Один из самых известных в игровой индустрии людей, Сид Мейер выпустил еще одну стратегию на тему гражданской войны в Соединенных Штатах. Antietam! продолжает и развивает тему, которая была затронута в знаменитом Gettysburg! того же Сида Мейера. В отличие от некоторых компаний, которые создают целые сборники сражений того периода, взять хотя бы North vs South, где собрано несколько десятков битв, включая и Gettysburg, и Antietam, и множество других, Сид Мейер берет одну битву и разбирает ее по кирпичикам. От его цепкого взгляда не ускользнет ни одна деталь, так что настоящие поклонники и ценители исторического подхода, детального и правдивого освещения событий получат еще одну игру в свою коллекцию.
Битва при ручье Antietam произошла 17 сентября 1862 года. Тогда неокрепшая еще американская демократия, возглавляемая Авраамом Линкольном, пыталась отстоять свои принципы и свободы, сражаясь с плантаторами-южанами под руководством Джеффа Дэвиса. Пожалуй, это была одна из первых больших битв, когда американское население впервые увидело истинное лицо гражданской войны и какие ужасные последствия она в себе таит. Огромные, многотысячные армии с кавалерией и поддержкой артиллерии сталкивались не только на поле боя. Сражения проходили и в городах, сея повсюду смерть и разрушения. Все общество раскололось пополам, и одни поддерживали рабовладельцев с Юга (Confederacy), другие - объединенные силы северных штатов (Union).
В этой игре вам предлагается выбирать между отдельными сценариями или целой кампанией. В любом из вариантов можно выбрать любую из воюющих сторон и попробовать себя как в роли атакующих, так и защищающихся. В сценариях же вся кампания поделена на несколько отдельных мини-баталий, в которых и нужно будет доказывать свое полководческое мастерство, управляя очень ограниченными людскими ресурсами. Всего имеется порядка двух десятков различных сценариев, имеющих различную протяженность по времени - от 15 минут до нескольких часов. Зачастую подкрепление может прибыть и в самой середине сражения, так что все карты раскрываются не сразу. По каждому из сценариев имеется подробный инструктаж с описанием того, что здесь происходило и кто какие маневры предпринимал. Кстати, в Antietam! есть и специальный исторический раздел, раскрывающий все известные исторические факты этой битвы, начиная с предпосылок к сражению, его почасового развития и заканчивая командирами отдельных соединений.
Для более удобной настройки сражения под себя предусмотрена и масса показателей, которые можно менять. Например, выбрать строгое следование историческим фактам или вольную трактовку событий. Также можно изменять уровень AI противника, то есть его мастерство полководца, от лейтенанта до генерала. Еще один интересный момент - поведение войск противника на поле. Им можно выставить агрессивный стиль ведения боевых действий или предусмотрительный и осторожный.
Кстати, выбрав один и тот же сценарий, вы можете наткнуться на принципиально различные варианты развития событий, в зависимости от выбранной компьютером и вами стратегии и тактики на бой. Сражения здесь довольно крупные и требуют недюжинной внимательности и сосредоточенности, так что уследить за всеми перипетиями сражения порой бывает весьма непросто.
Сами сражения здесь полностью real-time'овые, и битва не прерывается ни на секунду. Постоянно кто-то атакует, передвигается и меняет свою дислокацию. В отличие от многочисленных стратегий, не имеющих непосредственного отношения к реальным историческим событиям, Antietam максимально приближает игрока к боевым реалиям. То есть отряды двигаются очень медленно, маневры тоже занимают определенное время. Все это сделано для того, чтобы дать почувствовать реальность расстояний и, собственно, возможности самих соединений.
Также не следует забывать, что в те годы имел немаловажное значение боевой порядок. Так, если построить отряд в линию, то при артиллерийской атаке можно избежать значительных жертв, в городах же отряды могут передвигаться только колоннами. Управление отрядами по той же самой причине совсем не так тривиально, как в классических стратегиях. Например, нельзя одним кликом послать отряд в произвольную точку - в зависимости от выбранного строя у него есть несколько возможных направлений движения, и требуется время, чтобы перестроить и развернуть отряд в нужную сторону. Если заставить подразделение двигаться ускоренным маршем, то эффективность его по прибытии в пункт назначения сильно снизится. Передвижение по лесистым и горным местностям служит отличной защитой от обстрела со стороны неприятеля, а занятие холмов и возвышенностей положительно влияет на огневое поражение противника.
Большое значение имеет и моральный дух солдат - при больших потерях он сильно падает, а наличие поблизости командира влияет в положительную сторону. Всего здесь два вида командиров - это Brigade Commander и Superior Officer. Возможности и полномочия последнего ощутимо обширнее.
Для победы в битве необходимо захватить и удержать несколько главных точек (Victory Points). Как правило, они хорошо защищены, и захватить их прямым наскоком не получится.
Разработчики очень детально подошли к визуальному отображению событий. Так каждая воинская часть или ополченцы имеет свою форменную одежду. В игре имеется несколько десятков различных отрядов, в том числе и 8 типов артиллерии.
По сравнению с Gettysburg!, добавились новые типы ландшафтов (возделываемые поля, мосты, плотины), с исторической точностью были воспроизведены большинство названий полков и соединений, улучшился и интерфейс. Теперь показывается эффективность стрельбы, и можно определить, какой из полков наносит больший ущерб. Если вы захотите отдать неправильный или нецелесообразный приказ, то всплывающая подсказка укажет вам на эту оплошность. Отряды могут пересекать ручей Antietam только по мостам и переправам и не могут входить в воду.
Как и раньше, вы можете играть не только один на один с компьютером, но и сражаться с другими пользователями посредством модема, сети или Интернета. В Интернете вы можете играть на MSN Gaming Zone.
Таким образом, Antietam приоткрывает нам завесу над еще одной битвой из американской истории. Десятки новых сценариев и возможностей в управлении, несомненно, порадуют поклонников исторических стратегий. Остается открытым вопрос - а что же дальше? Я так думаю, что великий и неугомонный Сид уже планирует создание очередной битвы на тему гражданской войны, благо тема американцами любима и почитаема, а недостаточно освещенных событий той поры еще предостаточно, так зачем же движку пропадать...