Все больше героев народного фольклора, а проще говоря, анекдотов, обретает свою вторую жизнь в играх. Началось все с Петьки и Василия Ивановича, за многосерийными приключениями которых мы с Вами наблюдаем уже больше года. Кроме большой доли иронии и юмора, эти игры привлекают пользователя отличной рисованной графикой и весьма нетривиальным сюжетом, заставляющим героев открыться с новой стороны, а пользователя - получить удовольствие от их приключений.
Но вот на смену героям гражданской войны идет новый герой (на сей раз отечественной войны) - Штырлиц, фамилия которого однозначно ориентирует нас на небезызвестного М.М. Исаева, в прошлом - героя фильма "17 мгновений весны", а в настоящем - огромного количества анекдотов (видимо, так странно проявляется к нему наша всенародная любовь).
И если от фильма авторы изначально дистанцируются, заявляя, что все совпадения являются чисто случайными, то отголоски большинства анекдотов Вы без труда найдете в диалогах, персонажах или местах действия новой игры от компании "Бука" (офицерская пивная "Припрыжка" наверняка покажется Вам знакомой).
Среди "чисто случайных совпадений" с фильмом Вы без труда узнаете манеру перехода с одного экрана на другой с характерным "закрытием шторок" и тиканьем часов, бесстрастный голос за кадром (делающий порой очень едкие замечания) и характерные досье (они же "информация к размышлению") на основных персонажей игры.
На первый взгляд игра выглядит довольно заманчиво, хорошая графика, известные персонажи, да и сюжет сдобрен большой порцией скабрезных шуток (в связи с чем игра даже позиционируется на возрастную категорию 18+). Но уже через 30 минут, проведенных за игрой, меня охватило чувство разочарования, и дело тут вот в чем. Игра претендует на явное отношение к жанру юмористический Quest, но при этом многие основополагающие атрибуты этого жанра выполнены, мягко говоря, весьма странно.
Начнем с Inventory (предметов). В арсенале великого разведчика иногда оказывается до десятка различных полезных вещей, но кроме их визуального изображения нам, к сожалению, не доступно ничего. Нет не только тривиального названия предмета, но и никакого описания, характеризующего его "потребительские качества". А ведь в Quest'ах зачастую именно через описания играющий получает неявную подсказку о способах и месте применения найденного.
Те же проблемы ждут нас при исследовании "горячих точек" на экране, где возможно использование предметов или какие-либо другие действия Штырлица. Кроме изменения внешнего вида курсора, никакой дополнительной информации получить о них не удается. Тем более это осложняет жизнь, когда две такие зоны расположены вплотную друг к другу. Курсор все время имеет "измененный" вид, но на одной зоне есть смысл применять предмет, а на другой - никакого (такую ситуацию можно наблюдать, например, на пляже, где на вышке сидит пулеметчик: пулеметчик и вышка полностью сливаются, но понять, что это две разные зоны можно только методом проб и ошибок).
В результате, решение тех или иных задач часто сводится к попытке применить все имеющиеся в наличии предметы и посмотреть, что из этого получится. Сама по себе такая перспектива весьма мрачна для игрового процесса, хотя и не безысходна. Но, к сожалению, и здесь все получилось достаточно однообразно. Вместо того чтобы сделать побольше юмористических ситуаций, связанных с некорректным применением вещей, авторы ограничились двумя стандартными фразами (по смыслу означающими "Низя!"), которые после десятого произнесения уже не вызывают улыбки, а начинают тихо раздражать.
Вышеописанные проблемы проистекают из двух посылов. С одной стороны, загадки не настолько прозрачны и интуитивно решаемы, чтобы играющий смог щелкать их как орешки и получать удовольствие от юмористической составляющей игры (а ведь судя по изначальному замыслу, она должна явно доминировать). А с другой стороны, играющий получает крайне мало подсказок и необходимой для прохождения игры информации, непосредственно с места действия.
В результате, при наличии грамотного solution'а Вы наверняка получите большое удовольствие от шуток и сексуально-юмористической подноготной похождений Штырлица, в противном же случае, даже для лиц старше 18 лет прохождение этой игры может оказаться весьма утомительным и тяжелым занятием.