Многие авторитетные игровые и околоигровые издания уже поспешили назвать новую трехмерную стратегию "Wartorn" и чуть ли не революционным прорывом, и новым шагом в стратегическом геймерстве, богатую свежими и еще теплыми новациями, и даже сравнили его, подумать только, с самим Wolfenstein'om. Дескать, в Wartorn в RTS - это то же самое, чем был в свое время Wolfenstein для жанра FPS. К сожалению, я вынужден вас немного разочаровать. Все эти хвалебные отзывы, по моему мнению, нисколько не отражают истинного положения вещей.
Так, ничего кардинально нового или хоть сколько-нибудь существенно отличающегося от уже имеющихся трехмерных стратегий здесь попросту нет. Все та же стандартная цепочка: собираем ресурсы, строим войско покрупнее и выносим неприятеля к чертям собачьим, чтобы и духу его на арене не осталось. Да, довольно обширное поле деятельности в плане настроек и целого моря всевозможных опций позволит вам наиболее успешно, что называется, "заточить" игру под свои надобности, только на этом все местные новшества и заканчиваются. А полная трехмерность, которой так бравируют разработчики, и которая уже давным-давно стала своеобразным стандартом в RTS, на самом деле ни чем экстраординарным, опять же, похвастаться не может. Но одна отличительная черта у Wartorna все же имеется.
Дело в том, что он все же больше предназначен именно для мультиплеерных разборок, нежели для одиночного прохождения. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что многопользовательские игры практически ничем не отличаются от одиночного прохождения миссий (ни в плане настроек, ни в плане режимов, или задач), которые, впрочем, похожи друг на друга, как близнецы-братья. К тому же, даже намека на сюжет в различных миссиях вы здесь практически не встретите.
Единственное, на что хватило создателей - это придумать разумную легенду для объяснения происхождения всех этих сражений или военных турниров, если хотите. О ней, кстати, сейчас и пойдет речь, а о различных режимах игры и всем таком прочем я вам расскажу чуть позже.
Итак, в древности (хотя для нас же это, в общем-то, скорее будущее) земные правительства уже не могли прокормить перенаселенную Землю, а современные технологии пока еще не позволяли справиться с этой проблемой собственными силами. Тогда решено было устраивать турниры (War Tournaments - сокращенно WarTorn), с помощью которых и была решена проблема перенаселения. А еще говорят, что человек - венец эволюции и вообще самое разумное существо на планете...
К счастью, проблема нехватки природных ресурсов постепенно себя исчерпала, тем не менее, военные турниры возродились в новом качестве. Они стали своего рода эффектными театрализованными шоу, причем одновременно велись и их прямые телевизионные трансляции. Для турниров специально были построены гигантские квадратные стадионы с длинной каждой стороны в несколько километров, вокруг них возвели даже многоярусные трибуны, на которых, пожирая мега-чипсы и экстрим-бургеры (или чего они там еще в будущем должны жевать) восседали довольные зрители и восторженно болели за свою команду. Каждая команда-участник здесь представляет определенную страну (прямо, как на международных соревнованиях), поэтому соревнования перерастают в нечто большее, чем просто спортивные первенства. Между прочим, Россия, слава богу, здесь тоже представлена.
Кстати, оружие в этих турнирах решено было использовать именно то, которое существовало в двадцатом веке. Даже не знаю, чем оно так приглянулось разработчикам. В общем, никаких модных лазеров-фазеров и прочих "фотонных отражателей" здесь не будет. Все ограничивается стандартным набором из архива второй мировой: несколько видов пехотинцев, куча разновидностей танков, пушки, корабли, вертолеты, самолеты, ну и т.д. Кроме того, судьи, для придания турнирам большей зрелищности, иногда вмешиваются в соревнования и изменяют правила, дабы зрители на трибунах не заскучали.
Еще полководцам разрешается пользоваться несложной системой торговли и продавать добытые на арене ресурсы. Потом, на эти кредиты они могут закупать любое вооружение или недостающие в данный момент ресурсы. Купленные юниты в тот же момент доставляются к месту сбора посредством прорытых глубоко в земле туннелей ("туннель" - здесь основной и самый первый юнит, с которого и начинается строительство собственной базы).
А теперь поговорим немного о том большом плюсе, который предлагает эта игра игрокам с различной ориентацией. Не подумайте чего плохого, я просто имею в виду то, что одни, например, очень любят холить и лелеять собственную базу, укрепляя ее со всех сторон, возводя с тонким расчетом все новые и новые сооружения или подготавливая ловушки для неприятеля, других же хлебом не корми - дай на кого-нибудь побыстрее наброситься и завалить, затоптать, закусать, раскрошить, стереть в порошок... Именно по этому принципу здесь и сделали основное разделение.
Поэтому во всех режимах игры вы можете выбрать один из двух основных типов игры: Skirmish и Full Strategy.
В первом случае ничего строить или добывать вообще не нужно - перед началом сражения вы самостоятельно выбираете себе любые 20 юнитов (их характеристики зависят от страны и выбора типа, скажем, продвинутости в трех направлениях: земля, воздух, вода). После этого остается только найти врага и подробно рассказать ему, на чем свинья хвост носит. Второй тип игры уже более навороченный. Здесь вам нужно, как полагается, отстроить и укрепить базу, заняться добычей ресурсов, которых здесь, кстати говоря, целых 6 видов. Между прочим, здесь существует даже целая система перетекания ресурсов между различными обрабатывающими фабриками. При желании, я думаю, вы без особого труда и сами со всем разберетесь, так что останавливаться подробнее на этом вопросе я не буду. Потом излишки ресурсов можно продавать и закупать на них все необходимое. Только после всех этих приготовлений вы сможете с чистым сердцем заняться целенаправленными поисками и уничтожением противников.
Из многочисленных опций управления в самой игре я хотел бы особо отметить несколько (остальные стандартны): планировщик атак, управление формациями и изготовление дизайна собственного юнита.
С планировщиком, я думаю, все понятно - указываем юнитам, куда идти и что делать, причем с привязкой по времени. Что интересно, планы атак можно сохранять и пользоваться ими впоследствии. Дело в том, что карты здесь все квадратные и отличаются разве что немного измененным рельефом, да цветом, так что грамотно составленные планы в будущем могут очень даже пригодиться. Управление формациями сильно похоже на аналогичную фичу в "Теократии". То есть вы можете сами разработать себе формацию по вкусу и расставлять юниты в определенном порядке, к примеру, окружить пехотинцев кольцом из танков, ну и т.д.
Изменение же дизайна юнитов связано с изменением его внутренних характеристик, а не с его внешними данными. Так, скажем, можно выбрать один из десятка вида двигателей для танчика, причем помимо выбора бензинового двигателя или дизеля можно даже задуматься и о количестве цилиндров у оного.
Режимов же игры здесь несколько, и каждый из них мне хотелось бы осветить более детально, потому что они довольно существенно отличаются друг от друга. Кстати, если вы прохлопали один из первых абзацев, повторю - все они присутствуют как в сингле, так и в мультиплеере. Правда, в сингле еще есть несколько тренировочных миссий, ну да они только так для красного словца называются.
Итак, помимо Boot Camp, где вам предстоит обучиться азам полководческого искусства с легкими противниками, здесь еще имеется два вида сражений: Маневры и Турнир. Турнир отличается от Маневров только тем, что в нем вам надо будет пройти целую серию игр, а не ограничиться лишь одной единственной. Да, еще тут можно обзаводиться союзниками, то есть, помимо баталий "один против компьютера", выбрать и другие комбинации: "2 на 2" или даже "4 на 4". Понятно, что в этом случае на вашей стороне будет воевать одна или целых три компьютерных команды соответственно.
Маневры - включают в себя четыре различных режима: а) война, б) охотник и добыча, в)CTF (capture the flag), г) Turn Base.
Первый вариант это просто обыкновенная стратегия безо всяких там мудреных новаций.
Второй уже гораздо интереснее. Здесь вам предстоит выступить либо в роли охотника, либо в роли его жертвы. Охотнику, понятно, предстоит разыскать жертву и расправиться с ней, а жертве убежать, то есть продержаться отведенное время и не дать себя "съесть".
CTF - реализован в стандартном ключе, надо всего лишь собрать большее количество флагов.
Turn Base - мда... то, что здесь называют пошаговым геймплеем, я бы все же назвал несколько иначе и не вводил в заблуждение стройные геймерские ряды. Дело в том, что игра идет действительно по ходам, только никакой паузы в самой игре вообще нет. На каждый "ход", то есть любые действия со своими юнитами и зданиями, вам отводится пара десятков секунд, потом ходит ваш противник. В это время у вас вообще никак не получится хоть как-то вмешаться в ни на секунду не останавливающийся игровой процесс. Просто все ваши юниты будут, не обращая никакого внимания на ваши тщетные попытки до них достучаться, ехать в заранее заданных направлениях или атаковать уже выбранные в прошлом ходу цели.
В конечном счете, этот режим довольно забавен, но не более того. И, по-моему, подобная реализация пошаговости при полном сохранении в тоже время real-time'овости всей игры все же сильно притянута за уши, чтобы понравиться большинству игроков.
Графически игра выглядит стандартно, если не сказать больше - скромно. Хотя все юниты и здания прорисованы весьма неплохо, к тому же возможности zoom'a весьма впечатляют, но все ландшафты, к сожалению, на удивление однообразны. Также меня немного разочаровало и управление камерами. Хотя вы и можете "летать" по всей территории арены в любом направлении и менять угол обзора по своему желанию, но реализовано это все же немного косолапо. А вот взрывы, дымовые следы от ракет сделаны уже на порядок зрелищнее. Кстати, после того как сбивается самолет или вертолет, из него катапультируется и красиво так парит в воздухе парашютист. Потом им спокойно можно управлять, также как и остальными своими пехотинцами.
Вот и пришло время подведения некоторых итогов. По моему мнению, Wartorn - это никоим образом не "новое слово" в RTS, а всего лишь очередной, правда, довольно качественно выполненный клон. Причем, воевать с компьютером в данном случае здесь гораздо менее интересно, чем с себе подобными. Потому что уж чересчур все прямолинейно как-то происходит. Нет здесь ни изюминки, ни каких-то неожиданных поворотов, которыми так богаты современные стратегии. Зато желающие поэкспериментировать с целой кучей настроек и различного рода опций (здесь можно менять практически все показатели в игре), найдут, думается, своим способностям достойное применение.