Гонки на танках - что-то в этом есть. Когда бронированная и многотонная махина несется по пустыне, стараясь достать соперников (в прямом и переносном смысле), оставляя за собой длинный дымовой шлейф и разнося в пыль немногочисленные кочки и холмы, и при этом еще умудряется перелетать с одного утеса на другой... Повсюду гремит несмолкающая канонада, дымовые следы от ракет и лазерных пушек бороздят небосвод, а разрывающиеся под гусеницами мины и снаряды заставляют сильно задуматься о недобитом "Абрамсе" за спиной... Да, это впечатляет, это сильно... Думается, именно так размышляют разработчики, которые снова и снова возвращаются к этой тематике. Уж больно оригинальной получается в результате игра. Ведь она сочетает в себе бешеную скорость и динамизм, свойственные скорее гоночным симуляторам, и азарт борьбы и желание уничтожить оппонентов из всех мыслимых и немыслимых видов оружия.
Дело в том, что игра задумывалась, да и делалась, собственно, изначально как сетевая. Конечно, есть здесь и одиночный режим, но он скорее может послужить хорошей тренировкой для основных сетевых разборок.
Разработчики даже сюжетец небольшой придумали к своему детищу, хотя, если честно, то он здесь просто не нужен. Но уж если есть... Однажды танкам надоело играть в глупые людские игры и участвовать в каких-то там непонятных конфликтах, и они плюнули на все это дело с высокой колокольни. А танки-то те были не простые, а с искусственным интеллектом, а это, знаете ли, чревато. После такого решительного шага направилась могучая кучка танков в поля да леса и принялась здесь на свободе и вдали от людей уничтожать друг друга почем зря. И пошло-поехало... Издалека можно теперь наблюдать, как резво танки вспахивают землю и носятся как угорелые друг за другом, пытаясь снести башни менее расторопным своим собратьям, совершенствуя свои атакующие способности и повышая маневренность. Мда... Что тут скажешь - кастрюля с AI гораздо опаснее, чем просто кастрюля...
Всего в Tread Marks два режима игры. Первый - это deathmatch (по сети или Интернету), вернее здесь это дело называется Battlematch. Все как обычно: выбираем модель танка, его цвет, флаг, карту и вперед. Выбирать можно из нескольких десятков моделей, и если некоторые еще похожи на нормальные танки (какими их все себе представляют), то другие выглядят вообще как непонятно что. Непонятные конструкции цвета "жидкого металла" на магнитной подушке, надо думать, представляют собой наиболее продвинутые прототипы танков будущего. Отличаются они по маневренности и крепости брони. Компактные и мелкие же танчики более верткие, но, соответственно, и менее защищенные.
Главное в игре - это вовремя подобрать нужное оружие или то, которое окажется поблизости, и вынести остальных соперников. Постоянно идет подсчет фрагов, и в любой момент вы можете определить, кто из соперников срубил большее количество участников. Ограничением игры служит либо лимит фрагов, либо просто истечение отведенного на битву времени. Все это выставляется перед началом сражения. Конечно, танковому deathmatch'у до того же "кваковского" далеко, но все же свой, особый колорит здесь присутствует. Танки ездят гораздо медленнее и поэтому им тяжелее спрятаться, скажем, в овраге, да и практически всех соперников можно сразу же увидеть на поле боя. Выигрывают здесь более расторопные и сообразительные. Так, если патрулировать и охранять от чужого посягательства точку с появляющимся здоровьем или боеприпасами, то можно постоянно "быть в форме" и вовремя пополнять боекомплект. Дело в том, что все "бонусы" появляются здесь очень быстро, и поэтому далеко отъезжать от подобных мест я бы не рекомендовал. К тому же не мешает грамотно пользоваться и рельефом местности. С сопок очень здорово простреливаются долины, правда, подвижность башни весьма ограничена. Если же вы определили, какое оружие установлено у ближайшего к вам танка, то постарайтесь немедленно покинуть зону его поражения - не все оружие бьет на порядочное расстояние.
Кстати об оружии. Выбор его весьма разнообразен и удовлетворит, пожалуй, даже самых требовательных "танкистов". Есть здесь как простые ракеты, так и самонаводящиеся, "прыгающие мины", лазеры, огнеметы, импульсные пушки с лазерным прицелом, разнообразные пулеметы и даже специальные "сверла" для исправления неровностей местности и т.д. А для пущего эффекту предусмотрены атомные бомбы и массированные ракетные атаки с воздуха. Наверное, это действо подходит под определение "ковровые бомбардировки": уж больно похоже выглядит со стороны. Новое оружие вы не можете взять, пока не расстреляете весь боезапас у уже имеющейся пушки.
Второй режим игры - это танковые гонки, правда, все с теми же deathmatch'евыми элементами. И здесь нужно уже не просто уничтожать противников, а первым прийти к финишу, проезжая по трассе, отмеченной специальными "воротами". В каждых таких воротах есть какой-нибудь "бонус", который и достается самому скоростному танку. Или это оружие, или боеприпасы, технические примочки, "починка". Чтобы добиться победы можно придерживаться нескольких тактик и одна из них - это просто побыстрее других проехать весь маршрут, абсолютно не заботясь о своевременной смене оружия или каких-то там добавочных прибамбасах. Правда, есть в этой тактике и малоприятные моменты - противник все время будет прицельно и достаточно метко обстреливать вас сзади. Или же следует сосредоточиться на планомерном уничтожении соперников. Танки в гонках, в отличие от battlematch'a, вообще нельзя полностью уничтожить. Максимум ущерба, которые вы можете нанести своему оппоненту - это просто снести ему башню и немного покорежить кузов. Через некоторое время башня восстановится, но в течение этого периода он не сможет подбирать оружие и боеприпасы.
В гонках тоже есть парочка различных режимов. В первом случае (Single game) вы можете выбирать карту, параметры оппонентов, лимит времени, фрагов и т.д. Второй режим уже предназначен для настоящих карьеристов (Ladder play). Возможности по изменению параметров здесь уже ограничены, и можно разве что изменить количество кругов и соперников. В этих соревнованиях вам нужно повышать свой рейтинг, побеждая в заездах. И, таким образом, можете со временем подняться с сотого места до первого. При проигрышах или неудачах набранный рейтинг будет падать, так что сбавлять обороты не следует.
Графически Tread Marks выглядит более чем просто симпатично. На земле остаются воронки он разрывов снарядов, а подбитые танки начинают менять внешний облик (выглядят закопченными и исковерканными) и при этом сильно дымить. Разрывы бомб и "грибы" от взорванных танков переливаются всеми цветами радуги, порой даже чересчур яркими. Деревья можно взрывать и разносить, впрочем, как и некоторые конструкции. После нескольких минут танковых сражений все поле битвы представляет собой весьма впечатляющее зрелище: кругом гигантские воронки и подпалины от упавших осколков, догорающие островки на месте гибели танков, короче, все, как и положено - все, что можно, уничтожено, взорвано и разрушено до основания.
Десятки арен для предстоящих сражений представляют собой отличные полигоны для обкатки своих железных монстров. Причем некоторые выглядят уж очень странно и неестественно. Кислотного цвета кратеры ограждены какими-то светящимися энергетическими решетками. Гонок как таковых здесь уже не получается, а приходится просто подолгу выбираться из очередной ямы, дабы продолжить соревнование.
Что касается управляемости, то, на мой взгляд, создатели несколько переборщили со скоростными характеристиками, и танки у них получились уж дюже шустрые. Если вы когда-нибудь наблюдали соревнования по мотокроссу, то представляете себе, как мотоциклы могут "летать". Здесь все точно так же, только "летают" здесь уже танки. К тому же, на крутых поворотах заносит их тоже будь здоров. Сила инерции здесь настолько велика, что проскочить мимо очередных "ворот" очень просто.
В целом игрушка у разработчиков получилась весьма удачной. Танковые побоища, да еще и с явным аркадным уклоном нечасто появляются на нашем игровом небосклоне. И я думаю, что игра придется по душе всем поклонникам не только одиночных гонок-сражений, но и почитателям сетевых разборок. Фраги фрагами, но даже великий и ужасный Quake или неземной Unreal могут иногда поднадоесть. И тут уж самое время обратить внимание на Tread Marks. Deathmatch в танках - это круто, это свежо и захватывающе интересно. И фраза типа "мне все по барабану - я в танке" здесь уже ровным счетом ничего не значит. Достанется всем, причем так, что никому мало не покажется. Башню снесет в два счета... я имел в виду, у танка.