М. Щербаков Очередной авиасимулятор от Jane's Group (ставшей ныне подразделением Electronic Arts) посвящен самолету ВМФ США F/A-18 Hornet, точнее - его суперсовременной, еще даже не поступившей на вооружение модификации F/A-18E Super Hornet. Реалистичное моделирование еще не обкатанного практикой самолета - задача не из легких, однако ребята из Jane's трудностей не боятся.
Поскольку речь идет о самолете будущего, то понятно, что сюжет посвящен не "Буре в пустыне". Как известно, в арсенале западных разработчиков симуляторов имеются еще лишь два сюжета - защита Южной Кореи от Северной и подавление коммунистического путча на Кольском полуострове. На сей раз нам предлагают целиком сосредоточиться на последней теме.
Итак, Россия, 2004 год. Продолжающийся и усугубляющийся экономический кризис приводит к уверенной победе на парламентских выборах коммунистов, которые объявляют импичмент умеренно-либеральному президенту Шмемову (мне таки бывает интересно, откуда американские сочинители историй про нас выкапывают фамилии для своих героев?). Шмемов отказывается признать это решение. Вскорости, однако, автомобиль президента вместе с ним самим, его женой и охранниками взлетает на воздух. В стране хаос, в армии раскол, но в итоге почему-то в руки коммунистически настроенных военных переходит один лишь Кольский полуостров (что в общем-то странно, если за красных голосовали по всей стране). Тем не менее, на полуострове, как известно, сосредоточено много всякого оружия, в том числе и ядерного, да и, опять же, до Петербурга и Москвы не так уж далеко, особенно если на танках, так что ситуация не из приятных. Противостоящие красным законные силы (ради исторического разнообразия их назвали не белыми, а синими) обращаются за международной помощью. Америка в очередной раз берет на себя нелегкую миссию по спасению мира, направляя к берегам Кольского полуострова свой флот, а в его составе и авианосец "Рональд Рейган", на котором базируется ваша эскадрилья новеньких F/A-18E...
По своей идеологии игра очень напоминает F-15 тех же разработчиков. Единственное существенное отличие заключается в структуре кампании. Она полудинамическая. Кампания разделена на 4 фиксированные фазы со своими наборами миссий (причем вы можете начать кампанию с любой фазы, а не только с первой), однако в каждой новой игре выбор конкретных миссий различается, завися и от генератора случайных чисел, и от результатов предыдущих миссий. Остальные динамические элементы - потери самолетов и пилотов (в случае собственной гибели вы перевоплощаетесь в другого члена эскадрильи), расход боеприпасов, и, соответственно, пополнение и снабжение - присутствовали и в F-15. Никуда не делась, конечно, и возможность выбирать самолеты на миссию и оснащать их оружием на свой вкус; можно выбирать один из стандартных или свой собственный набор (всего доступно более 20 видов вооружения - от пушки до самонаводящихся ракет разных классов и бомб с лазерным наведением). Опять-таки, как и в F-15, нельзя честным путем не записать результат миссии, сколь бы плачевен он ни был.
Как и прежде, помимо собственно кампании, имеются отдельные миссии (тренировочные и обычные), редактор миссий, а также режим Instant Action, позволяющий быстро задать число и уровень своих и вражеских самолетов, тип последних, наземную цель, время суток и исходное положение - и сразу отправляться в бой.
Теперь, собственно, о главном - о физической модели. Jane's в очередной раз подтвердила свою репутацию создателей весьма реалистичных симуляторов современной авиации. Достаточно сказать, что мне пришлось потратить некоторое время, чтобы научиться - нет, не садиться, а взлетать с полосы! Хотя, само собой, изюминкой игры является посадка - напоминаю, что речь идет о самолете корабельного базирования, и садиться приходиться на авианосец. Который при этом, между прочим, плывет и покачивается на волнах (вода в игре динамическая, хотя визуально это заметно в основном по пенному следу кораблей и тому самому покачиванию, когда находишься на палубе). Сообщаю сразу, что высота палубы над уровнем моря - 70 футов; эту цифру полезно помнить на финальной стадии посадки, чтобы не впечататься в корму и не просвистеть над палубой. Скорость надо держать не выше 140 миль в час (тяга - 10-15%, закрылки и шасси выпущены), а если ниже, то несильно, иначе - слишком быстрая потеря высоты. Когда приближаешься к палубе, кажется, что это быстро, но то срабатывает наш привычный рефлекс, выработанный посадками на обычные полосы с их немаленьким, для реактивного самолета, тормозным путем. На авианосце же, как известно, наша задача - зацепиться крюком за один из четырех протянутых поперек посадочной палубы тросов, что и обеспечивает торможение. Так что с остановкой все в порядке, а вот для того, чтобы маневрировать уже прямо над кораблем, пытаясь выправить высоту, палуба действительно слишком короткая - уходите на второй круг. Посадка проходит в тесном радиоконтакте с диспетчером. Если хотите после посадки полюбоваться, как ваш самолет отъедет на стоянку - убираете крюк и любуетесь (тут уже игра все делает сама).
Впрочем, вы можете намного упростить процедуру посадки - и при том не презренным cheater'ством, а использованием совершенно реальной системы ACLS (автоматическая система посадки на авианосец). Однако именно потому, что это реальная система, а не привычный по играм "автопилот", не ждите, что нажатие заветной комбинации Ctrl-A посадит вам самолет из любого положения. Вы должны правильно зайти на посадку и получить команду диспетчера "call the needles" - лишь после этого автоматика сделает остальное.
Хотя, конечно, как бы ни было интересно садиться на авианосец, а рисковать разбиться в конце трудной миссии не хочется. Разработчики это понимают, и обычно дают возможность (пользоваться которой, конечно, не обязательно) закончить миссию до посадки.
Само собой, взлетно-посадочными операциями физическая модель не исчерпывается. И тут может показаться, что в воздухе машина ведет себя излишне аркадно. В штопор не срывается, в глазах на виражах хоть и темнеет, но не сильно... Так вот, господа пилоты, привыкайте к современной технике. Super Hornet, благодаря бортовой электронике, действительно очень стабилен. Те же самые перегрузки на виражах не могут превышать 7.5g, и вообще, чтобы вывести исправный самолет из режима стабильного полета, надо очень постараться; увести тягу на минимум и задрать нос кверху - почти единственный способ. Катапультирование на бреющем полете почему-то оказывается гибельным, хотя обычно на современных истребителях оно возможно. После катапультирования, опять же как в F-15, вам показывают ваш спуск на парашюте и приземление, но управлять этим процессом и тем паче куда-то идти потом вы не можете.
Ко всему этому следует добавить достаточно детализированную модель повреждений, а также реалистичное управление режимами радаров и т.п. Интересный, кстати, штрих - F-117, знаменитые Stealth, действительно не ловятся радарами.
Взаимодействие со своими, само собой, наличествует и содержит изрядную кучу команд. (Вот только какой раздолбай придумал отображать соответствующую менюшку черным на темно-сером, хотелось бы мне знать?) Вообще в эфире просто тесно от радиопереговоров. Что приятно - сообщения опционально дублируются субтитрами.
Что касается графики, то тут, к сожалению, не все так здорово, как с физической моделью. То есть не сказать, что плохо, самолеты так очень даже ничего, особенно ваш собственный (в кабине даже видны приборы, шасси плавно убираются, симпатично складываются крылья и поднимается прозрачный колпак кабины после посадки - правда, при этом обнаруживается глюк: на видах из кабины крылья и колпак по-прежнему показываются в рабочем состоянии).
А вот местность как-то не очень, да и некоторым объектам явно не хватает текстур. Очень схематично, как правило, отрисованы разрушенные объекты. Категорически неудачны дым и облака - в худших традициях EGA'шных времен, они состоят из многоугольников (не так грубо, конечно, как в те древние времена, но все-таки). После выхода множества симуляторов с классным дымом и облачностью демонстрировать подобное - это просто позор. Хотя вспышки взрывов и огонь смотрятся неплохо, да и полупрозрачность внутри облачного слоя - вполне на уровне. Кроме того, вся игра излишне темная. Мне приходилось чуть не вдвое увеличивать обычную яркость монитора, чтобы нормально видеть детали. Опять, как и в F-15, наличествует какая-то путаница с видами с внешних камер; имеется, впрочем, режим свободной камеры, которую можно переместить в любую точку - вот, правда, точность этого перемещения оставляет желать лучшего. После полета вы можете просмотреть на кульбиты, которые выделывал ваш самолет, в режиме типа "вид со спутника". Погода может быть различной, время суток меняется динамически (глюк с одинаковым цветом неба на востоке и на западе остался; зато приятно отметить реальный учет широты - солнце движется по пологой траектории и даже в полдень поднимается невысоко). Кокпит может быть как фиксированным, так и виртуальным - с одинаковым качеством и возможностью поворачивать мышкой некоторые рычажки в обоих вариантах. Что не радует, так это быстродействие - с опциями, близкими к максимуму, игра ощутимо тормозит даже на моем PII-525 (правда, видеопамяти у меня маловато, но другие симуляторы с этим справляются).
В общем и целом, игра безусловно достойна внимания тех любителей симуляторов современных самолетов, для кого реализм модели превыше всего. Любителей же более аркадных леталок смутит сложность управления и, возможно, недостаточная зрелищность.