Самой "страшной" темой для компьютерщиков всего мира и им сочувствующим весь уходящий год была так называемая "проблема 2000" (Y2K), или если хотите - "ошибка 2000". Все кругом пугались и стращали друг друга вселенскими катастрофами и катаклизмами. Те, которые подоверчивее и попугливее, быстро побежали затовариваться "наборами по выживанию в экстренных ситуациях", в которые входили фонарики, аптечки и прочая ерунда (на случай выхода их строя всех систем жизнеобеспечения). Все же прочие над этими беднягами только посмеивались потихоньку.
Сама же проблема перехода в новый век у некоторого числа компьютерных систем связана с тем, что на более ранних моделях компьютеров и прочих "разумных" устройствах отсутствовали две цифры из четырех в обозначении года, и год, следующий за 99, вполне мог стать не просто (20)"00", а вообще непонятно чем. Какой год компьютер определит, как "00" - не мог предугадать никто. В общем-то, так все это и произошло, правда, не в таких масштабах, как это все себе представляли. С наступлением нового столетия (а для кого-то и тысячелетия) вышли из строя сотни компьютеров по всему миру: а именно - в Англии перестали работать пластиковые карточки некоторых компаний, в Германии один клиент банка стал миллионером, правда, не надолго, в одной африканской стране отключилось электричество и у американцев накрылся их спутник-шпион. С чем я их, родимых, сердечно и поздравляю! Были, конечно, и сотни других подобных случаев, но все же такой вселенской катастрофы, о которой трындели все средства массовой информации весь последний год, не произошло. Кстати, на всей этой шумихе очень даже неплохо подзаработали некоторые товарищи. Дело в том, что на борьбу с проблемой Y2K было потрачено в общей сумме 30 млрд. долларов. Я не ошибся - миллиардов. Кто-то уже сейчас называет это дело самой крупной финансовой аферой ушедшего века. Что ж... может, оно и так. Время покажет...
Компания Interplay на волне интереса к "проблеме 2000" выпустила игру с одноименным названием. Это квест, в котором вам предстоит разбираться с десятками сложных механизмов и приспособлений, которые вышли из строя как раз после полуночи в последнюю ночь минувшего столетия. А начиналась эта история так.
В 1876 году Aleister Dharke отстроил себе небольшое поместье, которое было впоследствии немного перестроено (в 20-х годах нашего столетия). Сам Aleister был автором романов ужасов и поэтому некоторые комнаты своего дома он превратил в наглядные пособия для своих рассказов - с трупами, убийцами, устройствами изощренных пыток, короче, писатель был еще тот - со странностями.
После его смерти это поместье приобрела одна электронная компания и начала использовать его в своих исследовательских целях. Здесь были созданы лаборатории по проверке и испытаниям новейших приборов и разнообразных электронных механизмов. Компания разрабатывала и испытывала здесь многие из своих микросхем, роботов и устройств с искусственным интеллектом. Дом стал лабораторией для множества проектов, и кульминацией всех разработок стала его полная компьютеризация и снабжение голосовой домашней системой управления. Эта компьютерная система управления включала в себя прислугу из числа роботов, охранные сигнализации, системы переработки отходов и все в том же духе. Но все же подобная компьютеризация не прошла даром: владельцы компании серьезно засомневались в способностях своих "умных механизмов" и решили подстраховаться от возможных проблем с "ошибкой 2000", продав в конце 90-x этот дом со всеми его потрохами бухгалтеру компании. Таким образом, незаметный и тихий в прошлом бухгалтер компании, Buster Everman и стал новым владельцем поместья Aleister.
А во избежание всех накладок и возможных претензий со стороны нового жильца юристы компании составили такой контракт, который снимал бы с компании любую ответственность за возможные сбои или прочие неполадки в компьютерной системе дома. Buster'а такой странный пунктик нисколько не обеспокоил, и он немедленно вселился - ведь он всегда мечтал о том, чтобы жить в солидном и старом доме.
Итак, Buster переезжает в свой новый дом празднует и засыпает на своей кровати как раз за несколько часов до начала нового тысячелетия. Он даже и не подозревает о том, что большинство компьютерных систем в его новом доме, в том числе и главный компьютер, никто и не думал проверять на "ошибку 2000". Помимо Buster'a в доме отмечает встречу нового года и его подруга, некто Candace - один из ведущих программистов Dharke Electronics. Вот она-то как раз и обеспокоена состоянием электронных устройств в доме и принесла с собой необходимые программы, призванных предотвратить от возможных сбоев главный компьютер...
Проснувшись, Buster обнаруживает, что большинство устройств вышли из строя. Ему перестал отвечать главный компьютер, и вообще кругом стало твориться что-то странное и необъяснимое. Даже для того, чтобы попасть в шкаф и взять свою одежду, ему приходится воспользоваться ПДУ (портативным электронным устройством), потому как сканер отказался реагировать на его отпечатки пальцев. Перебравшись в комнату для хранения древностей, Buster понимает, что оказался в ловушке. Здесь оказался поврежден один тепловой датчик, и система заблокировала все входы и выходы из этой комнаты. Придется починить, а иначе не выбраться. Да уж, невеселый выдался денек для обыкновенного бухгалтера. Ему бы преспокойненько с бодуна рассол пить, ан нет - придется всюду лазить, чинить и ремонтировать вышедшую из строя технику, перебираясь, таким образом, из комнаты в комнату. А их в этом поместье немало. Это и специальная комната для опробования компьютерных эффектов (если просто - комната страха), лаборатория, комната управления, погреб, спальня, оранжерея - всего и не перечислишь. И в каждой комнате его будут поджидать десятки ловушек и хитроумных приборов, кодовые замки и камеры слежения, тепловые датчики и хитроумные сканеры.
Сама игра имеет графическое исполнение, аналогичное недавнему "Фаусту" или "Атлантиде". То есть камеру можно вращать под любым углом, причем здесь нет вообще никаких ограничений по этому поводу. Если в других играх всегда был какой-то предел, потолок - то здесь его нет. И вы спокойно можете посмотреть на потолок комнаты, а потом и за спину, и дальше, сделав, таким образом, полный поворот на 360 градусов. Сами комнаты довольно симпатично и детально прорисованы: горит огонь, тикают часы, на стенах переливаются датчики, а под потолком вращаются миниатюрные камеры. После того как вы обзаведетесь ПДУ, вам станет доступно большинство информации по всем комнатам этого поместья. К тому же именно с его помощью можно определять, для чего нужны те или иные предметы, открывать некоторые замки и отключать простые сигнализации.
По комнате будет расхаживать трехмерная фигура главного героя (на манер Gabriel Knight III), правда, камера здесь фиксирована и перемещается по заранее прописанным точкам. Так что запросто побегать по помещениям уже не получиться.
Кстати, могу обрадовать и всех любителей русских версий - игра очень неплохо переведена на русский язык компанией "Седьмой Волк". К тому же после ее установки вы можете играть как в русскую, так и в английскую версию - и обе они полные - со всеми опциями, текстом и озвучкой. К некоторым же недостаткам можно отнести и тот прискорбный факт, что save здесь всего один. Правда, я так думаю, что большинство игроманов все же знает, как обойти и эту "ошибку".
В заключение могу отметить, что эта игра Y2K вполне может заинтересовать всех почитателей запутанных и сложных приключений с хитроумными головоломками. И если в настоящей жизни столкнуться с "великой и ужасной проблемой 2000" вам так и не удалось (а так хотелось, так хотелось...), то вы всегда можете это сделать, погрузившись в сбрендивший мир тронувшихся компьютеров старинного поместья. И пусть за окном уже январь и все надуманные компьютерные проблемы уже далеко позади, но все же возможность повернуть время вспять и опять напомнить о таком загадочном явлении, как Y2K все же есть. А ну, есть среди вас смельчаки, которые не побояться впустить в свой компьютер "проблему 2000"? А..? Теперь она будет не надуманной и непонятной, а вполне зримой и осязаемой, а от того и гораздо более опасной...