Многие из вас, наверное, знают, что в Японии, да и не только там - регулярно проводятся командные соревнования между техническими вузами. Соревнуются тамошние студенты в частности и в робототехнике, пытаясь с помощью нехитрых по сути соревнований доказать всем, что их роботы самые разумные: лучше всех двигаются, грамотнее выпихивают робота противника за границы ринга, круче толкаются, лучше ориентируются и т.д. Соревнования эти довольно занятные, эмоции там кипят нешуточные, и болельщики на них болеют ничуть не хуже, чем на больших спортивных аренах. В результате выигрывают практически все - студенты в игровой манере осваивают моделирование и программирование, вузы получают кучу премий и престиж в глазах общественности. Единственными проигравшими в этом случае остаются поломанные в результате жестких столкновений машины, но это уже совсем незначительные издержки.
Итак, компания Cogni toy выпускает на рынок игрушку именно в данном направлении под названием Mind Rover. Игрушка эта сама по себе уникальна и практически не имеет аналогов. Да, были, конечно, всевозможные аркадки, где требовалось немного конструировать и самому, было что-то и на тему соревнований между роботами, но все же полная свобода моделирования и программирования появилась только сейчас. К тому же, вы сами можете не только оснащать роботов всевозможными измерительными приборами, в зависимости от которых они и будут действовать, ставить различное оружие и манипуляторы, но и писать им программы - когда начнет работать тот или иной прибор, под каким углом, в каком направлении, какие показатели он будет считать первостепенными, а какие малозначительными. Короче, здесь наворочено столько всего, что для того чтобы просто разобраться - следует изрядно поворочать мозгами. Например, для обучения своего первого робота элементарным движениям, пришлось очень долго разбираться с поиском необходимого оборудования и его настройками.
Прямо скажем, работа эта непростая и справиться с ней могут только люди спокойные и уравновешенные. Поэтому заранее хочу всех предупредить - если вы ожидаете того, что здесь нужно быстрее бежать на игровой экран и давить на кнопочки, управляя своим роботом и расстреливать роботов противника, то вы заблуждаетесь. Ничего подобного здесь не происходит, хотя побоища и поединки есть. Как такового управления в самой игре здесь вообще нет - подчеркиваю "вообще нет". То есть робот будет выполнять все установки, пользуясь настройками, которыми его снабдили и своими механизмами, у каждого из которых тоже есть масса параметров. Вы же играете роль стороннего наблюдателя, и помочь своему творению в сложную минуту никак не сможете.
Для освоения премудростей этого весьма сложного процесса (моделирования и программирования) предусмотрено несколько тренировочных миссий, где вам предлагается освоить пользование сенсорами, научиться передвигаться, пытаться написать простенькие программы и попробовать себя на поле битвы. Приведу несколько простых примеров. Так, скажем, если сенсор "видит" стену впереди, то он посылает сигнал двигателю, и машина начинает или уворачиваться, или пытаться ее объехать. Или так: ваши сенсоры определили противника - приказ движкам ехать в том направлении (должен быть сенсор, определяющий положение робота в пространстве); после подхода на достаточное расстояние - следующий приказ по цепочке, на этот раз оружию (выпускаются ракеты, бомбы, стрельба из лазеров - в зависимости от того, чем был укомплектован робот).
Весь процесс подготовки робота к миссии довольно сложен и его можно разделить на несколько этапов. В первом (сборочном) вы навешиваете не робота (десятки различных моделей) все, что душе угодно - здесь представлены десятки комплектующих. Это и необходимые утяжелители, световая сигнализация, звуковые рожки, всевозможные манипуляторы, сенсоры, определяющие расстояние до противника, до объекта, положение в пространстве, несколько разновидностей моторчиков (разные для колесной и платформенной техники).
После того как все эти приборы поставлены на определенные секции вашей модели, начинается самое интересное. Нужно написать программу. Да, да - программу. На этом этапе необходимо указать не только параметры работы каждого из многочисленных приборов - таких как время работы, развиваемая мощность, направление усилия - но и соединить работу всех или некоторых механизмов в единую цепочку для успешной работы всей модели в целом. Для этого необходимо пользоваться несколькими составляющими. К первой группе таких составляющих относятся логические. Те, кто хоть когда-нибудь пробовал заниматься программированием, быстро поймут, что представляют собой условия: "и", "или", "если", "если - то", "нет" и их комбинации, и так далее. Но и у остальных это займет не слишком много времени.
Помимо логических составляющих в вашей цепочке могут быть и математические. Это и различные цифровые показатели (например, количество связок или их отношение друг к другу), включение случайных цифр, всех математических операций и тому подобное. Также добавлены и временные показатели. Так, можно ставить различные таймеры на большинство приборов: например, когда ему включиться и сколько работать.
После того как вы разберетесь со всеми вопросами, связанными с собиранием и налаживанием своего механического монстра, самое время проверить его в деле и поучаствовать в многочисленных соревнованиях. Всего в ассортименте имеется четыре вида соревнований.
Battle - здесь вам предстоит не только биться один на один, до полного уничтожения противника, но и захватывать и удерживать флаг какое-то время (у модели должен быть специальный держатель), а также биться команда на команду. Наверное, эти соревнования самые зрелищные, поскольку здесь используется оружие, происходит масса взрывов и столкновений. Кстати, наблюдать за этими поединками - очень увлекательное занятие, поскольку сразу же видны все плюсы и минусы вашей конструкции и ее настроек, и можно заняться их немедленным улучшением и модернизацией.
Misc - довольно занятное испытание. Вы выступаете в роли "полицейского" и за определенное время вам нужно определить, где находятся "такси" и поймать его, или же вы сами выступаете в роли "такси" и удираете от машинок противника. Также здесь есть и несколько других соревнований - быстрее всех подъехать и стукнуть соперника, или пройти (скорее умудриться добраться до выхода) лабиринт.
Race - чем-то похоже на некоторые виды соревнований из предыдущей группы, но здесь все же главная задача - не просто преодолеть набор препятствий, а непременно прийти первым к финишу. Предлагаемые трассы довольно разнообразны и доставят массу трудностей вашим роботам.
Sports - вот мы и добрались до самого интересного. Все соревнования в этой категории можно поделить на два вида. К первому относятся несколько разновидностей сумо (если кто не в курсе - это популярная в Японии борьба). Здесь требуется просто вытолкнуть модель противника из круга, или, заехав первым в круг, не дать остальным в него попасть. Кстати, размер мата, на котором и происходит "пихание", может варьироваться от весьма скромного до очень большого (с целую комнату).
Что касается "физики" поведения моделей, то она очень реалистична, а иначе и быть не могло. Ведь здесь сотни математических параметров рассчитываются в реальном времени и зависят от настроек, изменения окружающей обстановки, а также реакции на все происходящее моделей противника. Так что отлетать от стен, сталкиваться с противниками и отскакивать, вращаться и перемещаться (с учетом всех утяжелений и движков различной мощности в разных частях робота), двигаться в подбитом состоянии вы будете весьма правдоподобно.
Графически все выполнено неплохо, взрывы и сами модели прекрасно смотрятся, правда, каких-то особых навороченных световых или других эффектов я здесь не заметил. Да, пожалуй, они и не нужны. Ведь это все-таки программа для интеллектуалов, а не последняя вариация новомодного shooter'а.
Кстати, здесь еще и сюжет есть, но, на мой взгляд, он сильно притянут за уши и никакого влияния на все происходящее не оказывает. Короче говоря, дело происходит в одной из лабораторий на Европе - одной из лун Юпитера, где вы и являетесь местным конструктором, занимающимся созданием всевозможных роботов. Вот, собственно, и весь сюжет.
В общем и целом, Mind Rover - игрушка очень интересная и занимательная. Вы даже представить себе не можете, какой восторг можно испытать, когда ваша навороченная и правильно сконфигурированная модель разнесет к чертовой бабушке медленно ползающую конструкцию конкурента. Во время самих же соревнований возникает сильное желание хоть чем-то помочь своей машинке, но нельзя - это битва интеллектов, а не проверка реакции и ловкости игроков. Конечно, понравится эта игра далеко не всем, потому как (это лично мое мнение) большинство игроков предпочитает не ломать голову над выбором какие-то там опций программ, параметров и настроек, а рубиться и воевать во что-нибудь более реальное и живое. И все же я думаю, что своего игрока Mind Rover найдет обязательно, потому что подобные попытки - по созданию и модернизации машин с искусственным интеллектом - предпринимаются не так уж и часто. Редко кто из производителей игровых программ решается на создание чего-то, не связанного с проверенными течениями, а с тем, что поможет повысить интеллектуальный уровень, разработать какие-то свои подходы и решения (в игровой манере) к различным вопросам. И откровенно радует, что разработчики из Cogni toy работают именно в этом направлении.