Вот уже на протяжении порядка двух десятков лет Ultima остается одним из самых любимых сериалов в жанре RPG. Последняя в серии - Ultima VIII: Pagan - вышла уже довольно давно и вот теперь, наконец, разработчики из Origin представили мировой игровой общественности последнюю и заключительную часть Ultima IX: Ascention.
От игры к игре улучшалось ее графическое исполнение. Сначала Ultima имела всего 16 цветов, потом их стало 256. С шестой серии появился "мышиный" интерфейс, а с восьмой - бэкграундовая анимация. Но все же, на протяжении всей серии игра не выходила за рамки двухмерности. Так что эта, последняя Ultima стала настоящим прорывом в области графики, ибо привнесла в такой знакомый игровой мир полную трехмерность. Все здания, деревья, монстры и животные полностью трехмерны и живут по своим законам, но к ним мы еще вернемся.
Что касается смысловой составляющей, всевозможных квестов, загадок, запутанных сюжетных линий, то, как и прежде, девятая Ultima ничуть не уступит своим предшественникам по части закрученности сюжета или сложности поиска того или иного артефакта или персонажа. Так что игра получилась более чем удачной со всех точек зрения: великолепная графика, продуманная система магических заклинаний, развитие параметров своего персонажа, замысловатые квесты, масса мест для путешествия, десятки персонажей, с которыми можно поговорить и выведать что-либо интересное, сотни кровожадных и злобных монстров - все это делает Ultima IX одним из ярчайших бриллиантов в короне современных ролевых игр.
Итак, для тех, кто уже успел подзабыть, или никогда не знал, с чего все начиналось, я черкану пару строк.
I: The First Ages of Darkness - пришелец из другого мира разбивает магический кристалл и не позволяет злому колдуну Mondain'у взойти на трон земли Сасарии.
II: The Revenge of the Enchantress - путешественник по мирам возвращается и сокрушает другую коварную колдунью, возлюбленную Mondain'a - Minax. Ей так и не удалось отомстить за Mondain'a и встать во главе страны.
III: Exodus - сын двух предшествующих магов приходит к власти и приносит в Сасарию полную анархию и беспорядки. Люди в панике, но борец с неприятностями и на этот раз расставил все по своим местам. Конец последнего представителя из кровожадной семейки был ничем не лучше, чем у его родителей.
IV: Quest for Avatar - Lord British объединил разрозненные земли под новым именем - Britania и провозгласил восемь законов, или добродетелей, по которым и должны жить все обитатели этой загадочной страны. Пришелец же за свои достижения на поле борьбы с нечистой силой получил имя Avatar и был провозглашен гордостью и защитником интересов Британии.
V: Warrior of Destiny - один из советников короля, Blackthorn сверг своего правителя и заточил его в темницу. Avatar'у пришлось освободить своего короля и в наказание отправить предателя куда подальше.
VI: The False Prophet - писание в книге Гаргулий гласило, что ложное пророчество уничтожит их род. Развеять все эти опасения может только Avatar, что он с честью и молодецким задором и демонстрирует.
VII: The Black Gate - Страж (Guardian) начинает куролесить и буйствовать на земле Британии и Avatar уничтожает "черные ворота", через которые тот и прибыл в этот мир.
VIII: Pagan - Avatar, заточенный на земле Pagan Стражем, находит доспехи титанов и через портал переносится обратно в Британию.
IX: Ascension - на земле Британии стали твориться непонятные явления. Неизвестно по какой причине из земли выросли 8 гигантских колонн. Злые силы заполнили земли лавовыми потоками, а души людей темными мыслями. Кругом чувствуется запустение и разруха. На дорогах орудуют бандиты, гоблины и прочая нечисть. В этой ситуации Lord British считает своим долгом вызвать Avatar'a и предоставить ему самостоятельно разбираться со всеми этими напастями. Avatar, хотя и знает, что за всем этим стоит Страж, но еще не до конца понимает, как с этим бороться. Со временем он узнает, что для того чтобы вернуть на землю мир и спокойствие, предстоит очистить 8 гробниц от скверны (по количеству добродетелей). При этом нужно войти в гробницу и медитировать при помощи специальных мантр в соответствии с добродетелью, с которой она связана. Например, для освящения "сострадания" сгодится мантра "mu". Кроме того, необходимо использовать и особый талисман для очищения. И только когда злые силы окончательно покинут пределы гробницы, город, с которым она связана духовными нитями, будет очищен и наставлен на путь истинной добродетели.
Поначалу Avatar просыпается в современном доме с телевизором и видеомагнитофоном. Здесь же он учится собирать и использовать предметы, пользоваться оружием. Кстати, реклама продукции EA в телевизоре и плакаты на стенах, мне кажется, впихнута здесь абсолютно не в кассу, но это мое личное мнение. Итак, довольно своеобразная система сохранения игры не позволит вам сохраняться, пока вы не найдете специальную книгу, также следует обзавестись поясом для предметов, вещмешком, компасом, и книгой заклинаний. В окрестностях дома можно потренироваться в стрельбе из лука по раскачивающейся мишени: раскачивается она по всем законам физики, и это производит должное впечатление. Практически любой предмет можно брать и переносить, класть себе в карман, правда, не все предметы для этого предназначены, о чем и будет символизировать большой красный крест, если вы попытаетесь прихватить что-нибудь громоздкое с собой в дорогу.
Окончив этап обучения азам боевых искусств, направляемся к цыганке, которая и перенесет Avatar'a в Британию. Правда, перед этим задаст массу вопросов при помощи карт Таро. Здесь вам предстоит выбирать, кем же по роду своей деятельности и склонности будет ваш персонаж: магом, рейнджером или воином? Для этого вам будут задаваться вопросы, типа: "что вы выберите: доблесть или правосудие?" или "проявите ли вы гуманность или начнете вершить справедливость?", "близок ли вам духовный мир?". Для уточнения (как в хорошем тесте) вопросы будут комбинироваться и повторяться в различных вариантах. Так что отделаться простым тыканьем в карты не получиться - ответы должны совпадать. После этого вас торжественно отправят на работу "по специальности".
Кстати, выбраться из замка, в котором вы после этого окажетесь, невозможно без использования наипростейших заклинаний (тренировка продолжается). После этого уже можно путешествовать по Британии куда угодно, выполняя всевозможные квесты, спасая людей, уничтожая монстров и покупая или находя новые предметы и артефакты.
Avatar способен бегать, прыгать, карабкаться и плавать. Правда, в некоторые моменты приходится немного напрягаться, и на ум лезут не очень лестные эпитеты в адрес разработчиков. В частности, это относится к способности главного героя запрыгивать на уступы и различные ступени. Так можно битых минут десять пытаться выполнить это простейшее действие - персонаж просто отказывается прыгать и все. А чтобы представить себе, что такое настоящее испытание - попробуйте запрыгнуть на три уступа подряд, и вы точно определите, насколько крепкими нервами вы обладаете.
Мир Британии действительно огромен. Гигантские равнины и долины, леса, разрушенные гробницы, деревни, живописные замки, лавовые потоки и озера - все это выполнено на высочайшем графическом уровне. Предусмотрена смена дня и ночи и различные погодные условия (дождь, гром). Пожалуй, движок Ultima IX является наиболее продвинутым в ролевых играх на сегодняшний день. Все смотрится просто великолепно, чего стоят гигантские картины в музее, монументальные дворцы, горные тропинки. Смотришь - и прямо-таки глаз радуется. Настолько все красиво и с чувством сделано. Кругом по своим делам спешат люди, в пруду плавают лебеди, по городу бродят собаки, свиньи и овечки, над клумбами летают бабочки, а в лесах обитают полчища ужасающих монстров. На дорогах разбойники воюют не только с друг с другом, но и с монстрами. Весь этот мир живет по своим собственным законам, и вы ощущаете себя как бы частицей единого целого - большого и разнопланового мира Британии. Кстати, вновь и вновь возвращаясь на уже исследованные территории, можно найти массу нового.
Управлять Avatar'ом можно как с видом "из глаз", так и из-за спины - а-ля Tomb Raider. Правда, в этом положении не всегда удобно воевать, особенно стреляя из лука.
Но во всем этом есть и некоторые "но". Так, игра очень требовательна к железу - рекомендуемые разработчиками показатели следующие. У вас должен быть Pentium II-400 с 128 памятью оперативки и графическим ускорителем на базе Voodoo 3 с 16 мегабайтами памяти на борту. Нехило? Это еще что - игра очень быстро съедает свободное пространство на жестком диске, поскольку каждый save весит несколько мегабайт. К тому же можно отметить и то, что разработчики делали игру под DX 6.1, и наблюдается некоторая несовместимость с DX 7.0, который уже получил повсеместное распространение. Вдобавок, так хорошо зарекомендовавший себя по части быстродействия Glide у некоторых просто не идет. А в Direct3D наблюдается масса багов, таких как выпадение текстур и все такое прочее - разработчики клятвенно обещают выпустить патч, фиксящий все эти недоделки в самое ближайшее время.
В мире Ultima IX существует огромное множество предметов, причем подавляющее большинство из них можно брать, переносить с места на место. Так, можно разбивать бочки, собирать овощи и фрукты, подбирать бутылки, талисманы и артефакты, оружие. Здесь можно отметить и еще одну неприятную особенность - вы ничего не сможете прочитать об интересующем вас предмете, если он только не включен в состав необходимых для заклинаний ингредиентов. Такая же картина наблюдается и с оружием. Подбираете или покупаете вы, скажем, новый топорик - и что? С виду он как старый и проверить его "крутизну" можно, только взяв его в руку. Тогда специальная плашка показателя оружия изменится в ту или другую сторону. Также измеряем и мощь новых доспехов. Еще есть три других показателя: "броня", "здоровье" и "святость". Последний растет, если делать добрые дела: спасать детей из огня, освобождать волшебников из лап монстров. А если вам вздумается попихать мирных жителей ножичком, то он моментально устремиться к нулю, а мирных жителей (NPC) вам все равно убить не удастся. Они так и будут невозмутимо взирать на все ваши жалкие попытки их укокошить. В параметрах главного героя, таких как владение определенными видами оружия, сила, реакция, интеллект, все выражается не цифровыми показателями, а определениями, типа: "начинающий уровень", "средне". Поэтому и нет необходимости в них частенько заглядывать, наблюдая за тем, как постепенно растет то или иное умение.
Путешествуя по Британии, вы можете покупать оружие и другие предметы, в том числе и магические. Правда, единственный маг, который способен вам продать необходимые для заклинаний ингредиенты, исчез. Говорят, его похитили - придется с этим разбираться. Кстати, система заклинаний здесь весьма своеобразная, но о ней чуть позже.
Из оружия представлены мечи, топоры, сабли, топоры и луки. Также вы можете примерить и массу одежды и специальных доспехов. При этом сделано это довольно необычно - то есть вы одеваете не "куклу", а напяливаете рубашку, шлем или меч непосредственно на самого Avatar'a. Если она ему подойдет, то он в нее и облачится. Правда, оружие можно менять, просто ткнув на него в своем "поясе" для предметов. Помимо этого пояса, есть еще и специальный ранец, в который входит в несколько раз больше предметов и вещей.
Все наиболее важные части из разговоров записываются в специальный журнал, поэтому если вы что-то пропустили или забыли, просто почитайте записи или посетите Lord'а British'а в поисках свежей информации. Также постоянно говорите со всеми встречными и поперечными - в игре предусмотрено просто огромное количество строк в диалогах, так что всегда можно выведать что-нибудь новенькое.
В игре присутствует большое количество всевозможных механизмов, двигающихся плит, рычагов и кнопок. Причем некоторые из них связаны с магией. Так, иногда нужно потушить свечи или подуть на плиту, чтобы она открылась. А иногда просто выстрелить в специальную "мишень" из лука.
У вас с самого начала есть магическая книга, в которой записаны все заклинания, вот только пользоваться ими можно, только когда они там "проявятся". А для этого необходимо собрать необходимое количество ингредиентов, для каждого заклинания они свои (скажем: чеснок, зола, паутина, специальный корень, черный жемчуг). Все это нужно высыпать на пентаграмму, которые встречаются в разных гробницах и городах. После этого зажечь свечи в углах звезды и использовать необходимый scroll. По-моему, несколько замутненный процесс получился, особенно учитывая тот факт, что без заклинаний невозможно пройти в некоторые области - стоит на дороге, например, огнедышащий дракон и никого близко к себе не подпускает.
К тому же разработчики сотворили специальный словарь магических слов и выражений, и только с его помощью можно разобраться, что же именно за заклинание вы собрались использовать. Выглядит это приблизительно так: "Vas Flam Hur" - это будет "Great Flame Wind", а "Bet Ort Quas" - это ни что иное, как "Small Magic Illusion". Короче, сама засекреченность получается.
Все заклинания разбиты на 8 уровней (нулевой - с самыми простыми) по 3-4 в каждом, и их набор довольно стандартен. Это и огненные шары, заморозка, лечение, каменные атаки, атаки молниями, всевозможные магические барьеры, туман и все в том же духе. Так что главное - это найти продавца ингредиентов, потом scroll, затем пентаграмму, потом круто поколдовать - и останется только найти подопытную крысу (здесь они размером с лошадь) и применить новые навыки на практике.
Из монстров вам будут надоедать порядка нескольких десятков разновидностей. Перечислю лишь некоторых из них: гоблины, драконы, пауки, гаргульи, призраки, зомби, скелеты, крысы, летучие мыши, морские демоны... Все они обладают различными атакующими свойствами и тактиками, некоторые любят пользоваться магией. У некоторых же стоит защита от некоторых магических заклинаний, поэтому одолеть их будет весьма непросто. Помимо натуральных монстров по дорогам разгуливают бандиты и злые волшебники. С последними воевать, ясное дело, гораздо сложнее.
В помощь к себе вы можете брать и некоторых бойцов. Во время ваших странствий вам встретятся и некоторые из прежних друзей - Iolo, Shamino. Правда, на этот раз Iolo встал на другую сторону и принял правила игры "темных сил".
Разработчики позволят вам также окунуться и в прошлое - вспомнить былые победы в минувших сериях. Специально для этого создан музей, в котором собраны некоторые артефакты и оружие, которые сыграли решающую роль в предыдущих путешествиях Avatar'a.
Сетевой режим здесь не предусмотрен, разработчики говорят, что для этого существует Ultima Online, вторую часть которой, кстати, собираются ваять на этом движке. Звуковое оформление выполнено на самом высочайшем уровне и только добавляет массу положительных эмоций от игрового процесса. Игровые темы проработаны очень качественно, прямо-таки, саундтреки из хороших фильмов.
Ultima IX - это свой, особый мир, который можно полюбить сразу, окончательно и бесповоротно. Изумительная графика, продуманный сюжет, тысячи всевозможных предметов, которые можно использовать, сотни монстров, десятки NPC - все это создает единое целое, и в итоге получается одна из лучших RPG на сегодняшний момент. Недаром разработчики так долго создавали последнюю игру из серии Ultima. Финальный аккорд получился весьма громогласным и запоминающимся. Так что все поклонники RPG в очередной раз попали под удивительное обаяние Ultima, к сожалению, в последний раз. Хотя, сдается мне, что хотя разработчики и трубят повсюду что это - финал всей серии, но что-то подсказывает, что приключения Avatar'a на этом не закончатся...