В последнее время очень даже неплохие игры создают не только большие и солидные компании с многомиллионными бюджетами, но и конторы поменьше. Правда, делают они это довольно редко, конкурировать с игровыми гигантами все же не так-то просто. Откровенно радуют последние успехи отечественных разработчиков на этом поприще. Теперь заявить о себе решили наши болгарские братья - программисты из компании Haemimount Multimedia. Их новая игра Tzar: The Burden of the Crown на первый взгляд кажется лишь одной из многочисленных стратегий, наводнивших игровой рынок. Но, копнув немного глубже, начинаешь понимать, что "Царь" - это гораздо больше, чем просто стратегия. Мало того, что это очень хорошая стратегия (я бы даже сказал - практически ничем не уступает Age of Empires), так это еще и RPG с сюжетной линией и выполнением заданий по типу "Аллодов", правда, экипировать свой персонаж, как в Аллодах, здесь не получится. Так что игра эта однозначно заслуживает весьма пристального внимания.
Начнем с того, что начинать игру (это что касается кампании) вам придется в гордом одиночестве, собирая по пути команду из разношерстных магов и рыцарей. Для выполнения миссии необходимо собирать артефакты, встречать нужных людей, завоевывать или освобождать города, выполнять квесты, спасать кого-нибудь, а то и устраивать засады на караван противника или выносить комфортно расположившегося неприятеля. Причем главных персонажей нужно все время держать под контролем - их не должны убить.
Сюжет в "Царе" не особо мудреный. Дело было так: в некотором царстве, в некотором государстве (Keanor) происходила извечная борьба сил тьмы с силами добра. После сотен лет кровопролитных боев перевес сил тьмы становился все более очевидным. Старый царь Roan умер, оставив после себя наследника. Во времена противостояния один конкретный маг создал особую, магическую сферу, которая после его смерти переходила из рук в руки. Что в ней была за сила такая заключена, никто толком не знает, но обладать ею хотели все. В настоящий момент ей заинтересовался сам повелитель темных сил. Наследнику же, простоватому пареньку Sartor'y, предстоит теперь собрать вокруг себя верных людей, сколотить из них армию, отыскать загадочную сферу и дать окончательный отпор легионам тьмы, восстановив мир и справедливость на земле Reanor'a.
Задания по мере прохождения заметно усложняются, и пройти некоторые из них уже без строительства укрепленной базы и создания собственного войска практически нереально. Хотя иногда и вполне хватит отрядов, которыми вы будете располагать в начале очередной миссии. Еще нужно учитывать и тот факт, что каждый из персонажей в "Царе" (не только главные!) обладает несколькими характеристиками. В большинстве прочих стратегий был всего только один показатель, отличающий ветеранов от новичков. Здесь же их несколько. Это и владения магическим ремеслом, луком, мечом, защитные способности. Причем повышать эти показатели можно как в битве, так и находя всевозможные артефакты, разбросанные по карте. Выглядят они в виде книг, щитов, пузырьков с зельем и т.д. Подбирая такой артефакт, вы автоматически увеличиваете способности данного воина в стрельбе из лука, владении мечом, увеличиваете силу или скорость, причем сразу в несколько раз. Кстати, существует и особое меню, где вы можете рассмотреть все найденные вещи, узнать, на что они влияют, а при необходимости и вообще передать их любому из ваших воинов. Среди артефактов встречаются магические книги и волшебные снадобья, обладающие всевозможными полезными эффектами, например, можно стать невидимым, подобно Protoss'ам в Starcraft'е.
Еще один способ, с помощью которого можно повышать навыки воинов меня порадовал. Достаточно поставить чучело и направить воинов отрабатывать свои удары или стрельбу из лука. Это самое чучело обладает повышенной прочностью, и измываться над ним, даже атакуя его десятком воинов, можно довольно продолжительное время.
Этот способ очень эффективен, поскольку не требует ведения боевых действий и позволяет улучшать показатели своей армии и одновременно заниматься хозяйственным строительством.
В одиночной кампании вам будут встречаться монстры и призраки, навороченные рыцари и могущественные волшебники, причем всех этих персонажей в других режимах игры вы уже не встретите.
Поначалу заниматься строительством способен только лидер, но после постройки замка и появления жителей эти проблемы отойдут на второй план. Любой житель способен строить все что угодно, естественно, в зависимости от технологий, которые были открыты к этому моменту. Жители, кстати, здесь также сильно напоминают своих собратьев из AOE: они могут рубить деревья, работать на шахтах, чинить здания, собирать артефакты, работать на поле. Могут ваши люди исследовать территории, и их поход к этому заданию весьма своеобразен. Так, если вы послали юнит исследовать район в заданной точке, то он этим не ограничится и, если его вовремя не остановить, начинает по спирали обходить все соседнее пространство - на деле, такой способ разведки местности оказался весьма удобным. А еще они могут уподобиться инженерам из C&C и захватывать здания противника - каково? К счастью, поля здесь работают все время и не исчезают после полного цикла, как это было в "Империи", исчезают они, только если вы куда-нибудь утащите с нее работника. Еще один приятный момент - если житель долго стоит без дела (в районе минуты) то он сам начинает чем-нибудь заниматься или выполняет ту работу, которую ему поручали ранее. Так что с AI здесь поработали от души, на мой взгляд, даже несколько переусердствовали. В чем же это выражается, я расскажу чуть позже, так как вопрос этот весьма существенный и требует более детального рассмотрения.
Помимо одиночной кампании предусмотрен и режим мультиплейера по сети или Интернету, причем за неимением противником играть можно и с компьютером (одиночный режим с выбором всевозможных параметров), выбирая по своему желанию количество воюющих сторон, карту, на которой будет происходить битва, уровень сложности, количество ресурсов и участвующих в противостоянии рас, параметры победы, количество городов и магических предметов в игре, и т.д. Здесь надо сказать, что, решив выбрать режим Random или Custom Map - вы даже и не сразу заметите различия между "Царем" и AOE. Дело в том, что разработчики, видимо, сильно косились в сторону Microsoft'овского детища и поэтому повторили основную игровую концепцию с потрясающей точностью. В самой игре, скажем, в строительстве или исследовании новых технологий это прослеживается очень четко, но об этом чуть ниже.
Итак, в игре участвуют три расы - европейцы, азиаты и арабы. Внешний вид зданий у них немного отличается, впрочем, настолько же немного отличаются и исследуемые технологии, и боевые юниты. Сам процесс строительства практически процентов на 90 повторяет Age of Empires. То есть, у вас есть главное здание (здесь это Castle), в котором вы создаете жителей, которые впоследствии строят казармы, конюшни, фермы, поля, шахты, склады, сторожевые башни, кузницы, церковь... В каждом из них совершенствуются свои технологии: открываются новые способы сбора ресурсов, модернизируется оружие, исследуются религиозные обряды. Например, открыв Jihad, можно строить Jihad-воинов, обладающих повышенной силой и диким фанатизмом. Есть здесь и башня магов, и магический магазин, в которых можно исследовать различные колдовские науки, среди которых есть такая милая отрасль, как воскрешение мертвых.
Короче, в целом, наблюдается полный набор AOE, разве что "чуда света" и "дерева технологий" для полноты картины не хватает. Ну да ладно, зато здесь своих занятных нюансов предостаточно.
Одним из таких нюансов является таверна. Как ни странно, здесь можно менять товары и ресурсы, причем по еще более странному курсу - 1:10. Правда, в дальнейшем оказывается, что это всего лишь начальная стадия торговых отношений.
После постройки таверны можно строить гильдию купцов, в которой исследуются несколько очень интересных моментов. Например, азартные игры или возможность брать в кредит. Если вы после этого посетите таверну, то обнаружите там интересный пунктик "азартные игры" (gambling). Здесь и играем в кости, ставки варьируются от 1:1 до 1:10. Шансов выиграть по максимуму не так много, но зато сам процесс очень затягивает.
Помимо этого в таверне можно брать взаймы ресурсы. Кстати, всего ресурсов в игре 4 - золото, камень, дерево и еда. Ничего не напоминает?... Взяв взаймы в таверне, скажем, 1000 единиц дерева нужно будет возвращать уже 1200 ед. И пока его не вернете, брать по новой не дадут.
Вершиной же торговых отношений является рынок. У торговых караванов можно покупать или продавать ресурсы, правда, для этого нужно, чтобы они успешно поторговали с другими народами. Кстати, вся эта торговля во время ведения боевых действий является дохлым номером.
В "Царе" есть и Outpost, правда, теперь это здание, а не просто башня, и в нем спокойно можно прятать свои отряды, впрочем, как и в основном замке. В порту же можно строить как рыболовецкие суда, так и боевые корабли. Как и в AOE, вы можете укреплять и оборонять свою базу посредством строительства стен, башен. В стенах предусмотрены ворота. Кстати, здесь даже у ворот есть свой AI. Если хотите - можно самому открывать или закрывать ворота, а можно это доверить делать воротам самостоятельно, определяя, кто идет и кого стоит пропускать внутрь. Помимо стен (кстати, у азиатов, если исследовать "Великую китайскую стену", можно upgrade'ить все деревянные стены в каменные) можно строить и мосты через реки. Захватить укрепленную таким образом базу уже совсем непросто. Сам же противник все же зачастую пренебрегает этой немаловажной деталью и не окружает себя частоколом.
В главном здании (Castle) можно исследовать и новую эпоху, правда, здесь она всего одна - феодализм. Внешний вид зданий после ее исследования, к сожалению, не меняется. Кроме этого, там же можно исследовать бандитизм, рабовладение, архитектуру, возможность познавать всевозможные науки.
Что касается своего воинства, то здесь все вполне типично, разве что с названиями повеселее: сатрапы, янычары, самураи... Есть и шпионы, которые могут проникать в лагерь врага незамеченными. У каждого из них, как я уже упоминал, есть несколько характеристик, которые они повышают в бою, находя артефакты или просто тренируясь на чучеле. Причем опытных воинов в бою отличить от новичков можно даже невооруженным глазом.
Очень забавно ваши войска будут передвигаться. Если направить их в другой конец карты, то они определяют оптимальный маршрут и двигаются в указанном направлении по цепочке друг за другом. При этом если они наткнутся на противника, то основные силы могут и не успеть подтянуться до того, как уничтожат передовых солдат.
Ваша популяция, как и в AOE, зависит от количества построенных домов. Причем максимум людей, которых вы можете создать, ограничивается цифрой в 200 человек. Но, используя некоторые технологии, скажем, открытие seafood у азиатов, можно довести этот показатель до 300. Во всех прочих случаях увеличить его более чем на 20-30 человек не удастся.
Окромя своего ударного воинства можно создавать еще магов и священников. Для этого нужно построить башню магов и церковь. Священники лечат солдат, а вот маги любят использовать всякие магические штучки. Например, огненный дождь или различные заклинания, отнимающие здоровье. Также они могут создавать и огнедышащих драконов - на мой взгляд, один из самых мощных юнитов в игре. С ним только могут сравниться разве что боевые фрегаты или осадные катапульты.
Теперь перейдем к самому интересному в этой игре, к тому, что ее явно выделяет на общем фоне. У "Царя" есть свой собственный AI. Я имею в виду не AI отдельных юнитов, а AI всей игры в целом. Звучит довольно странно, согласитесь. И, тем не менее, он есть и может взвалить на свои плечи, по вашему желанию, все аспекты жизнедеятельности вашего царства-государства, начиная с экономики и заканчивая обороной.
Как только вы включите кнопочку с "Экономическим AI", ваш народец начнет самостоятельно строить фермы, поля, склады и добывать по максимуму ресурсы. Вам остается только за всем этим наблюдать со стороны и время от времени корректировать просчеты рабочих или перенаправлять их на новые объекты. Подключаем военный режим - и ваше войско растет с поразительной скоростью. Рабочие сами строят казармы, а игра без вас начинает исследовать новые виды оружия и технологии, и сама выбирает, кого и где строить. Третий, комплексный режим предназначен для сбалансированного развития сразу всех сторон.
А теперь самое интересное. Как вы думаете, что случится, как только ваши войска дорастут до требуемых для ведения боевых действий размеров. Правильно - они сами начнут исследовать территории и воевать со всеми противниками сразу. Лично у меня просто глаза на лоб полезли, когда я, воюя на одном фланге, обнаружил, что мои бравые парни самостоятельно вынесли вражескую базу совсем в другом конце карты. Причем за ними бегали священники и всех их своевременно лечили.
Получается как в мультфильме про "двух из ларца, одинаковых с лица", которые не только пирожное и мороженое доставать будут, но еще его и есть самостоятельно.
После такого открытия я просто поставил скорость на максимум и, скрестив на груди руки, принялся наблюдать за действиями собственного народа. Примерно минут за 20 они вынесли абсолютно всех и замерли на своих местах, не зная чего делать дальше. Во дела! Может, это какое-то новое поколение стратегий появилось, где даже на кнопочки нажимать не требуется. Загрузил так игру, все настроил и сидишь смотришь, как твоя армия победоносно громит неприятеля.
Конечно, свои плюсы есть и здесь, но все же управлять всем самостоятельно оно как-то сподручнее и привычнее будет. Хотя, кому-то может такое новшество придется сильно по душе, я имею в виду начинающих стратегов, которым тоже хочется посмотреть, чем закончится игра, а самостоятельно пройти трудновато будет.
Что касается графики, то в "Царе" она на порядок симпатичнее упоминавшихся "Аллодов", и лишь немного попроще, чем в Age of Empires. Дома и строения здесь все-таки более примитивны и гораздо меньше по размеру, отчего и проигрывают. Зато этого же нельзя сказать о самих юнитах. То, как они двигаются, работают и воюют, ничуть не уступает AOE. Практически настолько же зрелищно смотрятся корабли, караваны, катапульты. Список этот можно продолжать довольно долго. Еще здесь предусмотрена смена дня и ночи, различные погодные условия, такие как дождь и снег. По лесам бродят медведи, а по небу летают птицы, правда, использовать тех же медведей в пищу почему-то не получается. В морях и реках плещется рыба.
Так что хотя в целом графика в "Царе" и уступает тому же AOE, но по некоторым моментам она его даже превосходит. Лично мне все движения людей здесь нравятся гораздо больше. Кстати, сам процесс битв: лобовые столкновения многочисленных армий с использованием катапульт и драконов, кораблей и магов - тоже практически ничем не уступает "Империям". Играть так же интересно и захватывающе и, единожды начав, оторваться практически невозможно. Музыкальное сопровождение тоже не подкачало. Приятная, местами воинственная музыка, прерывающаяся выкриками солдат, звоном и бряцаньем оружия, шумом и треском разваливающихся катапульт и ломающихся стен - все это еще больше оживляет и без того захватывающий процесс сражения.
Между прочим, разработчики еще включили в игру и редактор карт, и даже целых сценариев, так что увлекающимся самостоятельным созданием карт и кампаний будет, чем заняться на досуге. Кстати, обещается, что новые сценарии будут с определенной периодичностью появляться на сервере игры, и они будут доступны для свободного скачивания.
В итоге игра получилась на редкость играбельной и интересной и удачно сочетает в себе несколько жанров и направлений. Cо стратегией мило соседствуют приключения, хотя стратегическое начало все же здесь перевешивает остальное. Да, ходить основной компанией в поисках всевозможных артефактов и людей, конечно, можно, вот только без грамотной поддержки в лице мощной и укрепленной базы и крепко сбитой армии одолеть неприятеля не получится. Так что, если вы поклонник таких игр, как Age of Empires и "Аллоды", несомненно, и "Царь" придется вам по душе. К тому же он порадует вас и новыми, прямо-таки революционными возможностями управления, которые ранее до этого нигде не встречались. Были, конечно, отдельные моменты, но что бы так - впервые. А посему и биться с противниками в мультиплейере станет гораздо занятнее.
1184 Прочтений • [Tzar: The Burden of the Crown ( Igrok )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]