Самой трудной для меня задачей всегда было писать о сильно понравившейся игре. Хорошие игры, подобно интересным увлекательным кинофильмам, неохотно поддаются анализу. После прохождения такой игры остается очень приятное ощущение и масса эмоций, которые трудно поддаются определению, тем более с помощью слов.
Описывать строго технические подробности - большого ума не надо, но вот суть, душу игры, они, увы, редко раскрывают. Это все равно, что в ответ на вопрос: "Понравилось ли тебе кино?" - начать долго и нудно описывать состав актеров, выгодные ракурсы камеры на седьмой и пятнадцатой минутах и прекрасный аудиотрек, звучащий на титрах.
Но и наполнить статью одними эмоциями тоже было бы не корректно по отношению к Вам, дорогой читатель. Поэтому я постарался отразить в тексте две эти разнородные составляющие, и если смесь получилась не совсем однородная, пожалуйста, не обессудьте.
Часть 1. Эмоции.
При всей моей любви к жанру FPS, только редкие игры вызывают в моем сознании желание просиживать за ними часами и обязательно проходить до конца. И, как правило, решающим фактором здесь становится "атмосферность".
Дать точное определение этого термина я даже и пытаться не буду, т.к. оно находится где-то на подсознательном уровне. Просто такие игры затягивают с первых же минут, позволяют полностью отождествить себя с героем и настоятельно влекут за собой, постоянно подбрасывая какие-нибудь сюрпризы.
Впервые такое "погружение" произошло со мной, когда я играл в Lucas Art'овский Dark Forces, с его неповторимым духом "Star Wars", доблестными Джедаями и имперскими пехотинцами. Каждая новая миссия давала новый толчок в развитии сюжета, и многие задачи требовали не столько огневой мощи, сколько хитрости и ловкости, а порой вообще решались только кружным путем.
Затем была достаточно продолжительная пауза. Причем в этот период выходило много отличных игр, я играл в них, но так сильно меня ничто не задевало. Они были интересны, красивы, но все равно оставались там, по ту сторону экрана, не вызывая у меня ни малейшего желания полностью разрушить эту грань и окунуться в их мир.
Второй раз я испытал "погружение" и практически не спал несколько ночей после выхода величайшего Half-Life. Я буквально вжился в образ профессора Фримана, и как маленький ребенок с нетерпением пытался узнать, что же таится за дальним поворотом, шарахался от странных теней и судорожно сжимал рукоять верного автомата, в попытках понять, чем же все-таки закончатся эти незабываемые приключения.
После этого опять наступило затишье. Казалось, что все разработчики чересчур увлечены оттачиванием технических деталей, и про "атмосферность" попросту позабыли. Но, видимо, философский постулат о развитии по спирали все-таки работает. Вволю натешившись с яркими красками, кривыми поверхностями и т.п. эффектами, игровая индустрия очередной раз произвела поистине захватывающую игру, и имя ей Star Trek Voyager: Elite Force.
Причем самый большой парадокс заключается в том, что изначально я был настроен весьма скептически. Все дело в том, что за последние несколько лет ни одной более или менее примечательной игры под лицензией Star Trek не выходило. Видимо, авторы считали, что популярность этого сериала на Западе придаст необходимое ускорение популярности их продуктов. Но, увы, в нашей стране эти номера слабо проходят. Мало того, что с этим сериалом большинство вообще не знакомо, так нам еще и качество подавай, балованные мы. Поэтому я начинал играть с устойчивым предубеждением, что в мои руки попала очередная поделка.
Но в данном случае все оказалось совсем наоборот. Причем настолько, что, видимо, если бы эта игра была первой ласточкой, познакомившей меня с вселенной Star Trek, я постарался бы найти и посмотреть этот сериал.
Действие начинается буквально с первых минут и безо всякого предупреждения. Мы оказываемся заброшенными в одиночестве на вражеский корабль с целью освободить плененных членов собственной команды и найти украденный образец нового оружия. Что ж задача не из новых, let's go, как говориться.
Но, не тут то было, сразу начинаются небольшие сюрпризы. Местные обитатели, носящие имя Borg'ов, оказываются весьма сообразительными андроидами. Уже после третьего выстрела, они с легкостью устанавливают частоту, на которой работает наше оружие, и выставляют вокруг себя совершенно не пробиваемый барьер. В результате из охотника мы тут же превращаемся в жертву, и только ловкость, скорость и скорейшее нахождение образца нового оружия (которое как раз постоянно меняет частоты) может спасти нам жизнь.
И это еще не главный сюрприз. Когда кажется, что цель уже близка, и мы находим последних членов своего экипажа, герой неожиданно стреляет в какую-то панель на вражеском корабле. Все тонет в ослепительной вспышке взрыва, и мы обнаруживаем себя в тренажерном зале корабля, где получаем заслуженную трепку от непосредственного начальства за опрометчивое решение во время тренировки (!).
Более того, только после этих событий (а это уже 15-20 минут полноценной игры), служащих, как мы потом понимаем, прологом, на экране появляется заставка с названием, титры и игра начинается уже по-настоящему.
Никакой паузы не происходит, и развитие сюжета стремительно увлекает нас вдаль. Начинается все с того, что наш космический корабль (называемый Voyager), атакован в космосе неизвестным объектом. Не растерявшись и произведя выстрел по непрошеному гостю из главного калибра, корабль попадает в удивительную энергетическую воронку, оставшуюся на месте неприятеля. И она неумолимо несет его на странное и необъяснимое кладбище кораблей.
Больше всего то место, куда корабль забросило в результате сего странного инцидента, напоминает космический аналог "Острова погибших кораблей" из знаменитого одноименного романа А. Беляева. Несколько сотен космических челноков различных конфигураций и назначения неподвижно застыли в этом районе космоса, удерживаемые силой неизвестной пока природы.
Поскольку корпус и энергетическая система Voyager'а оказались изрядно повреждены, было решено организовать вылазку на один из ближайших кораблей. И именно с этого места начинается увлекательнейшая история, в которой Вы участвуете в роли бойца специальной десантной группы (Hazard Team), в руках которой оказывается судьба собственного корабля, а в результате, как выясниться и всей вселенной.
Все миссии выделяются сюжетом, логичностью задач и неповторимостью. Иногда придется пробиваться напролом, круша неприятеля силой оружия, иногда отражать вероломные атаки на собственный корабль, а иногда заниматься тайными операциями, незамеченными проникая на корабли врага и буквально занимаясь воровством.
Неожиданные повороты сюжета будут возникать почти на каждом шагу. То в лице недавних врагов мы обретем надежных союзников, готовых поделиться информацией, то до боли в груди будем переживать потерю славного боевого товарища, а в завершении с удивлением узнаем, что термин Harvester применим не только к машинам для сбора знаменитого Тибериума, но и к могущественной биологической расе, готовой поработить всю вселенную.
Я не зря вспомнил в начале две такие замечательные игры, как Dark Forces и Half-Life. Дело в том, что общее ощущение от игрового процесса в Elite Force как раз находится где-то на стыке между этими двумя шедеврами. Вся игра проходится буквально на одном дыхании (я прошел, отрываясь только на работу, за три вечера/ночи) и как обычно оставляет в конце ощущение того, что она слишком коротка, а хотелось бы, чтобы этот "кайф" длился, длился и длился еще...
Часть 2. Факты.
Итак, с эмоциями покончено. Если Вы еще не прекратили чтение и не спешите к ближайшему магазину за собственной копией Elite Force, то Вам как раз не помешает некоторая порция фактографической информации.
Начнем, как обычно, с графики. Игра сделана на мощнейшем графическом ядре Quake III, и перед нами один из первых представителей FPS на этом чудесном движке. Говорить о том, как все красиво, какие замечательные модели персонажей, яркие взрывы и т.п. вещи Вас ожидают совершенно бесполезно. Просто посмотрите на Screenshot'ы и поймите, что в динамике все еще в 2-3 раза круче!
Спешу сразу предупредить Вас, в игре все действия разворачиваются в закрытых помещениях. Никаких головокружительных пейзажей (которые мы могли созерцать в FAKK2) нам не покажут, зато урбанистическое, а порой и биологическое внутреннее убранство кораблей сделано выше всяких похвал. Часто приходилось просто останавливаться (если враги позволяли) и любоваться завораживающей красотой открывшихся картин.
Кроме того, качество моделей и всего движка в целом позволило авторам буквально до краев наполнить игру скриптованными сценками, которые довершают ощущение, что Вы участвуете в настоящем полнометражном голливудском фильме, причем в роли главного героя.
Это чувство окончательно подкрепляется отличным звуковым оформлением. Скрипы и почти живые постанывания заброшенных инопланетных кораблей, могут любого заставить вжаться поглубже в свой стул. А фоновая космическая музыка настолько ненавязчива, что замечаешь ее, только если специально об этом задуматься.
Следующий весьма новаторский момент игры состоит в том, что в большинстве миссий Вы принимаете участие не один, а в составе целой группы "десантников". В самом начале от такого сотрудничества скорее больше вреда, чем пользы, т.к. никакой ощутимой помощи, кроме своевременных криков о приближении врага, от коллег добиться не удается.
Но уже к середине игры обстановка меняется к лучшему. Во-первых, к такому партнерству привыкаешь, и начинаешь использовать его выгодные стороны, а во-вторых, бойцы-соратники начинают пользоваться более мощным оружием и становятся вполне боеспособными.
Их AI вполне на уровне, и они оказываются вполне в состоянии не только лезть на рожон, но также эффективно обороняться и даже отступать, ориентируясь на Вас. В результате приходится планировать свои действия с серьезным расчетом на команду, чтобы коллеги не оказались случайно на линии Вашего огня, да вдобавок смогли оказать посильную огневую поддержку.
Кроме всего перечисленного такое соседство вызывает неповторимое ощущение кооперативных действий. Все товарищи по оружию обладают ярко выраженной индивидуальностью, и в то время как кто-то бесстрашно рвется вперед, другой может наоборот постоянно шарахаться от любого шороха. Короче говоря, к такому соседству очень скоро привыкаешь и действительно стараешься стать частью команды.
Как и в любой игре подобного жанра, в Elite Force Вас ожидает большое разнообразие оружия. Причем все оно имеет энергетическую природу, что позволило авторам сделать яркие и разноцветные эффекты от его применения.
К сожалению, сюжетное построение выполнено так, что при появлении более мощного вида вооружения, он вытесняет собой почти все остальные в полевом применении. Во многом этому способствует и тот факт, что все виды используют всего два различных боеприпаса: чистую энергию (для всего оружия собственного производства) и некие инопланетные кристаллы (для ВСЕХ трофеев). Иногда это выглядит не слишком логично, например, не понятно как могут все расы использовать одни и те же кристаллы или как гранаты можно производить из чистой энергии. Но тут уж мы ничего поделать не можем, и будем считать это сюжетным ходом!
С коллегами и оружием разобрались. Стоит теперь сказать несколько теплых слов и о противниках. Во-первых, они очень разнообразные. Тут и киборги, и роботы, и расы совершенно неправдоподобного биологического вида и просто люди, наконец. Причем последние ведут себя в бою не хуже знаменитых десантников из HL, так что биться с ними - одно удовольствие. А уж когда в конце игры Вы лицом к лицу столкнетесь с Harvester'ами, насекомообразной расой захватчиков, тут вообще комментарии излишни - начинается практически кино Starship Troopers...
Для поддержания политкорректности, модной в последнее время на Западе, авторы предложат Вам выбрать вначале игры пол основного персонажа, причем повлияет это в основном на скриптованный материал, да на голос, звучащий за кадром. Правда, не стану кривить душой, я играл за женский персонаж, причем главную роль в выборе сыграл не слишком симпатичный внешний вид мужского героя (лицо мне его не понравилось, короче).
Кстати тут тоже не обошлось без курьезов. Естественно, авторы не стали создавать два комплекта скриптов, а просто меняют в них модель персонажа налету. И в этой связи весьма пикантно смотрятся теплые отношения между главной героиней и одной из девушек-десантниц. Причем никакой банальной любовной истории тут нет, но зато через всю игру прослеживается явный намек на стойкую симпатию. В результате могут быть довольны не только феминистки, но и представители "секс-меньшинств", а игра становится политкорректна на 200% по американским меркам.
В заключении, сообщу радостную новость для поклонников сетевых баталий. Покупая игру Elite Force, Вы не будете обижены, т.к. комплект поставки состоит сразу из двух игр: Single и Holomatch. Причем, вторая часть не просто сетевое расширение, а действительно полноценная, самостоятельная игра, аналогичная по возможностям Quake III.
В Holomatch Вы сможете как играть по сети, так и просто тренироваться на собственном компьютере с Ботами. Причем, система тренировок выстроена точно в соответствии с канонами прародителя. За выигранные матчи Вы получаете медали, да и набор противников не случаен, а строго соответствует карте.
Стоит, правда, отметить, что дизайн уровней не до такой степени отшлифован, как этого бы хотелось, в результате не получается высокоскоростных поединков, какие практикуются в Q3. Но если Вам по душе не Q3, а UT с его более низким темпом, то Elite Force Holomatch придется Вам явно по душе.
Выводы.
Честно говоря, после всего вышесказанного этот раздел статьи можно было бы просто заполнить строчкой восклицательных знаков. Но, ориентируясь на тех, кто читает сразу конец статьи, еще раз сформулирую.
На рынке появилась прекрасная "атмосферная" игра в лучших традициях Dark Forces и Half-Life. Играть в нее - просто одно удовольствие, а иметь дома - святая обязанность любого поклонника жанра.
Если Вы пройдете мимо нее сейчас, то наверняка уже через месяц не сможете поддержать ни одного разговора о жанре 3D Shooter, не нарвавшись на издевательское высказывание: "Да что с ним разговаривать, он даже в Elite Force не играл!". Поэтому спешите лично вступить в элитные подразделения, пока это стоит не слишком дорого.