Прежде всего, следует внести уточнение: игра StarLancer - это не то же самое, что проект FreeLancer, над которым Крис Робертс сотоварищи работают с момента ухода из Origin и основания Digital Anvil. Это скорее пробный шар перед выпуском FreeLancer'a. И, увы, приходится констатировать, что первый блин во многом получился комом - хорошая, в общем, игра оказалась испорчена кучей мелких идеологических недоработок, причем тянущихся еще со времен Wing Commander'ов. А ведь FreeSpace 2 вышел несколько месяцев назад - кажется, было время поучиться, как НАДО делать такие игры. Увы - насколько тщательно все продумано для удобства игрока в серии FreeSpace, настолько наплевательски к нему относятся тут.
Но обо всем по порядку. Действие происходит во второй половине XXII века, и на сей раз не в межзвездных далях, а в Солнечной системе (впрочем, без прыжков через гиперпространство все равно не обходится). Здесь идет новая мировая война между Западным Альянсом, куда входят США, Европа и Япония, и Восточной Коалицией, собравшей под свои знамена все Мировое Зло - то бишь Россию (судя по всему, разделившуюся на собственно Россию и Сибирь (Восточную Республику), Китай и, кажется, еще арабов). Естественно, Коалиция - абсолютные изверги и военные преступники, безжалостно уничтожают пленных и мирное население оккупированных территорий, их лучшие асы подозреваются в серьезных психических расстройствах и т.п. Попытка мирных переговоров на Европе (спутник Юпитера) оказывается дьявольским планом злодейского красного генерала Кулова с целью заманить силы Альянса в ловушку и нанести им сокрушительное поражение.
Короче, начинается игра из почти безнадежного для Светлых Сил Добра и Свободы положения - остатки их флотов стягиваются к Нептуну, а чуть ли не вся Солнечная система стонет под игом кровавой Коалиции. В общем, ситуация намного хуже, чем в 1940, когда фашисты готовились к штурму Великобритании, остававшейся последней цитаделью демократии в Европе - тогда, по крайней мере, Россия не была противником Запада (в отличие, правда, от Японии - но зато на территории США не было оккупантов). В такой вот безнадежной ситуации командование Альянса обращается с призывом ко всем, кто может держать оружие... то есть - штурвал истребителя - поступать добровольцами во флот. Вам предстоит сражаться в составе 45-ой добровольческой эскадрильи и, вместе с другими, обеспечивать коренной перелом в войне.
Изначально у вас имеется на выбор 4 истребителя, потом, по мере накопления боевых успехов (буде таковые окажутся), вас начинают повышать в звании - и, соответственно, давать доступ к новым кораблям. Всего кораблей, доступных игроку - 12, вообще истребителей - 20 (8 - Коалиции) и менее полусотни капитальных кораблей обеих сторон (под этим понятием объединяются как крупные крейсера, так и небольшие челноки с экипажем в несколько человек - и даже бомбардировщики; но, надобно заметить, даже самые большие космолеты не поражают воображение так, как супердредноуты X-Wing Alliance или FreeSpace II, с их многокилометровыми корпусами и многотысячными экипажами - в StarLancer'e самая большая команда - порядка полусотни человек).
Каждый истребитель, как водится, имеет ряд характеристик - скорость, ускорение, маневренность, мощность брони, мощность защитных полей, скорость регенерации полей. Пушечное вооружение фиксировано для каждой модели (на некоторых есть хвостовые турели), а вот ракеты можно выбирать - однако истребитель может нести их удручающе мало, просто никакого сравнения с FreeSpace II, где ракеты часто были ключевым оружием в бою.
Но недостаток ракет - это не главная беда. В остальном, кстати, к самим истребителям претензий нет - они умеют все, что положено: перераспределять энергию между двигателями, полями и оружием, выравнивать защиты, летать в ускоренном режиме (правда, на это расходуется особое топливо, которое не восстанавливается), выравниваться по скорости с целью, даже strafe'ить и вращаться вокруг продольной оси. Более того, имеются даже отдельные устройства для маскировки (правда, действуют ограниченное время) - ну и противоракеты, само собой (вполне эффективные, кстати).
Но что в игре совершенно провально, так это система выбора цели и взаимодействие со своими. Вы можете выбрать враждебную или дружественную цель (ближайшую, следующую или предыдущую, а также подсистемы цели), цель перед носом и главную цель миссии. И все! При этом едва ли не единственная осмысленная команда своим - "атакуй мою цель" (ну еще "помогите" и "собраться вместе"). Вот и представьте себе, как в этих условиях выглядит защита кого-нибудь. Во-первых, если он не является основной целью, его так просто не выберешь - надо прощелкивать последовательно. Во-вторых, выбрав, невозможно, в отличие от FreeSpace, выбрать того, кто этого нашего друга атакует. В-третьих, нет команды "защищайте мою цель"! Вы можете поверить в такой идиотизм?! Я - с трудом. Однако факт: после стольких космических леталок выпущена игра, в которой нельзя сказать "protect my target". Притом, что ситуаций, когда это необходимо, естественно, более чем достаточно. Миссии на защиту всегда были самыми пакостными.
Единственно, что сделано грамотно (хотя и не оригинально) - свои предупреждают об опасности типа пущенной в вас ракеты (притом, что бортовые системы сей факт фиксируют - но в горячке боя мигание иконки вверху экрана вы можете не заметить (запросто), а вот крик типа "эй, щас огребешь!!!" не заметить уже труднее).
Ну а свои, естественно, сами не додумаются, что им делать. То есть вообще с врагами они бьются довольно неплохо, но совершенно бессистемно. Кто подвернулся, того и атакуют. Во FreeSpace такое хоть было оправдано шикарными возможностями по управлению эскадрильей в бою - помнится, одних только видов целеуказания было чуть ли не два десятка - а тут чем? Однако если не учитывать полное отсутствие стратегического мышления, то по части тактики индивидуального боя к AI особых претензий нет. Никаких тупых лобовых атак, как в ранних Wing Commander'ах - кружатся и уворачиваются очень резво. Мажут, правда, часто, но это, вероятно, для пущего реализма.
Кстати, о реализме: по части физической модели им как не пахло, так и не пахнет. Модель традиционная для космических леталок - чисто аркадная. Вот разве что большой корабль или станцию из пушек истребителя не завалишь - надо разносить какие-нибудь ключевые подсистемы.
Что мне еще, мягко говоря, не слишком понравилось - стоит случайно зацепить очередью свой корабль - а сделать это, как вы понимаете, легко - как вас тут же объявляют предателем, отправляют на базу, приговаривают к смерти и расстреливают. Обратите внимание - даже не уничтожить своего, а всего лишь зацепить! Форменное издевательство.
При всех этих неудобствах сообщения по ходу миссии - между прочим, нередко важные - не дублируются текстом, и нельзя просмотреть их архив. Более того, даже брифинги оформляются в виде анимационных роликов, а не расписанных по фазам текстов с иллюстрациями, как во FreeSpace и X-Wing Alliance. Так что без понимания английского со слуха в StarLancer лучше не играть.
Миссий в кампании около 25, наличествует некоторая нелинейность - впрочем, это отличало еще первый Wing Commander. Миссии, на мой взгляд, страдают излишней многоэтапностью - ставится одна задача, только выполнил - вторая, потом третья... Вместо того чтобы устроить большой капитальный бой, после которого можно с чувством выполненного долга возвращаться на базу на честном слове и на одном сопле. А так... стараешься, не щадишь корабля своего, выполняешь задание, думаешь - сейчас домой, а тебе и твоей раздолбанной скорлупке уже новый бой уготован. Только научился одну подзадачу выполнять - выкинули в следующую, где сразу убили. Ползи до нее заново с самого начала, выслушивая идиотский треп соратников и смотря сопутствующие мультики.
Мультики, кстати, отдельная песня. Они (сделанные на том же движке, что и игра) часто прерывают миссии - ну надо же нам показать, как вражья база взрывается, куда же без этого. Все бы ничего, но игра при этом не останавливается. И во время мультика вы можете услыхать предупреждение, что вам в хвост летит ракета. Отстрел антиракет, правда, во время мультика тоже работает. Но согласитесь - воевать вслепую не особенно приятно. Да, кстати, раз речь зашла о мультиках - не все межмиссионные видеоролики прерываются по Esc.
Ранее объявленного кормления рыбки между миссиями нет, но можно послушать музыку (несколько коротких саундтреков на выбор) и сводку новостей. Ну и заодно посмотреть базу данных о кораблях, эскадрильях и отдельных персонажах.
Кроме кампании, в игре есть 3 обучающие миссии и, в сущности, все. Режим Instant Action является форменным издевательством - вам предлагают за минуту уничтожить три волны вражеских истребителей, при этом вы даже не можете выбрать корабль и вооружение. Режима отдельных миссий нет - в том числе вы не можете и снова полетать в миссиях, которые уже прошли по ходу кампании (как во FreeSpace и X-Wing Alliance).
Графика имеет один существенный недостаток: тормозит. Причем тормозит как-то странно, спонтанными рывками. То есть вы можете смотреть на несколько крупных кораблей - и все летает, а можете наблюдать лишь пустой космос с редкими звездами - и картинка при этом будет дергаться, словно производительность вашей машины упала на порядок. Единственное логичное объяснение, которое приходит мне в голову - что движок пытается отрисовывать нечто, находящееся вне поля зрения игрока. Если это так, то это жуткий непрофессионализм. Впрочем, если и не так - нам от этого не легче, ибо результат налицо.
Ну а по качеству картинок все вполне на уровне. Космолеты, взрывы, ионные следы ракет, небо с туманностями и планетами... Вот только палитра очень темная (это вообще характерная беда космических леталок - во FreeSpace та же проблема), гамма-коррекцию приходится выкручивать на максимум.
Ну а в общем - очень хочется надеяться, что FreeLancer будет лучше.