Выход суперхитовой игрушки Diablo в свое время был настолько важным и краеугольным (если не сказать больше - культовым) событием, что волны, расходящиеся от его эпицентра, накрывают нас с головой и по сей день, причем с завидным постоянством. Я думаю, вы уже поняли, что речь сейчас пойдет о целом направлении в игростроительстве под названием "Diablo clones". Они бывают разные, некоторые чуть получше, другие заметно похуже, но ни один из них так и не смог достичь заветной вершины отца-прародителя. И дело здесь даже не в том, что они настолько уступали, но того захватывающего ощущения, того всепоглощающего погружения в игровой процесс уже не было. Да, наверное, и не могло быть, ведь в первый раз ощущения всегда ярче.
Но неутомимые разработчики компьютерных игрушек все же не теряют надежду на то, что именно их новое творение будет способно потягаться с Самим, и выдают на-гора один клон вслед за другим. Правда, к сожалению, далеко не все их разработки на деле оказываются хоть сколько-нибудь серьезными конкурентами седобородому (по компьютерным меркам, конечно) дедушке. Список этих клонов длинен и ветвист, и я не вижу смысла в их перечислении. Не сомневаюсь, что Diablo-маны перелопатили их дюжину-другую в надежде отыскать в этой куче хлама занятную вещицу.
На этот раз я могу вас обрадовать, потому как Broken Land оказался не очередной проходной поделкой в стиле Rogue RPG, а весьма качественным продуктом. Конечно, того особого имиджа или атмосферности здесь поменьше, зато играбельность и очень впечатляющая графика (именно в духе Diablo) делают свое "черное" дело - через несколько часов игры от нее просто становиться невозможно оторваться. Так что, на мой взгляд, тайваньской компании Ace Platinous Family вполне удалось воссоздать все то, о чем так долго мечтали все поклонники нетленного шедевра. Если бы они еще успели до выхода второй части Самого...
Правда, недостатки у этого проекта тоже есть, и ключевой из них - практически полное отсутствие внятной сюжетной линии. Нет, сюжет, конечно, здесь прослеживается, но в самой игре о нем почему-то не сказано ни слова. Бессловесная вступительная интрушка и не менее невнятное начало могут раздосадовать многих. К тому же, выбор главного персонажа тоже никак не комментируется, даже не написано как его, родимого, зовут-величают. Поэтому приходится наобум кликать в одну из четырех физиономий, выполненных в анимэшном стиле, и уже в процессе игры выяснять каким именно оружием в совершенстве владеет столь славный воин. Конечно, все это можно узнать заранее, основательно перелопатив прилагающийся текстовый файлик помощи, ну да кто читает эти файлики.
Лучше девица в руке, чем... небеса вдалеке.
Но вернемся все же к сюжету. Древние легенды гласят, что тысячи лет назад самый главный из всех богов, Марс (не путать с римской мифологией, просто названия совпали) правил своим небесным королевством (Heaven) твердой рукой, и все у него было хорошо. Никаких серьезных конфликтов или размолвок в его пастве не было вовсе. Тишь, как говорится, да благодать. Дабы подобное положение вещей продолжалось и дальше, в первый день каждого нового года пять верховных богов, которые рулили пятью своими епархиями (Темной, Святой, Ледяной, Огненной и Жизни), должны были принести пять реликвий (святой посох, темный меч, ледяной лук, огненный топор и перчатку жизни) в главное святилище и совершить там некий божественный ритуал во славу любимых небес. Но однажды эта церемония была самым наглым образом прервана. Виной же всему был некий священник, имени которого история, к сожалению, так и не сохранила.
Этот наглец перед самым началом церемонии осмелился пробраться в святилище и украсть из-под самого носа Марса богиню плодородия. Вот только не надо меня спрашивать, для каких целей она ему понадобилась. Марс пропажу быстренько обнаружил и стал с тем негодным священником биться. Видать, то был не простой священник, раз самый верховный бог не смог с ним так запросто совладать. Короче, битва была настолько серьезной, что Марсу даже пришлось скастить супер-пупер спелл. В результате священник-то, конечно, погиб, вот только вместе с ним погибло и все небесное королевство. Ну, переборщил немного старик, что поделаешь. В общем, лопнуло оно словно мыльный пузырь, расколовшись на несколько областей: мир стали, мир лесов, мир тьмы и застывшее святилище, соединенных друг с другом посредством порталов.
Потом наступила темная и мрачная эра, которая и продолжается до сих пор. Только пять реликвий, утраченных с той поры, способны воссоединить разрозненные земли и вновь принести мир и спокойствие на небеса. Многие пытались их отыскать, только пока удача еще никому не улыбнулась. Может быть, вам повезет, кто знает...
Ну, кто тут в герои крайний...
Как я уже сказал, первоначальный выбор ограничивается четырьмя бойцами, каждый из которых может управляться только со своим видом оружия (например, лучнику ничего кроме лука, а берсеркеру - кроме перчатки поставить уже не удастся) и броней, кстати, тоже. С набором опыта им становятся доступны и свои уникальные способности. К сожалению, управлять этим процессом (перераспределением очков опыта по различным характеристикам или скиллам) здесь нельзя, поэтому придется довольствоваться тем, что делается автоматически. Чуть ниже я остановлюсь на каждом чуть подробнее.
Берсеркер - маниакальная дамочка, двинутая на темной магии. Любимое и единственное оружие, которым она может пользоваться - различного рода перчатки (с вделанными в них крюками, саблями...). Способности: невидимость, парочка особых ударов, высасывание крови у противника.
Рыцарь - кстати, довольно много этих типов бродит по окрестным землям, и каждый тешит себя надеждой, что святые реликты достанутся именно ему. Мастерски владеет мечом, различного рода кинжалами. Способности его связаны в основном с несколькими спецударами этим самым мечом и лечением.
Лучник - понятно дело, что этот товарищ очень ловко орудует луком, быстро передвигается и маневрирует в гуще противников. Способности же его ограничиваются лечением и несколькими видами особой стрельбы из лука, в том числе огненными и ледяными стрелами.
Я долго думал, как бы это по-русски сказать Axewoman... и придумал следующее - "топорзонка". Криво, конечно, звучит, зато суть отражает правильно. В общем, топором эта мадам владеет лучше всех и с ними же, кстати, связаны и все ее особые способности.
Кстати, баг это или нет, но все же непорядком можно назвать точно - дело в том, что по default'y у всех героев в самом начале уже стоит свое оружие. Причем на одежной "кукле" ничего не видно, зато в руках оно, родимое, отсвечивает в лучшем виде. Причем персонаж им даже будет очень запросто сражаться, прямо как с настоящим. В общем, вы можете в любой момент снять с бойца вообще все, а он по-прежнему будет размахивать на право и налево своим любимым мечом/луком/магическим посохом. Странно как-то получается, вы не находите?
Команда-мечта.
Начав играть одним персонажем, вы можете присоединять к себе в команду еще трех человек. Это всевозможные маги и колдуны, которые разбросаны по всему миру. Причем многие из них находятся в заточении и в благодарность за свое освобождение будут рады составить вам компанию. Они также будут набираться опыта, и с ростом уровня (максимальный здесь будет 20) открывать все новые и новые специальные способности. У кого-то таковых найдется всего-то одна-две, у других - по пять-шесть.
Управление командой сложностей не представляет - вы собственноручно рулите только одним (любым из команды) персонажем, а остальные же к вам подтягиваются и начинают по своему усмотрению помогать в "окучивании" разношерстного местного монстрятника. Делают они это, надо сказать, довольно грамотно.
Единственным аспектом, которым вы все же можете повелевать - это их специальные способности, которые можно включать и выключать по собственному желанию. Так, к примеру, включив магу огненную атаку, вы можете больше не волноваться - пока у него не кончиться мана, он так и будет крошить всех супостатов направо и налево именно этим заклинанием.
Кстати говоря, некоторые способности персонажей могут воздействовать и на остальных членов партии. Например, герой с включенным лечением способен самостоятельно хилить всех членов вашей команды. Правда, к сожалению, драться он при этом уже совсем не сможет. А вот Inventory здесь одно на всех. И хотя оно довольно вместительное, но все же по прошествии некоторого времени начинает засоряться и приходиться его подчищать (есть здесь такая специальная опция, как "мусоросъедатель"). Это если лень отправляться в магазин и продавать там ненужные излишки чего-нибудь.
Характеристики героев стандартные: здоровье, выносливость, скорость, атака, защита, магическая защита. Отдельно можно отметить скорость - многие предметы способны изменять этот показатель, причем в ту или другую сторону. То есть персонаж может, как очень сильно "тормозить", видимо, пытаясь совладать с тяжеленными латами или топором, так и заметно убыстряться. Здоровье, мана и энергия восстанавливаются специальными лечебными колбочками. Со здоровьем, я думаю, все понятно, а про остальные поясню - при использовании магических скиллов тратится не только мана, но и энергия. Последняя также выступает чем-то вроде усталости. То есть, если сильно долго махать чем ни попадя, то на магическую атаку силенок может не хватить.
Для покупки всевозможных магических колбочек, свитков с заклинаниями, оружия, доспехов и прочих магических финтифлюшек имеются магазины. Их всего два вида. В первом можно затариваться оружием, во втором склянками-свитками. Кстати, по-моему, на протяжении всей игры есть только два основных поселка с этими магазинами и несколько второстепенных, местоположение которых на общей карте не указано. Как и в Diablo, важнейшим заклинанием является телепортация, которая переносит к ближайшему из двух поселку. В общем, как в старые добрые времена, кончились колбочки или завелись лишние деньги - бегом телепортируемся в поселок и резко ломимся в магазин за новыми приобретениями.
Деньги же, впрочем, как и все прочие предметы, можно, как обычно, подбирать на поле боя после кровавой сечи или же доставать из сундуков или ящиков, разбросанных повсюду в немалых количествах.
В отличие от всех прочих игрушек аналогичной направленности, здесь в поселках абсолютно нельзя ни с кем поболтать. Никто даже не расскажет о местных сплетнях, не спросит, как дела, или что вы хотите купить или продать - просто кликаете на требуемый предмет и вся недолга. Единственные типы, которые будут перекидываться с вами парочкой очень скупых фраз - это колдуны и волшебники, которых вы можете присоединить к своей команде. Кстати говоря, спрашивать вас о том, хотите вы этого или нет, здесь тоже не принято, просто новый "компаньон" автоматически входит в ваш основной состав и начинает действовать сообразно обстановке.
Перекуем мечи на орала...
Как пользоваться всевозможными предметами, магическими свитками или склянками не мне вас учить, а вот про одну довольно уникальную местную фичу я все же расскажу. Называется она ковка. Дело в том, что в поселке, в магазинчике по продаже оружия и амуниции, вы можете собственноручно выковать что угодно из чего угодно. То есть из двух любых (оружие, камни, броня) предметов выковать один, но более продвинутый. Например, совместить лук и меч и получить лук с характеристиками, увеличенными на характеристики исчезнувшего в процессе ковки меча. Причем ковать здесь можно долго и упорно (пока фантазия не закончится). Кстати, специально для этих целей кругом разбросаны даже всевозможные минералы (металл, алюминий...), которые повышают те или иные характеристики вооружения, например, атакующие или защитные показатели. Конечно, помимо обыкновенных характеристик можно таким увеличивать и магические, правильно используя в ковке магические артефакты. Нет, эта ковка действительно интересное занятие. Видимо, таким образом создатели решили компенсировать игрокам невозможность влиять на улучшение характеристик персонажей.
Монстры и все такое...
Про монстров мне хотелось бы поговорить отдельно. В общем, они здесь так здорово сделаны, что играть (вернее, валить их целыми пачками) просто одно удовольствие. Правда, с самого начала игры все больше попадаются какие-то невзрачные "задохлики", но чуть позже, за шахтами гномов, пойдут такие "красавцы", что хоть стой, хоть падай (на скринах, кстати, это все замечательно видно). Я просто навскидку приведу несколько примеров: люди-мухоморы, слоноподобные медведи, слизь, размахивающая руками, люди-тараканы. Конечно, помимо них довольно много тут и обычного сброда вроде рыцарей, зомби, гарпий, огненных демонов.
Еще одна довольно прикольная черта - огромное количество монстров повсюду. И я не преувеличиваю, их здесь действительно очень много (ключевое слово - очень). Иногда просто плюнуть некуда, обязательно попадешь в чью-нибудь лоснящуюся макушку. Причем бывают моменты, когда за тучами монстров не видно (совсем не видно) даже самих главных героев. Монстры как саранча - лезут изо всех углов и щелей, их топчешь, магию на них расходуешь, а они все не кончаются и не кончаются. Так что если вы очень любите действительно крутые разборки (битвы с гномами в шахтах или собачками в развалинах - поверьте, еще цветочки), то эта игра вам определенно понравится.
Понятное дело, что валить такое количество тварей простым мечом уже никак не получиться - единственный выход это использовать мощные магические атаки, в которых монстры просто "сгорают" целыми десятками.
Кстати, AI у монстров кое-какой имеется. Так, лучники и все "дальнобойные" монстрюки стараются осыпать вас градом "чего-то там нехорошего" исключительно с приличного расстояния. Стоит к ним приблизиться, как они тут же пускаются наутек. Раненые же монстры стараются убежать подальше и атаковать редкими набегами. Иногда монстры разных видов даже начинают атаковать друг друга. Это явление редкое, но все же, согласитесь, весьма приятное.
А вот знакомый трюк (закрыть перед самым носом монстра дверку) здесь срабатывает. Так что если вы немного умаялись их валить, то просто выйдите в соседнюю комнату, прикрыв соответственно за собой дверочку, и немного передохните на свежем воздухе. Правда, впоследствии действия будут разворачиваться не в подземельях и казематах, а на обширных открытых пространствах, и заветных дверочек под рукой может уже не оказаться. Впрочем, также срабатывает и "ловля на живца", то есть, влетев в очередную комнату с дикими криками, можно выбежать из нее и встать в проеме, кроша черепа всем злыдням, уже поспешившим встать для этого в длиннющую очередь.
Про общие впечатления от графики могу сказать, что они были крайне положительными. Хотя... хотя ничего особенного здесь, в общем-то, и нет. Больше всех порадовали, конечно же, монстры, ну и все остальное было тоже вполне приемлемо. Если вы хотите представить себе все это более наглядно, то попробуйте вообразить игрушку по графике расположенную где-то между первым и вторым Diablo (монстры скорее из второго, а заклинания и задние планы все же ближе к первому), в результате и получится то, что зовется нынче The Broken Land.
В заключение мне хотелось бы еще раз отметить, что игрушка эта ничего кардинально нового в себе не несет (так, лишь несколько довольно оригинальных новаций вроде той же ковки), но в тое время все здесь сделано очень качественно и, что называется, "на высоком художественном уровне". Так что всем фанатам Diablo (а я думаю, что сегодня редкий геймер себя таковым не считает) стоит обратить на эту игру более пристальное внимание. По крайней мере, лично я считаю ее очень достойным клоном (здесь это не ругательство, а скорее комплимент) идей своего предшественника. К сожалению, мультиплеером эта игра похвастаться не может, так что про сетевые разборки с новым парком свеженьких монстров можно пока забыть. Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам рассказать про новую и очень недурственную, поверьте на слово, во всех отношениях игру под названием The Broken Land.