление очень часто приводило меня к коллизиям, когда задуманный мной хитроумный маневр срывался просто по причине нажатия не на ту клавишу. Уж про то, что можно было бы глубокоуважаемую "мышь" привлечь к этому процессу, я и вообще не заикаюсь, о ней авторы просто не знали (что с них приставочников взять).
Ну вот, кажется, я про все сказал. В данном случае в качестве вывода хочу сказать несколько слов в защиту этой игры. Если не предъявлять к ней повышенных требований и заранее понимать, что это творение пришло к нам из "другого мира", то знакомство с ней может оказаться для многих весьма приятным. Даже я, при всех изложенных "но", с увлечением гонял ее несколько вечеров, особенно порадовал диск с отдельными миссиями (т.е. Тренировочный), где многие задачи требовали весьма не тривиальных решений.
А еще стоит отметить, что скоро нас ждет пришествие ее прямого конкурента, но уже из "нашего мира" под названием "In Cold Blood", в чреве которого течет та же шпионско-диверсионная кровь, но уже лишенная большинства проблем, которые я поднял в этой статье. Так что самое время нам приобщиться к корням, так сказать, и попробовать свои силы пока в Metal Gear Solid, а там глядишь, через месяцок, и смена подоспеет.