Стратегии на тему второй мировой войны появляются практически постоянно. Только почему-то все время упор делается на события, которые происходили в Европе. Да и повоевать вам дадут то за немцев, то за американцев (в редких случаях приплетут англичан). Про то, что русские тоже участвовали в WWII, американцы, например, уже давно забыли (вспомните хотя бы крутое кино товарища Спилберга, из которого явствует, что доблестная американская армия в гордом одиночестве уделала под орех нацистских оккупантов). Но дело даже не в этом. Практически все сражения, которые можно было использовать для подготовки очередной игрушки, уже кончились и либо следует как-то кардинально менять саму игру, либо поискать какое-нибудь другое место. И такое место нашлось. Компания Talonsoft обратила свой взор на восток, где империалистическая Япония начинала в 1941 году свою крупномасштабную агрессию на своих соседей в юго-восточной Азии. От Сингапура до Манилы - все оказалось под пятой фанатичных агрессоров, символом которых был флаг с красным, как кровь, восходящим солнцем...
Стратегия, которая в итоге получилась у мастеров этого жанра из Talonsoft, мало чем выделяется из их же предыдущей продукции. Каких-то глобальных нововведений или изменений концепции игры вы здесь не заметите. Rising Sun - это хорошая и крепко сбитая пошаговая стратегия без претензий на оригинальность или какую-то там уникальность.
Как обычно, можно играть за любую из сторон (японцы и союзники), а можно поставить им обоим управление компьютером и со стороны наблюдать за продуманными и просчитанными действиями "разумного" AI. Есть здесь и такая опция, как преимущество, то есть его можно менять в ту или другую сторону (от 0 до 100), увеличивая или уменьшая эффект поражения от выстрелов. При преимуществе ваших войск в 100 - по вам просто перестанут попадать. Это уже получается что-то типа "режима бога", хотя любителям использовать cheat-коды это может понравиться.
Довольно детально прорисованы различные домики, поселки, переправы. После огневого удара на земле остаются воронки, суда или танки ломаются и очень эффектно горят, когда их накрывают шквальным огнем. К графическому исполнению юнитов никаких вопросов не возникает. Особенно симпатично выглядят они в момент передвижения.
Кстати, о юнитах. Здесь вам дадут руководить обычной пехотой, обозами поддержки, минометчиками, морским десантом, самоходками, танками, грузовиками и кучей всего остального по мелочи. Есть еще и авиационная и артиллерийская поддержка, которую можно вызвать в процессе сражения. Ход каждой стороны поделена на две основные фазы: в первой вы можете передвигаться, а во второй уже атаковать, можно и зарываться в землю (рыть окопы), усиливая свою оборону. Командовать здесь нужно каждым юнитом отдельно, направляя его по своему усмотрению на наиболее ответственные участки битвы. У каждого из юнитов есть свои показатели - это: мораль, сила, действие (из этого показателя рассчитывается, как далеко можно походить или сколько раз выстрелить за ход), штурм, защита. Когда командир находится вблизи отряда, то все в порядке, а как только вы перевели его на другой фланг - успехи у солдат начинают испаряться, как по волшебству. При очень низком моральном духе солдат они вообще уже перестают походить на нормальных бойцов - тряпки, да и только.
Для того чтобы одержать победу, следует не только стараться выполнить основное задание, но и учитывать моральный дух обеих сторон, да и количество выживших под конец боя юнитов имеет немаловажное значение.
Для начинающих стратегов предусмотрены обучающие миссии с детальными пояснениями к ним, где вас научат передвигаться, выполнять маневры, отходить, выбивать неприятеля из труднодоступных мест и т.д. Есть здесь и редактор карт, сценариев. Вещь, конечно, весьма занятная, но большинство игроков все же предпочитают, на мой взгляд, довольствоваться уже готовыми сценариями и кампаниями, к которым мы и переходим.
Всего здесь насчитывается несколько десятков отдельных сценариев, в которых вам предстоит высаживать морской десант и отвоевывать прибрежные города, защищать железнодорожные мосты, отбиваться от превосходящих сил неприятеля или самому пытаться выдавить из блокпоста маленькую группку обороняющихся, сражаться с неприятелем в горах, в болотах, на побережье.
Кроме отдельных сценариев есть здесь и 7 полновесных кампаний. Причем в кампаниях вам придется воевать не только за американцев или японцев, но и за англичан. В кампании вы на протяжении нескольких миссий должны будете громить неприятеля (на материке или каком-нибудь островке) на одном из основных направлений удара японских захватчиков - там, где во времена войны шли самые ожесточенные бои. Если есть желание, то можно напасть и разгромить Пирл-Харбор, хотя, я думаю, американцы этого не поймут, уж больно мрачные воспоминания у них связаны с этим местом.
Кроме игры с компьютером за любую из сторон или вдвоем друг против друга за одним компом, в игру также включены возможности игры по модему или по e-mail'у. Лично я как-то туго представляю себе стратегическую игру по почте, хотя любителей подобных разборок на расстоянии на свете все же хватает.
В заключение могу сказать, что очередная стратегия от Talonsoft оказалась на вполне достойном уровне, и, как обычно, не разочарует поклонников пошаговых стратегий, основанных на реальных военных операциях давно минувших лет. Миссии здесь выполнены довольно детально с учетом массы возможных нюансов: в сражениях участвует реально существовавшая в то время техника и вооружение, неплохо просчитан баланс сил и возможности для маневров. Так что, всем любителям wargame представляется еще одна возможность окунуться в свой, особый мир, который интересует, к сожалению, далеко не всех представителей играющей половины человечества.