Написание детских игр - занятие куда более сложное, чем может показаться на первый взгляд. В этом деле главное - соблюсти тонкий баланс между простотой и сложностью, чтобы игра не стала совсем примитивна, но в то же время любой ребенок смог бы в нее легко и с удовольствием играть. Если этот баланс в игре нарушен, то ничего хорошего ожидать не приходится.
Компания "Никита" давно специализируется на детских играх. И хотя не вся палитра ее продуктов является бесспорной, многие игры по-настоящему хороши, особенно для семейного отдыха. Так совсем недавно из-под ее пера вышло очень достойное и юморное приключение под названием "Новый Робинзон", в которое мы с удовольствием играли всей семьей, пытаясь помочь незадачливому горожанину выбраться с необитаемого острова.
И вот очередная новинка, на сей раз по имени "Новый Бармалей". Говоря честно, я почему-то подсознательно настраивался на то, что эта игра будет такого же стиля, что и Робинзон. Видимо, виной тому - похожее название и мультипликационная графика, которая явно прослеживалась на всех картинках. Но, увы, моим ожиданиям не суждено было воплотиться в жизнь. Игра оказалась совершенно другой, причем очень странной.
Пожалуй, ругаться в ее адрес я начну чуть позже, а для начала отмечу, что единственное, с чем в этой игре все в порядке, так это с графикой. Она мультипликационная, так всеми нами любимая. И если бы авторам удалось найти тот баланс, о котором я упоминал раньше, то игра получилась бы отличная, а так... Впрочем, судите сам.
Игра принадлежит к жанру Arcade. Все приключения мальчика Вити в Африке разбиты на небольшие игровые эпизоды, в каждом из которых нам предстоит проявить себя в каком-нибудь простеньком соревновании.
Например, начинается все с полета на маленьком самолетике сквозь причудливого вида облака. И сразу меня постиг легкий шок, оказалось, что все управление в игре осуществляется только при помощи Мыши. Никакой альтернативы, ни клавиатуры, ни GamePad'а. Не знаю, как Вы, а я к такому стандарту в плоских аркадных играх абсолютно не привык и достаточно долго испытывал большие сложности.
Но и это еще полбеды. Приноровиться вовремя дергать мышку, чтобы управлять самолетиком, или нажимать на ее кнопку для прыжков во время скачек на льве, в принципе можно научиться. Но очень многие задания загнаны авторами в такие узкие рамки, что это уже получается не игра, а какое-то угадывание удачных моментов.
Например, сценка с обезьянками. На ветке сидят три мартышки и кидают в нашего героя фруктами, а он должен на манер профессионального бейсболиста отбивать летящие апельсины и бананы палкой обратно. Успех в этом состязании может ждать Вас только в том случае, если Вы точно поймете в какой момент нарисованного движения мартышки нужно нажать на кнопку, иначе никак.
Если Вы не верите мне, что все так запущено, то возьмусь привести цитату самих авторов из раздела "Полезные советы" (дословно): "Когда Бармалей лезет за мальчиком по канату, уклоняйтесь от падающих предметов следующим образом. Определите, какой по счету предмет попадет в мальчика, и в следующий раз на этот счет надо уклониться". Если для аркадной игры нужно писать такие пояснения, нетрудно догадаться, что она совершенно лишена вышеозначенного баланса.
Всего в игре насчитывается 20 небольших эпизодов, в которых Вам придется проявить себя подобным образом. Нельзя сказать, что все из них неудачные, например, отгадывание загадок или ловля разбежавшихся тигрят, вполне удались. Но эти немногие моменты, что мне понравились, общей картины, увы, не поправят.
Кроме того, авторы зачем-то включили несколько совершенно однотипных игровых эпизодов (с подводным плаванием, например), которые и в первый-то раз не слишком увлекают, а уж по второму кругу - начинают просто раздражать.
Если оставить аркадные развлечения, то еще можно внимательней взглянуть на сюжет. Он не только примитивен и банален, но местами и пошл. Бармалей хохочет, радуясь своим успехам, не как злобный и жестокий пират, а как форменный умалишенный - пискляво и истерично, причем авторы, видимо целенаправленно, вставляют эту сцену постоянно. А ведь игра ориентирована не на малышей, которым интересны сказки про курочку Рябу, а на школьников ("от 6 лет и старше" - говорят нам авторы). Но, по-моему, ни один нормальный ребенок не станет в здравом уме играть в подобную чушь.
В заключении отмечу, что я, взрослый, умудренный опытом игрок, испытывал значительные сложности при прохождении даже на минимальном уровне сложности. И в итоге внутри у меня сложилось не ощущение легкости и удовольствия, которое должны вызывать такие игры, а совсем наоборот - напряженность и чувство усталости.
Не знаю, нравится ли авторам "Нового Бармалея" то, что у них получилось, но лично я ни за что не посажу своего ребенка играть в ЭТО.