Как обычно бывало? Разработчики, начиная делать игру про "Формулу-1", берут для нее самый свежий, только что завершившийся или даже еще идущий сезон. В процессе разработки сезон заканчивается, потом начинается другой... А еще специалисты из отдела маркетинга решат попридержать выпуск игры до Рождества - и готово, болельщики посмотрели один чемпионат, а играть им предлагают в другой, закончившийся уже давно.
Игрушку от Psygnosis, Formula One 99, стоит купить хотя бы потому, что в ней нам предстоит участвовать в чемпионате, который только что кончился, в чемпионате 1999 года. Правда, в момент инсталляции у меня были некоторые опасения, что своевременный выход игрушки скажется на ее качестве. То есть попросту возьмут прошлую игру Formula One 98 и осовременят в ней некоторые реалии. Ан нет, по сравнению с прошлым творением Psygnosis - изменения существенные. Но, поскольку прошлую игру (довольно отвратительную, надо сказать...) сейчас уже вряд ли кто-то помнит, сравнивать не будем. Перейдем сразу к новинке.
Конечно, от фирмы, делом доказавшей свою приверженность к аркадному жанру, никто и не ожидает высокореалистичного симулятора. Тем не менее, поведение машин уже претендует на некоторое правдоподобие. Скажем, если в вираже на высокой скорости тормознуть, то машину заносит. Для этого, правда, нужно выставить максимальный уровень реалистичности - в игре есть специальный режим, исключающий заносы и именно он по умолчанию включен! Это наводит на мысль, что создатели игры предназначали свое детище не слишком искушенным компьютерным водителям.
Пообщавшись немного с игрой, я почувствовал, как мое предположение понемногу начинает оправдываться. Слишком многое прощается игроку в плане ошибок при управлении. Даже самый главный грех, заход в поворот на слишком высокой скорости, здесь порой сходит с рук без особенных последствий - нужно сбросить газ и смело поворачивать в нужную сторону.
Такое явление нашего физического мира, как инерция, похоже, в игре особой роли не играет. Подтвердить эту гипотезу может простой эксперимент - столкновение с каким-нибудь зазевавшимся "формулистом". В том же самом повороте подкарауливаем отставшего от пелотона Тору Такаги и лупим, что есть силы, по его "Эрроузу"... Понятно, что, получив удар в момент поворота, машина теряет управление и скользит боком в направлении обочины. В такой ситуации остаться на трассе не смог бы и сам Михаэль Шумахер - ведь против законов физики не попрешь! Ан нет, японский самурай выворачивается и останавливает скольжение автомобиля. Да и любой ваш соперник, который окажется на его месте, продемонстрирует то же нечеловеческое мастерство.
Правда, сами по себе управляемые компьютером гонщики периодически совершают ошибки, а еще чаще их подводит техника - то и дело на обочине увидишь какой-нибудь болид, объятый пламенем или окутанный клубами дыма. А вот агрессивность компьютерным пилотам несвойственна, и вам особенно не нужно бояться того, что вас подтолкнут, отпихнут или вытолкнут на обочину. Уровень мастерства компьютерных пилотов вполне приличен.
Проходимость машины по пересеченной местности такова, что всякие прихотливые изгибы трассы вроде послестартовой "эски" в Монце есть резон игнорировать, мчаться по поребрикам, гравию и траве напрямую - быстрее получается. Тем более что болид прочен, как джип - чтобы вывести его из гонки, надо сильно постараться (даже если уровень "повреждаемости" выставляешь на "full"). В целом графическое решение игры довольно изящно. Неплохо передается иллюзия движения, дождь, на колесах машин есть обязательные продольные канавки. Симпатичны и блики на корпусах болидов, правда, они не совсем "честные" - появляются и там, где не должны, в частности, в отверстиях воздухозаборников.
Теперь о том, как отображается конкретный прошедший сезон. Во-первых, свое имя и фамилию использовать в игре не удастся: можно лишь ездить за одного из "штатных" пилотов "Формулы-1". Составы команд соответствуют не только заявочным спискам 1999 года, но и различным экстраординарным казусам, которые происходили. Например, после Сильверстоуна в составе Ferrari Михаэля Шумахера (получившего в гонке травму) меняет Мика Сало. Это отражается и в графическом изображении машины: в кокпите появляется гонщик в синем шлеме. Темпераментный комментатор также не забывает имена участников той или иной гонки. Вообще вся атрибутика здорово напоминает реальную трансляцию Гран При (естественно, для этого создателям игры понадобилась официальная лицензия Международной автомобильной федерации, FIA). Перед стартом автомобили проходят прогревочный круг (вы машиной не управляете, а смотрите со стороны), а в это время на экране монитора показывают список гонщиков на стартовой решетке - точно в том виде, в которой он предстает в телетрансляции с любого Гран При. Есть и прочие элементы красивой формульной жизни, вроде высвечиваемых вместе с эмблемой TAG Heuer лучших времен круга и положения дел в ходе гонки.
Правда, раскраска болидов может вызвать некоторые нарекания знатоков. Дело не в отсутствии "табачных" надписей - с этим мы уже смирились, во всех играх сигаретной рекламы на машинах нет, ведь тут ее могли бы увидеть, о ужас, дети и подростки! Но вот, скажем, безобидный брэнд "t-minus", который рекламировала команда Arrows. Это был вообще не товар, а некий трюк - на борту машин писалось, сколько дней осталось до события... которого в итоге так и не произошло. Поэтому надпись "- 56" на воздухозаборниках "Эрроузов" менялась на другие, с меньшими числами, а потом и вовсе на "t-minus". А в игре эта надпись сохраняется на протяжении чемпионата. Пустячок, а неприятно.
Впрочем, это уже придирки по мелочи. Сама возможность прокатиться по новенькому малайзийскому автодрому в Сепанге стоит многого. В следующем году это уже будет обыденным, но, будем надеяться, Psygnosis сделает новую игру, с Гран При США на знаменитой Старой Кирпичнице в Индианаполисе!
Вот только как эта игра будет называться? Неужели Formula One 00?