Вопреки распространенному заблуждению, ацтеки существуют и сейчас. Это крупнейший индейский народ Мексики, его численность - около миллиона человек. Но, конечно, нынешние ацтеки вряд ли могут вдохновить разработчиков компьютерных игра на создание эпических произведений. То ли дело их предки, создавшие одну из самых могущественных держав доколумбовой Америки. Как известно, ацтекская империя была уничтожена испанскими конквистадорами в XVI веке. В наше время, особенно в советской исторической традиции, принято возмущаться варварством белых колонизаторов, истребивших великую и самобытную культуру. Не все, однако, так однозначно. Недаром Бродский писал:
Все-таки лучше сифилис, лучше жерла
"Единорогов" Кортеса, чем эта жертва.
Ежели вам глаза скормить суждено воронам,
Лучше если убийца - убийца, а не астроном.
Цивилизация ацтеков была одной из самых жестоких в мировой истории. Инки, тоже не бог весть какие демократы, по сравнению с ацтеками просто "Международная амнистия". Агрессивная абсолютная тирания с рабовладением, изощренными пытками и регулярными человеческими жертвами - так выглядела ацтекская теократия.
Новая стратегия, имеющая определенное сходство с Settlers, предлагает вам возглавить ацтекскую нацию и переписать историю, разгромив испанцев. До этого, впрочем, надо еще дожить - и до испанцев, и до империи. Игра состоит из четырех фаз, и действие первой из них начинается в 1200 году, в положении весьма для вас незавидном - ваше племя разбито соседним, уцелевшие от гибели и рабства спасаются бегством. Однако зрелище орла со змеей в когтях наводит жреца на мысль, что это знак богов, и в этом месте должен быть основан город. Так был заложен Теночтитлан - будущая столица великой державы.
В первой фазе ваша задача - освободить из плена своих воинов и их предводителя, разгромить завоевателей и заложить основы будущего государства в своей провинции. На второй стадии идет развитие и присоединение соседних земель. Совсем не обязательно - да и не всегда возможно - делать это силой; дипломатические и в особенности торговые договоры могут оказаться более мудрым решением. Если вам удастся сохранять союз длительное время, вполне вероятно, что союзник сам захочет вступить к вам в подданство. Третья фаза - золотой век ацтекской империи; здесь вам придется управлять воистину большой державой, по-прежнему решая вопросы экономические и военные. И, наконец, четвертая фаза - испанское вторжение. Как и в реальной истории, вам придется столкнуться не только с военной силой испанцев, но и с их дипломатической активностью, вынуждающей ваших бывших союзников переходить на сторону врага (впрочем, памятуя сказанное выше об особенностях ацтекской культуры, можно не удивляться тому, что многие народы предпочли европейских колонизаторов). Тем не менее, при грамотной тактике победа вполне возможна.
Она тем более возможна, учитывая, что разработчики игры подкинули ацтекам солидную фору. К сожалению (хотя многим, наверное, это, наоборот, понравится), они не смогли удержаться в рамках исторической или хотя бы научной достоверности и напихали в игру магии по самое никуда. Магия делится на 5 сфер, в коих в общей сложности 30 различных заклинаний, включая вызов монстров, невидимость, ускоренный рост растений, изменение форм, разновидности нападения и защиты и т.д. и т.п. Кроме того, имеется более 40 видов магических артефактов. Магией заведуют, само собой, жрецы, причем в каждой сфере есть самый главный, который владеет двумя дополнительными сильными заклинаниями. Энергия для магии - мана - добывается посредством жертвоприношений. Человеческих, разумеется.
К нетривиальной тактике ведения боевых действий относится также использование прирученных животных - ягуаров и орлов. Кроме того, у вас имеется полтора десятка героев, аналогичных героям во многих фэнтезийных стратегиях: они намного круче обычных солдат, положительно влияют на боеспособность последних и обладают специальными умениями (каждый своим), как-то: способностью ходить по болотам и пустыням без потери скорости, насылать ужас на врагов, регенерировать после ран, плевать с высокой пирамиды на определенные виды оружия и заклинаний и т.д.
Прочие аспекты боевых действий вполне правдоподобны. Войска могут действовать в различных формациях (по умолчанию их 6, но, вероятно, можно будет создавать свои), при этом эффективность формации зависит от ее командира. Юниты, пережившие бой, набираются опыта и становятся более эффективными. Учитывается боевой дух, раны, усталость и даже снабжение. При большом превосходстве сил противника армия может капитулировать без боя. Вам не обязательно лично командовать каждым сражением - если вы уверены в его исходе, можете предоставить компьютеру определить победителя.
Но военный аспект игры, как уже упоминалось, не единственный. Весьма существенную роль играет экономика - грамотное управление ресурсами (материальными и людскими), строительство, торговля. В число добываемых ресурсов входят золото, камни, драгоценности и соль; на фермах выращивают зерно, рыбаки ловят рыбу, рабы строят разнообразные здания. Интересно, кстати, что рабочую силу можно (и нужно) обучать той или иной специализации. Помимо торговли с соседями (торговать можно с пятью странами семью видами товаров), вам придется посылать караваны и внутри империи, снабжая одни провинции продукцией других и следя, чтобы нигде не было голода. География разных районов различается - это могут быть леса, болота, пустыни и т.п. - что влияет как на условия хозяйствования, так и на проходимость (вспомните Civilization). В целом, по словам авторов, экономическая модель достаточно навороченная. Однако не бойтесь, что вам придется следить за укладкой каждого кирпича - локальные хозяйственные заботы можно переложить на плечи AI, назначив губернаторов провинций. В общей сложности в одной провинции может быть более 1000 юнитов, а всего игра может моделировать более 40000 человек! Различных типов юнитов более 40, включая животных и чудовищ.
В целом, как и большинство игр типа "создание империи", Theocracy предоставляет игроку полную свободу для развития, выбора тактики и текущих задач, не связывая его миссионной структурой. Однако десяток миссий, возникающих по ходу общего развития, все же имеется - по всей видимости, идеология тут похожа на RPG'шные квесты, т.е. выполнять их необязательно, но полезно. Ключевыми событиями, после которых вам предлагают миссию, могут стать нападение или захват провинции, достижение вашей империей определенного размера и т.п.
Графика в игре, в общем, довольно обычная для современной стратегии. Имеются три уровня масштаба - нормальный, "с птичьего полета" и вся карта.
Многопользовательский режим также наличествует: до 6 игроков могут сражаться по Интернету или локальной сети.
P.S. От редактора. Игру ждали уже давно, согласно первому официальному пресс-релизу она должна была появиться в марте 1999 года. Позже о проекте на какое-то время забыли, но сейчас он вновь возник в листе ожидания, со старыми, согласитесь, весьма занятными идеями и новым издателем.