Ну дела, ну дела,
Все объекты разбомбили мы дотла,
Бак пробит, хвост горит, и машина летит
На честном слове и на одном крыле.
Советская военная песня
Вот это я называю по-настоящему хорошими новостями. Славная плеяда авиасимуляторов второй мировой в обозримом будущем будет продолжена внушительным проектом, посвященным внушительной же машине - B-17 Flying Fortress. Любители авиации и военной истории, конечно же, прекрасно знают этот самолет, и все же не удержусь от того, чтобы лишний раз привести характеристики бомбардировщика, ставшего символом воздушной мощи Соединенных Штатов во второй мировой и сыгравшего весьма значительную роль в разгроме Германии (и Японии, кстати, тоже).
Существовало несколько модификаций этого бомбардировщика (работы над ним начались еще в 1934), наибольшую известность получили модели F и G.
Итак, классический B-17 представляет собой тяжелый дневной бомбардировщик, оснащенный четырьмя поршневыми двигателями с турбонагнетателями, мощностью в 1200 лошадиных сил (895 кВт) каждый. Размах крыла составляет 31.62 м, длина самолета - 22.66 м, высота - 5.82 м. Дальность полета - 2000 миль с бомбовой нагрузкой в 6000 фунтов; максимальная скорость около 300 миль в час, крейсерская - 182 мили в час (293 км/ч); потолок - 35800 футов (10850 м). Вооружение - 13 пулеметов калибра 12.7 и до 17600 фунтов (почти 8 тонн) бомб. Экипаж - 10 человек, включая двух пилотов, штурмана, радиста, бомбардира и стрелков турелей.
Я не зря привел эти подробные данные, поскольку разработчики из Wayward обещают нам самую точную из доселе виденных моделей (видели мы их, впрочем, не так уж много; последняя - и весьма неплохая - была представлена в Fighter Squadron от Activision, где можно было полетать еще и на других бомбардировщиках - британских Auro Lancaster и германских Ju-88). Физическая модель учитывает различные аспекты, такие как плотность воздуха на разных высотах, влияние перегрузок, давления и температуры, турбулентность, направление и силу ветра (который, между прочим, может налетать порывами), крутящий момент пропеллера, центровка в зависимости от наполненности баков, характер грунта/покрытия, по которому едет самолет, и т.п. Можно увидеть, как шасси амортизируют и поворачиваются; каждое шасси имеет индивидуальный тормоз. Можно сломать шасси или крыло, зацепившись за препятствие, и ездить после этого по кругу, а также клюнуть носом при резком торможении, если вы управляете истребителем (а игра дает вам и такую возможность - хотя кампанию вы проходите на бомбардировщике, в режиме отдельных миссий можно летать на истребителях сопровождения (P-51 Mustang) и перехвата (Me Bf 109)). Можно сесть на брюхо (ох непростая это задача для тяжелого бомбардировщика) и даже на воду (вот этого я еще ни в одном военном симуляторе не видел). Управление весьма детализировано; по утверждениям разработчиков, в трехмерном кокпите B-17 смоделирован каждый прибор, рычаг и тумблер, и все они рабочие. Процедура запуска двигателей взята непосредственно из инструкции для реальных пилотов.
Весьма детально смоделированы повреждения и отказы. Вообще говоря, B-17 недаром получил название крепости - этот самолет мог получить весьма приличную порцию неприятельского огня и все еще лететь; слова из эпиграфа, хотя и относятся к советскому бомбардировщику, вполне могут быть применены и к B-17. Эти машины умудрялись добраться домой с огромными дырами в крыльях, сквозь которые виднелись нервюры и стрингеры, с почти отстреленным хвостом или носом. Все это, включая и сквозные дыры, сквозь которые можно смотреть, вы увидите и в игре (само собой, все повреждения влияют на физическую модель). В частности, реализован эффект, который я доселе видел только в European Air War - если на истребителе заклинивает пулемет, несимметричная отдача при стрельбе разворачивает машину. Кстати, в отличие от только что упомянутой игры, заклинивший пулемет можно привести в чувство, по крайней мере, на бомбардировщике. Вообще ваша команда в состоянии осуществлять мелкий ремонт, правда, вы должны отдать соответствующие распоряжения. Характер повреждений может быть различным - в зависимости от того, портят вам жизнь пулеметы, пушки, зенитный огонь или даже бомбы, сброшенные другим самолетом; кроме того, возможны различные столкновения на земле и в воздухе, разрушения из-за полета в ненадлежащем режиме (например, можно "посадить" двигатель долгим форсажем) и самопроизвольные отказы.
Слабым местом B-17 являлась его низкая сопротивляемость пожару. Загоревшийся двигатель - это не просто потеря тяги, это еще угроза, что крыло прогорит насквозь, а топливный бак - взорвется. Если с вашим мотором произошла подобная неприятность, надо немедленно прекратить подачу к нему топлива и активизировать двухзарядный внутренний огнетушитель. Последний шанс - уйти в пике и попытаться сбить пламя на скорости (не забывая при этом, что из пике еще надо выходить, и что резкая перегрузка при этом может разрушить самолет). Кроме того, пожар может возникнуть и внутри самолета; с ним экипаж борется посредством обычных огнетушителей (опять-таки, вы должны отдать соответствующую команду).
Кстати, об экипаже и вообще об AI. Как обычно в бомбардировочных симуляторах, игрок не привязывается к конкретному члену команды, а может переключаться с одного на другого, в то время как остальные стараются делать свое дело в соответствии с полетным планом. Наиболее правильной тактикой для вас является брать на себя самый трудный, и в особенности - требующий нестандартных решений участок. Тут, в общем, нет ничего нового по сравнению с тем же Fighter Squadron. Однако - на сей раз каждый из участников боевых действий представляет собой личность. Особенно это заметно в режиме кампании, где эффективность каждого летчика зависит от его навыков - а посему, имея в своем распоряжении в основном новичков, не следует отправляться бомбить хорошо защищенные и трудно достижимые цели; сначала надо попрактиковаться на чем-нибудь попроще. (Не путайте обучение команды с вашим собственным обучением; тренировочные миссии - это отдельный раздел, а улучшение навыков экипажей - нормальная составляющая кампании). Кампания, как вы могли уже понять, носит динамический характер: в общей сложности имеется более 200 подлежащих поражению целей, из которых вы можете выбирать в ходе планирования миссии. Постепенно это число уменьшается - не только за счет ваших успешных рейдов, но и за счет продвижения вперед союзной армии. Продолжительность кампании будет, по всей видимости, около 25 миссий, и играть можно будет в двух режимах - в качестве, условно говоря, командира отдельного самолета и эскадрильи в целом; во втором случае, если ваш самолет сбивают, вы можете переключиться на другой и продолжать миссию - опять-таки, как в Fighter Squadron. Любой из членов экипажа может быть убит или получить ранения различной степени тяжести (при этом пуля, ранившая, к примеру, стрелка, совсем не обязательно заденет пулемет и наоборот). Своевременно оказанная медицинская помощь, если рана не слишком серьезная, позволит ему продолжать выполнять задачу, хотя уже и с меньшей эффективностью. Если убивают того персонажа, в шкуре которого находитесь вы, то камера переключается на вид от третьего лица, вам показывают вашу героическую гибель, после чего вы можете "вселиться" в кого-то еще. Члены экипажа не просто делают каждый свое дело - они еще и сообщают вам разную важную информацию: о повреждениях, о ранениях, о приближающемся враге и т.п.; если вы не примете меры, вам напомнят снова. Тем не менее, окончательное решение всегда остается за вами. В вашем распоряжении большой арсенал команд, которые можно отдавать как своему экипажу, так и другим самолетам.
Другой аспект, связанный с личностями летчиков - их психологическое состояние влияет на их поведение. Они могут, к примеру, впасть в панику, допускать ошибки, зацикливаться на определенной цели и т.п. Машины и пилоты, находящиеся под контролем AI, испытывают те же проблемы, что и вы - физическая модель для них не является упрощенной, они не смогут лететь идеально ровно при сильном порывистом ветре, они способны потерять противника из виду и т.п. Один показательный факт: так же, как и для вас, для них не существует "просто тяги" - она регулируется тремя параметрами: количеством подаваемого топлива, оборотами пропеллера и соотношением топлива и воздуха в смеси (а также турбонагнетателем там, где таковой имеется).
В плане графики игра также производит весьма внушительное впечатление. Хотя увидеть других членов экипажа внутри кабины можно было и в Fighter Squadron, тамошнее качество их отрисовки не идет в сравнение со здешним. Достаточно взглянуть на скриншот с убитым штурманом и дырами от пуль, который сделал бы честь и хорошему 3D action. Хорошо самолеты смотрятся и снаружи, напоминая по стилю WWII Fighters - один из самых красивых симуляторов уходящего года. Любители рисовать на носу своих машин собственные эмблемы получат такую возможность. Естественно, присутствуют самые разные эффекты - уже упоминавшиеся повреждения, включая огонь, утечку топлива и масла, дым (правда, дым смотрится не ахти); динамический свет; облака и туман (кстати говоря, погода меняется динамически, что может заставить вас на ходу перепланировать миссию, если облака закроют цель); вспышки при стрельбе и летящие гильзы; фонтанчики пыли и воды от пуль...
Кстати, местность - это особый разговор. Бомбардировщики, совершавшие рейды в сердце Германии, преодолевали многие сотни миль на высоте в десятки тысяч футов, однако разработчики сочли необходимым сделать местность достойной и для бреющего полета. Разрешение достигает 20 сантиметров на точку! Вы можете видеть разделительные линии и бордюры на дорогах, живые изгороди, отбрасывающие тени, и т.п. Если бы все это хранилось попиксельно, а не генерировалось на лету, то местность занимала бы 300 петабайт - т.е. 300 квадриллионов (10^15) байт! Максимальное графическое разрешение, поддерживаемое игрой - 1600*1200, но при более скромных запросах игра должна идти уже на Pentium 200.
Многопользовательская игра аналогична однопользовательской - точно так же вы можете проходить кампанию и отдельные миссии. Планируется, что в сетевой игре смогут принимать участие до 32 человек, в том числе 10 - на одном бомбардировщике.