Мир RPG сейчас явно переживает период расцвета и величайшего развития. И это связано не только с успехом таких игр, как Baldur's Gate, Diablo, Revenant, и даже не из-за гигантских доходов Final Fantasy (восьмая часть сериала на PSX уже заработала более 12 миллионов долларов), а скорее с желанием игроков окунуться в глубокий мир магии, приключений и отличной сюжетной линии. Возможно, люди перестали читать книги, но они по-прежнему любят слушать хорошо продуманные истории, одну из которых нам и предлагает великая и могучая Black Isle Studios.
История
Planescape: Torment представляет один из очень известных и популярных AD&D миров. Мрак и тьма окутали загробный мир. Город, представляющий собой переплетение порталов, переживает не самые лучшие времена. Вы существо, чье имя не разрешено произносить, вы бессмертны и это - ваше проклятье. Вы можете умереть, но смерть принесет лишь временное забвение. Именно после очередного воскрешения вы хотите, наконец, выяснить, что произошло с вами, как вы превратились в чудовище, и что представляет собой этот коварный потусторонний мир. Добро пожаловать в город кошмаров, ужасов, несбыточных грез и вечных страданий, мир Planescape.
Как это выглядит
Несмотря на то, что разработчики из Black Isle Studios лицензировали движок от Baldur's Gate, внеся в него существенные изменения (об этом позже), Planescape совершенно не похож на радостный мир BG. Planescape - это мрачное царство Аида со сложной и очень натуралистичной структурой, пугающей холодностью старого склепа. Ваш безымянный герой оказывается запертым в странной комнате, где рядом с ним мерзкие зомби потрошат сотни других трупов. Сразу после того, как он придет в себя, вы можете осмотреть окрестности и даже принять в партию нового героя. Интерфейс Planescape намного сложнее BG и, пожалуй, немного неудобнее. Все управление осуществляется мышкой, но вы можете присвоить клавиатурные пути для самых важных команд и действий. Взаимодействие с объектами осуществляется по старой схеме: вы наводите курсор на объект, и если он подсвечивается, и курсор меняет форму, то вы можете производить с этим объектом различные манипуляции. Подбираемые объекты вы можете использовать в инвентаре, комбинировать, передавать своим коллегам по партии или просто выбрасывать.
Сражения происходят в более сложном режиме. Вам необходимо подобрать оружие для боя, вложить его в руку вашему персонажу (если таковая имеется), а потом при наведении на противника выбрать соответствующий пункт меню и вид оружия и начать бой. Сражения происходят в реальном времени и имеют ряд серьезных отличий от BG. Так, например, ваши герои могут наносить специальные удары, которые уничтожают даже очень серьезных противников. Большую роль при нанесении ударов играют такие значения, как меткость и удача. Так как вы уже умирали тысячу раз, то в случае вашей гибели вы будете перенесены на начало игры со всеми вашими компаньонами и предметами, добытыми в ходе исследования (здесь проявляется склонность Planescape к классическим приключениям). Если же в результате сражения пострадает кто-то из ваших компаньонов, то существует возможность их воскрешения при помощи магического свитка.
Создание Героя
Одним из самых важных элементов в RPG играх всегда являлось создание уникального героя. К сожалению, разработчики решили сохранить жесткую сюжетную линию, поэтому персонаж у нас один, но зато вы можете изменять его основные характеристики по всем основным классам, включая Телосложение, Разум, Силу и Меткость. В бою или при изучении предметов вы получаете новый уровень, очки от которого в ручном порядке распределяются по вышеозначенным категориям.
Атмосфера
Главное в Planescape - это не управление, не монстры и даже не графика, а глубокая атмосфера странного мира. Ужасы и удивительные неожиданности поджидают вас на каждом углу. Развороченные тела, кровавые ошметки, мерзкие твари, больше похожие на холодец, хранители и полуразложившиеся зомби создают ощущение внутреннего страха, уходящего корнями в глубокое и подсознательное. В Planescape вы меньше всего жаждете крови, ваша задача - это новые знания, поэтому странные, а иногда и очень страшные детали всплывают в ходе многочисленных бесед (поверьте мне, их не меньше чем в Fallout 2), а также при исследованиях близлежащих территорий. Иногда правильный ответ может спасти вам жизнь или избавить от ненужного кровопролития. Кроме того, в Planescape введен интересный ролевой элемент, обычно называемый Storyteller. То есть по ходу диалогов вам в письменной форме описывается происходящие вокруг события. Что-то типа "...Он медленно повернул голову и сверкнул желтыми глазами. Его трясущиеся от старости тело издавало странные клокочущие звуки..." Такие вкрапления придают игровому процессу максимальную приближенность к миру настольных RPG, где роль рассказчика берет на себя один из игроков.
Журнал
Очень важную роль в мире Planescape играет ваш журнал. Здесь записываются все основные квесты, вы узнаете всю полезную информацию, а также можете получить детальные описания (с иллюстрациями) всех встреченных вами монстров. Еще одной важной особенностью журнала является его глобальность и простота управления.
Графика
Движок Baldur's Gate претерпел настолько значительные изменения, что его практически невозможно узнать. Текстуры стали более мрачными, но не менее детальными, эффекты поражают своей красотой и веселыми переливами. Из-за большего количества объектов и повышенной интерактивности игра заметно подтормаживает даже на очень серьезных компьютерах. Также можно отметить, что разрешение экрана, несмотря на высокую детализацию, по-прежнему 640x480, впрочем, в ходе игрового процесса этот факт остается незамеченным из-за глубины переживаемых эмоций. Персонажи прорисованы великолепно. Отдельной похвалы заслуживает многофреймовая анимация, что делает ваши передвижения необычайно плавными. Все монстры в движении в точности соответствуют своему облику. Если вы видите зомби, то эта тварь хромая тащится по скользкому полу, время от времени подтаскивая истлевшие конечности. Хранители двигаются гордо с особой осанкой, чем вызывают неподдельное уважение. Если же говорить о специальных эффектах вроде динамичного света или прозрачной воды, то они присутствуют в игровом движке, но работают исключительно в программном режиме, нещадно нагружая центральный процессор компьютера.
Звук
Звуковое оформление Planescape находится на самом совершенном уровне. Таинственные вздохи, стоны разлагающихся тварей, противные голоса и просто потрясающие по выразительности персонажи (чего стоит ваш напарник - летающий череп, сыплющий налево и направо неповторимыми шутками с легким испанским акцентом). Игра так же поддерживает технологию 3D звука под названием EAX. А музыка вызывает самые странные чувства, запугивая и загоняя ваше сознание в самые дальние уголки лабиринтов страха. Если вы собираетесь попробовать Planescape глубокой ночью - будьте осторожны. Мало ли что может случиться....
Выводы
Planescape Torment - это весьма сложная игра, больше похожая на смесь Fallout 2 и Sanitarium. Запутанные диалоги, странная и весьма жесткая вселенная произведет на вас неизгладимое впечатление, а великолепная музыка и реальный движок лишь добавят вам лишнюю порцию адреналина. Учтите, эта игра не для беременных женщин или маленьких детей. Если вы мечтаете о настоящей RPG с глубокой сюжетной линией и не боитесь большого количества английской речи, натурализма, ужаса и жесткости, то смело бегите в магазины и покупайте это шедевр игровой мысли.