Выдающиеся люди в игровой индустрии продолжают совершенствовать свои умения и навыки, выпуская все новые и новые продукты на основе уже проверенных и опробованных технологий. Так небезызвестный John Tiller - разработчик, занимавшийся в свое время такими проектами, как Battleground и Age of Sail - выпустил новую стратегическую игру. Речь идет о войне Соединенных Штатов за независимость в 1775-1783 годах. Итак, колонисты, приехавшие в Штаты за новой жизнью, больше не захотели терпеть вездесущее господство англичан и начали штат за штатом отвоевывать себе "свободную Америку". Командовал армией колонистов товарищ Джордж Вашингтон. И, надо думать, очень неплохо командовал: англичан и им сочувствующих вышибли, конституцию приняли, независимость завоевали...
Играть можно как одну битву - всего их несколько десятков, так и одну из четырех кампаний (за любую из сторон), которые охватывают практически весь период войны за независимость. Кстати, вариантов одной и той же битвы может быть несколько. Всего может встретиться до восьми таких вариантов. Например, строгая историческая последовательность или "что было бы, если бы противник поступил так или иначе".
Сам бой поделен на несколько фаз для каждой из воюющих сторон (атака, защита, передвижение, ближний бой), в течение которых можно выполнять только строго соответствующие фазе операции. Например, в фазе передвижения нужно двигаться и нельзя атаковать (причем для начала развернуть отряд в нужную сторону лицом), в фазе же защиты наоборот контратаковать можно, а передвигаться уже нет. После каждой атаки любого юнита на экране высвечивается окошко с результатами: какой был эффект, сколько единиц потеряно в бою и т.д. Видимо, из-за этого бой и протекает довольно продолжительное время. Ведь если у противника несколько десятков отрядов, то на просчет и выведение на экран результатов деятельности каждого отдельного отряда уходит уйма времени.
Кроме того, каждый отряд в игре имеет свой рейтинг: от A (лучший) до F (худший). Он отражает профессионализм сражающихся в таком отряде и прямым образом влияет на количество потерь со стороны неприятеля. В процессе сражения он может меняться, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Самым неприятным моментом, конечно же, будет деморализация и паника в критических ситуациях. При мощном напоре противника некоторые отряды в панике бегут с места событий, и ими уже не получится управлять.
Кампаний, как уже было сказано выше, здесь четыре. Первая - The American Revolution - охватывает сразу весь период и предлагает вам поучаствовать в битвах на севере, центре и юге. Таким образом, вы начинаете войну на севере, продвигаетесь вниз по континенту и победоносно завершаете ее на юге.
Вторая кампания - Washington vs Howe (Филадельфийская кампания) - отражает амбиции английского генерала Howe, который решил в 1777 переломить ситуацию и контратаковал. Он хотел отбить и захватить американскую столицу (в то время (1790-1800) ей был город Филадельфия в штате Пенсильвания).
Третья кампания - Gates vs Burgoyne (Кампания Саратога) - раскрывает планы другого английского генерала: John Burgoyne захватил юг Канады, а также Albany и New York, и таким образом разделил сражающихся американских колонистов надвое. После того как он захватил форт However, то столкнулся с армией генерала Gates'a у реки Гудзон.
Четвертая же кампания описывает уже практически самый конец войны, где основной перелом уже наступил и только некоторые разрозненные группировки продолжали удерживать на юге свои позиции. Здесь нам предстоит выбирать между Nathaniel'ом Greene'ом, остановившимся в Sharlotte и генералом Cornwallis'ом, который обосновался в Winsboro.
Campaign 1776 представляет собой гексагональную пошаговую (я бы даже сказал пофазовую) стратегию. И если сам игровой движок выполнен довольно неплохо и со знанием дела, то графическое исполнение оказалось, пожалуй, чересчур примитивным. Так, помимо отрядов и шестиугольников на карте можно увидеть леса, дороги, реки и подобия крепостей или фортов. Выглядит все это, мягко говоря, далеко не идеально. Можно переключать вид с двухмерных квадратиков на псевдо-трехмерный, который мне понравился гораздо больше. Ну да не графикой силен классический wargame.
В игре масса настроек и всевозможных опций, которые призваны сделать игровой процесс максимально удобным для играющего. Так, можно даже менять некоторые правила, заложенные в AI, (к примеру, включить автоматическую контратаку у отрядов, вооруженных ружьями) или даже в некоторой степени сам AI. Можно поставить преимущество какой-либо из сторон (от 0 до 100). При преимуществе в 100 ни одна пуля противника не попадет в цель, и нанести вам какой-либо урон в такой ситуации просто невозможно. В игре предусмотрено несколько режимов игры: с компьютерным AI, вдвоем за одним компом, по e-mail'y, сети или Интернету. Можно поставить управление войсками на автомат, и лишь несколькими отрядами управлять вручную. А при желании просто развлечься или поучиться чему-нибудь у компьютера рекомендую поставить автоматический AI обеим сторонам (как англичанам, так и американцам), и потом наблюдать, кто кого вынесет.
Войска здесь группируются довольно кучно, и в одном шестиугольнике может быть сразу десяток отрядов, поэтому перед направлением отряда в другое место или в атаку его следует сначала "подсветить" в окне слева. Из-за паники или потери лидера управление некоторыми из отрядов может быть недоступно. В любой момент игры можно посмотреть, какие потери в целом понесли стороны, общий моральный уровень и т.д.
Разработчики подумали и о том, чтобы всячески подковать будущих геймеров. Ведь здесь находится просто масса мануалов по обучению различным тактикам, способам нападения или защиты. Также с примерами приводятся расчеты возможного ущерба, рейтинга лидеров, радиуса поражения и масса чего еще. Так что все те, кто давно хотел заглянуть за ширму, и узнать, как, собственно, происходит подсчет результатов в подобных играх, могут наглядно изучить это в местных Help'ах и Manual'ах. Имеется в наличии редактор кампаний и сценариев, причем также с многочисленными пояснениями по всем вопросам.
В заключение могу сказать, что Campaign 1776 вполне может заинтересовать всех поклонников пошаговых стратегий в целом и особо увлекающихся американской историей в частности. Масса настроек и различных вариаций тех или иных сражений помогут лучше попрактиковаться в искусстве управлять войсками. А возможности давать какой-то из сторон преимущество сделают эту игру интересной не только профессионалам, но и только начинающим проявлять интерес к подобным проектам. Конечно, на массовый ажиотаж и повальный интерес со стороны игровой общественности к столь скромному, особенно по графической части, творению рассчитывать не приходится, но, я думаю, что своего геймера эта игра найдет обязательно.