Строительство в картинках или Стопами Шапокляк Практически у каждой компьютерной фирмы, производящей игрушки, есть свои серии игр. У Sierra это Hoyle, у Hasbro Interactive - это Tonka. Краткая история для тех, кто впервые слышит, вернее, видит это название. Под торговой маской Tonka в разное время было выпущено 5 игр (Tonka Construction, Tonka Garage, Tonka Raceway, Tonka Search & Rescue, Tonka Workshop CD-ROM Playset). Все они объединены общим персонажем Joe Tonka. Иногда он появляется в играх явно, иногда опосредованно. Каждая игра построена на помощи играющего вышеуказанному Joe Tonka. Часть игр (например, Tonka Garage и Tonka Raceway) связаны между собой. Созданные в Tonka Garage автомобили можно использовать в соревнованиях в Tonka Raceway.
Не так давно коллекция Tonka пополнилась еще одной игрой. Как явствует из названия, Tonka Construction 2 является обновленной версией одноименной игры. По сути, это набор из четырех мини-игр. Так что я бы назвал эту игру Tonka Construction Kit, то есть набор для строительства. Рассмотрим, что же положили создатели в свое детище. Это строительство дороги, строительство высокогорного курорта, карьер по добыче артефактов и гравия и город. По сравнению с первой версией увеличено количество грузовиков и прочей дорожной техники, значительно улучшена графика.
Перед началом каждого строительства следует подробный рассказ о том, что и в какой последовательности необходимо сделать, а также какую дорожную или строительную технику нужно использовать для каждого этапа. Например, строительство дороги в пустыне разбито на шесть этапов - очистка траектории будущей трассы от камней и заброшенных зданий, разравнивание, засыпка асфальтом и последующая его трамбовка, разметка и, наконец, строительство деловой инфраструктуры. Бывают и более сложные задачи, например, работа в карьере состоит из двух этапов (поиск сокровищ и выработка гравия), каждый из которых разбит на подзадачи.
Так как Tonka Construction 2 ориентирована на детей от 4 до 8 лет, интерфейс максимально упрощен. Управление дорожной техникой сводится к включению двигателя и указанию направления движения. Где находится курсор мыши, туда техника и едет. Непривычно и несколько неудобно, особенно при необходимости движения задним ходом или разворота. В редких случаях требуется использование левой кнопки (например, для погрузки-разгрузки).
На мой взгляд, авторы игры явно переборщили с применением динамита. Создатели игры подразумевают, что лучше всего начинать строительство заново с помощью взрывчатки. Весьма спорное утверждение, но что сделано - то сделано. К тому же, использование динамита в игре может скорее послужить иллюстрацией к технике безопасности, тому ее разделу, что посвящен осторожности с взрывчатыми веществами. Наиболее показателен в этом отношении пример mega dynamite (большой заряд, снабженный "дьявольской машинкой"). Провод, соединяющий заряд и "машинку" настолько короток, что после того как строитель нажимает на кнопку, он взлетает в воздух вместе с тем, что нужно было взорвать. Не забудьте объяснить маленьким строителям, что с взрывчаткой нужно обращаться очень и очень аккуратно, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим.
Другим недостатком, на мой взгляд, является некоторая бессмысленность действий по строительству. После того как строительство закончено, ничего, кроме как заложить побольше взрывчатки и разнести все на мелкие осколки, сделать нельзя. Нельзя даже понаблюдать за тем, как функционирует построенное. Да, конечно, на открытие приезжает мэр, пресса, а на открытие дороги даже инопланетяне, но это ведь минутное развлечение. Скорее всего, это вызвано тем, что эта игра в первую очередь все-таки не о строительстве, а о строительной технике.
Интересная идея по экспорту-импорту, появившаяся в Raceway нашла свое развитие в Construction. Построив великолепное с вашей точки зрения здание, вы можете сохранить его на память или подарить другу, чтобы он мог использовать его при строительстве своего собственного города.
Tonka Construction 2 дает представление об основных этапах строительства дорог и зданий, но не более того. Говорить о том, что игра относится к жанру обучающих (а именно так ее позиционирует Hasbro Interactive), можно лишь с большой натяжкой. Обучающий элемент по сбору найденного в карьере артефакта рассчитан на детей от 2.5 до 3 лет, но никак не 4-8.
Отсутствие скроллинга игровых карт, кроме как во время движения на строительных машинах, иной раз вызывает раздражение, так как не всегда понятно, есть ли за границей экрана продолжение карты или нет. Графическая реализация игры вызывает двоякие чувства - с одной стороны детально прорисованные грузовики, бульдозеры и прочая техника, красивые здания, а с другой - очень стилизованные и непропорциональные по размеру человечки. Немножко это не увязывается друг с другом. Лучше всего прорисованы городские коты. В целом игра вызывает двойственные чувства. Идея неплоха, но реализация оставляет желать лучшего, скажем, Tonka Construction 3.