Второй авиасимулятор Второй мировой, выпущенный Psygnosis почти одновременно с первым - явно неудачным Nations - как ни странно, оказался заметно лучше. Хотя, конечно, и он не свободен от недостатков, но, по крайней мере, играбелен.
Главным недостатком игры я бы назвал минимальные возможности выбора. В частности, Wings of Destiny принадлежит антирекорд по количеству доступных игроку самолетов - всего 4: германские Me Bf-109 и Me 262, британский Spitfire и американский P-51D Mustang. Модификации "сто девятых" и Spitfire'ов, как видите, не уточняются, а их, меж тем, было немало, и с довольно существенными отличиями. Кроме того, это единственный известный мне симулятор, в котором имеется только один режим игры - кампании (т.е. ни отдельных, ни обучающих миссий).
Кампаний две - за Германию и за Великобританию соответственно - и, думаю, не надо объяснять, что они строго линейные (каждая - по 26 миссий, сгруппированных в 5 этапов: начальное наступление Рейха в Бельгии и Голландии, Битва за Британию, Мальта, высадка союзников в Европе и финальная фаза в Германии) и для продвижения дальше выполнение задания миссии обязательно (хорошо еще, что только primary, а не secondary, но бывает, что и это составляет изрядную проблему). Намного хуже, однако, то, что из всех настроек в игре (не считая графики и звука) - один лишь выбор уровня сложности: easy, normal и difficult. И все! Как будто это аркада. Никакой возможности отдельно настроить параметры реализма физической модели, отдельно - уровень врагов и т.п. Клавиши тоже не переопределяются и при этом нигде не описаны.
Физическая модель, впрочем, оказалась весьма недурной, не идя ни в какое сравнение с тем же Nations и даже немного напомнив мне Microsoft Combat Flight Simulator, хотя и уступая ему. Однако если у вас нет навороченного джойстика с педалями, из-за вышеупомянутого отсутствия настроек вы, как и я, столкнетесь с серьезной проблемой. Дело в том, что, как и на настоящем самолете, элероны и руль направления управляются отдельно, но это хорошо, когда у вас, как и у настоящего летчика, есть штурвал и педали. Когда же элеронами приходится управлять аналогово - джойстиком, а рулем дискретно - с клавиатуры, получается что-то вроде езды на велосипеде, колеса которого крутятся с разной скоростью. В результате вести маневренный бой очень тяжело; у меня попытки вывернуть, когда самолет в очередной раз стал заваливаться, чтобы грохнуться на землю, привели к тому, что я сорвал ручку джойстика. (Впрочем, работоспособности он от этого не потерял, даже стало удобнее, что ручка теперь поворачивается вокруг своей оси - так что моя способности писать новые обзоры не пострадает.)
Кроме того, авторы игры явно перемудрили с "Мустангом", забыв, очевидно, что этот самолет не только самый скоростной из винтомоторных истребителей, но и один из самых маневренных.
Еще хуже дела обстоят с посадкой - сесть просто невозможно. Как только скорость катящегося самолета снижается, он утыкается носом в землю и взрывается. Особенно абсурдно это выглядит для Me 262 с его носовым шасси. Впрочем, для завершения миссии (если выполнено основное задание) достаточно просто нажать F9 (большинство миссий и начинаются не с взлета, а уже в воздухе; отмечу, кстати, еще один плюс реализму - крутящий момент пропеллера учитывается не только в воздухе, но и на земле). Еще один глюк состоит в управлении закрылками и воздушными тормозами - по одному нажатию клавиши они норовят перескочить сразу несколько позиций.
Попасть в летящую цель трудно - даже чересчур трудно. Ну не может самолет раз за разом пролетать через очереди и нисколько не страдать! Me 109 в игре вообще почти не убиваемы - ну, то есть не совсем, конечно, но бороться с ними намного труднее, чем с другими самолетами. Причем это относится и к случаю, когда вы сидите внутри - сколько раз в миссиях эскорта я летел за бомбардировщиками, прикрывая их своей широкой спиной, враги вдвоем-втроем долбили меня в хвост и не могли сбить. На Spitfire или Mustang'e такие фокусы не проходят.
При всем при этом модель повреждений неожиданно аркадная. Истребители выдерживает 4 попадания (только, похоже, для разных моделей "вес" попадания разный - где-то достаточно одной пули, где-то нескольких), после чего нос загорается (особенно нелепо это смотрится на Me 262, у которого двигатели вообще-то под крыльями), самолет полностью теряет управление (что есть совершенный абсурд) и падает, причем выпрыгнуть с парашютом нельзя! (Во всяком случае, я не нашел, как; пилоты же, управляемые компьютером, выпрыгивают за милую душу.) Пока вас не сбили, повреждения не влияют на модель полета; когда вы сидите внутри, они отображаются дырками в стеклах кабины (особенно забавно, когда стреляют по вам сзади, а дыра появляется спереди - то бишь, по идее, пуля должна была пройти аккурат через центр вашего мозга). Иногда, впрочем, сбитый самолет не падает, а сразу взрывается. То же самое обычно происходит и при таране (хотя, если повезет, может кончиться и простым падением с горящим носом). Если вас сбили, но миссия выполнена, быстро жмите F9 - даже если вы только что взорвались (главное - не промедлить), миссию засчитают.
Поскольку модель повреждений - аркадная, отстрелить крыло или хвост нельзя. Более того, нельзя даже вырубить отдельный двигатель. Что меня совсем добило, так это то, что пропеллеры не останавливаются ни при каких условиях! Кстати, смотрятся они довольно убого, а из кабины пропеллера не видно вообще - это первый известный мне симулятор Второй мировой, позволяющий себе такую халтуру. Само собой, перегрузки также не отслеживаются - ни для машины, ни для пилота.
Еще одна неприятная особенность игры - это полный кретинизм AI. Основной причиной гибели истребителей в бою являются... столкновения; нормально сбивать друг друга в маневренном бою они не умеют, кажется, за все 52 миссии я наблюдал такое лишь один раз.
Единственная ситуация, в которой они способны кого-то сбить - это вися у него на хвосте, да и то не сразу. Как вам понравится ситуация, когда 2 "мессера" не могут быстро завалить какой-то вшивый биплан?! Быстро валят только бомбардировщики - они большие, в них промазать сложнее. Кстати, бомбардировщики отличаются полной неспособностью защищаться. Еще хуже, однако, то, что эти, с позволения сказать, "вингмены" и выбрать-то цель не в состоянии. Как вам нравится, когда ведущего, то есть вас, мочит в хвост целое звено, а ведомый летает кругами вокруг и любуется природой? При этом взаимодействие со своими отсутствует как класс.
Взаимодействовать, впрочем, было бы сложно, ибо в Wings of Destiny, как и в Nations, отсутствует нормальное целеуказание - хотя ситуация все же заметно лучше: можно включить идентификацию всех объектов (т.е. будут нарисованы квадратики с указанием, что это такое), а также запросить вектор и расстояние до ближайшего объекта, являющийся целью миссии. Можно также включить динамическую карту, на которой отображаются свои и вражеские самолеты - правда, я не нашел, как менять ее масштаб.
Иногда тупость AI даже на руку - когда целью миссии является сохранить жизни своих истребителей (правда, этому может помешать их любовь к столкновениям в воздухе, в том числе друг с другом); однако в других случаях это может сделать миссию практически непроходимой. Мне дважды пришлось откатываться на easy (честно сделать это нельзя, но можно поменять циферку в файле Player?PlayerLevel), один раз именно из-за тупости AI (ну невозможно там в одиночку сбить четверых (2 "мессера" и 2 "фоккера") за отведенное время, а свои - не помощники), а второй - из-за явной глючности миссии (задача - сбить германские бомбардировщики, идущие на бреющем от устья Темзы к Лондону; первое звено валится легко, а второе оказывается вовсе не на бреющем, а на 10000 футов - пока поднимаешься, с тобой разделываются "мессеры", а разбираться с ними времени нет). На easy, кстати, играть совершенно неинтересно - самолеты врага валятся практически с одного выстрела, причем вроде даже не особо прицельного.
Очень сложна и миссия, в которой надо защитить итальянский флот от торпедоносцев союзников - тех самых бипланов, по которым наши герои Рейха не в состоянии попасть. Бипланов 6, "мессеров" 3 (включая ваш). Теоретически - каждому под силу завалить пару, прежде чем те успеют сбросить торпеды. На практике - вместо того чтобы разобрать между собой цели, эти бездари увязываются за вами и все равно не делают ничего полезного, так что злосчастную пару бипланов приходится валить вам единолично (сделать это надо очень быстро; рекомендую сразу нацеливаться на самую дальнюю пару - у нее наибольшее время подлета).
Уфф. Напомню все же, что, несмотря на все эти недостатки, физическая модель вполне пристойная, и перейду к графике. Графика оставляет неоднозначное впечатление. Она не самая шустрая, хотя и далеко не такая тормозная, как в Nations. Тем более удивительно, что авторы пользуются откровенно шулерскими приемами: ваш самолет отрисован очень даже неплохо, зато все остальные (включая и такие же, как ваш) - по сильно упрощенной схеме, включая заметно меньшее число полигонов и непрозрачные кабины (опять же, я еще не видел симулятора Второй мировой, позволявшего себе такую халтуру - даже Luftwaffe Commander, пожалуй, наиболее похожий на Wings of Destiny, использует упрощенную модель бомбардировщиков, но истребители отрисовывает, как надо - и притом заметно шустрее).
Местность недурна - крупные плоскости кое-где попадаются, но в основном не бросаются в глаза, и общее впечатление, как от рельефа, так и от наземных объектов вполне положительное. Объекты динамические - зенитки поворачиваются, танки ползают и т.п. Правда, танки выглядят слишком уж упрощенно, особенно рисованные неподвижные гусеницы. Что плохо, так это разрушение. Взрывы, впрочем, симпатичные, но взорванный объект либо исчезает совсем, либо просто переворачивается вверх днищем (которого у него к тому же нет). Это не относится к кораблям, которые тонут вполне реалистично. В городах много различных зданий, но все же значительную площадь городов, особенно больших, занимают просто плоские нарисованные пятна. Небо в сумерках неестественного ярко-фиолетового цвета. Облачность и туман, с одной стороны, весьма реалистичны, когда в них летишь, а с другой - никуда не годятся, когда смотришь на них со стороны, ибо рисуются плоскими четырехугольниками. Вода статическая. Кокпит виртуальный, впрочем, это не худший виденный мною вариант виртуального кокпита; кроме того, в правом верхнем углу отображаются цифры скорости, высоты и направления.
Пожалуй, наиболее оригинальная идея игры - это ее сюжет. Обычно в симуляторах он сводится к миссионным брифингам и, изредка, кадрам кинохроники. Здесь все интереснее: сюжет каждой кампании представляет собой комикс, рассказывающий о приключениях главного героя - пилота Люфтваффе Эмиля и пилота Королевских ВВС Гарри. Таким образом, между миссиями они ведут довольно активную жизнь, попадают то в госпиталь, то в отпуск, общаются с друзьями, успевают еще каждый закрутить по роману и жениться (Эмиль так еще и стать отцом - у него вообще роман протекает намного более бурно) и попутно еще, в лучших законах бульварного жанра, проникают в страшную семейную тайну. Самое любопытное, что оба сюжета оказываются тесно переплетены между собой; те, кто хочет узнать все сам и постепенно, могут приглушить яркость своих мониторов, а для остальных сообщаю, что Эмиль и Гарри оказываются, в конечном счете, родными братьями, разлученными в младенчестве во время кораблекрушения; Гарри вернулся с матерью в Англию, а Эмиля спасли германские моряки, и он был усыновлен на новой родине. Как вы, очевидно, догадываетесь, чуть не убив друг друга в последнем воздушном бою войны, братья счастливо воссоединяются.
В общем, эта концепция вносит приятное разнообразие в сухую череду брифингов и де-брифингов. В комиксах немало юмора, правда, довольно непритязательного типа ситуации, когда некоего лондонца воздушная тревога застает в сортире, который он предварительно обшил железом для таких случаев. "О, нет! Только не это! У меня как раз кончились газеты!"; он осторожно выглядывает наружу и видит, что с бомбардировщиков разбросали не бомбы, а листовки: "Большое спасибо, мистер Адольф! Как раз вовремя!" Кое-где, однако, имеются расхождения между сюжетом комикса и сюжетом миссий - то в хронологии (миссия уже пройдена, а комикс показывает ее начало), то в фактах (перед последней миссией Эмилю говорят, что он - последний оставшийся в строю пилот, однако в самой миссии вместе с ним летает изрядное количество союзников; кстати говоря, самый простой способ ее пройти - летать на самой низкой высоте и скорости над своим аэродромом туда-сюда; враги будут садиться вам на хвост, а союзники - на хвост им соответственно, да плюс огонь зениток; в результате можно победить, не сделав не единого выстрела, хотя и есть риск, что вас собьют, но он не очень велик).
Единственная нефиксированная часть карьеры - это награды (ну и, понятно, счетчики побед). Их по 4 у каждой стороны (плюс значки за каждую часть кампании). Получить их достаточно несложно, но о факте награждения вас никак не информируют. Просто случайно заглядываешь в соответствующий раздел после миссии и видишь - надо же, орденок завалялся...
Дополнительно имеется пара глюков - один мелкий (почему-то миссии грузятся быстро только один раз, после старта игры; во второй раз та же миссия и последующие грузятся раздражающе долго), а другой крупный и неприятный - иногда, особенно если долго летать в одной миссии, игра вываливается в винды.
Короче говоря, у игры много недостатков, но есть и приятные моменты. Пройти один раз интересно. Играть повторно захочется вряд ли.