В прошлом своем обзоре я знакомил Вас с попыткой компании Microsoft потеснить признанного лидера спортивной индустрии - компанию EA Sports. Сегодняшняя статья вполне может считаться продолжением той темы во всех отношениях: во-первых, речь пойдет об очередном баскетбольном симуляторе, во-вторых, на сей раз на лидерство в этом жанре попыталась покуситься компания Fox Sports, спортивное подразделение легендарной XXI Century Fox. Отметим сразу, что у нее это получилось в целом еще менее удачно, нежели у Microsoft, хотя отдельные моменты приятно порадовали.
Начнем с предоставляемых возможностей, благо с графикой худо-бедно уже все приличные фирмы разобрались, и ожидать там полного провала не приходится. Итак, классические игровые режимы на месте, от режима тренировки до серии play-off, причем Radical Entertainment не постеснялась позаимствовать у EA Sports более чем удачную идею асфальтовой площадки. Где еще можно освоиться с управлением и познакомиться с возможностями игроков, как не вдали от мирской суеты? Правда, зачем было разрисовывать центральный круг логотипом издателя? Видимо, чтобы и издателю было приятно, да и игрок не забывал, кто его облагодетельствовал.
Менюшки удивили явной скудностью. Если с избранной цветовой палитрой еще можно с трудом мириться (скажите, Вам нравятся белые буквы на желтом фоне?), то отсутствие каких-либо декоративных элементов уже насторожило. Ведь и лицензия NBA была у разработчиков, позволяющая использовать всю символику лиги. Нет, конечно, я согласен с тем, что все красоты оказывают влияние на скорость загрузки, но хочется, чтобы и глаз порадовался.
Зато с точки зрения информативности претензий не возникло... поначалу. Да, бесспорно, интересные факты из жизни баскетбольных звезд очень к месту (например, я с удивлением узнал, что Коби Брайанта назвали в честь некоего мясного блюда (kobe), увиденного его родителями в меню одного из ресторанчиков, а Шакил О'Нил успел уже выпустить 5 рэп-альбомов), да и получить полные списки номеров, выведенных из обращения в каждой из команд лиги, было также занятно. Но вот во время сезона начались вопросы. Во-первых, по непонятной причине в статистике игроков напрочь отсутствуют усредненные за игру показатели. При этом они считаются и выводятся при просмотре лидеров по индивидуальным показателям, но тут меня поджидало второе "но": разработчики посчитали достаточным ограничиться выводом лучшей десятки... Здесь-то что им мешало?
Конечно, можно попытаться что-то списать на неопытность программистов, сделать скидку на их первый продукт, но ведь компания Fox далеко не новичок на рынке баскетбола, и масса зрителей выбирает телетрансляции от Fox Sports. Жутко звучит для российского зрителя, который сейчас перед каждым очередным футбольным-то матчем гадает, купят или не купят? А про баскетбол лучше и не вспоминать: только Евролига, только домашние матчи и исключительно поздним вечером следующего дня, в качестве видеоиллюстрации к утреннему "Спорт-экспрессу". Жуть..., давайте побыстрее вернемся на сверкающие всеми огнями арены NBA, тем более что в показе матча проблем не намечалось.
Прелюдия к матчу действительно впечатляет: цветные прожекторы взрывают темноту зала, логотипы команды хозяев барражируют над паркетом, и все это сопровождается рождественским фейерверком. В общем, праздник, который всегда с тобой. После короткой разминки (еще одна приятная новинка) идет представление стартовых пятерок команд, и игроки, улыбаясь поперек себя шире всем собравшимся и телекамерам в особенности, выбегают на площадку... Восторг, к сожалению, быстро сменился недоумением: голливудская улыбка наотрез отказалась сходить с лиц игроков. Вы можете себе представить сияющего Адмирала Робинсона, которого только что снес под кольцом Шак, заталкивая мяч в сетку вместе с его руками?
Кстати, на Шака вблизи лучше тоже не смотреть, особенно сбоку, потом ночью будут преследовать кошмары. Исключительно из соображений гуманности я сразу же прибил этот screenshot, впредь стараясь более удачно подбирать ракурсы. Но и это не всегда спасало. Благодаря репортажам Гомельских, я стал обращать внимание на мощные плечи и рельефное сложение игроков NBA, но зачем же было лепить поголовно из них нечто среднее между античными богами и Терминатором? Бесспорно, игроки на площадке легко узнаваемы и по росту, и по номерам на майках, да и лица у большинства все-таки получились более-менее прилично (если не считать идиотских улыбок), но Стив Керр и Реджи Миллер выглядят за счет этого просто карикатурно.
При этом все остальное действо смотрится вполне пристойно: ярко, красочно, с высоким уровнем детализации. Более того, в отличие от NBA Inside Drive 2000, имеется и анимационные вставки, заполняющие паузы. Их, конечно, совсем немного, но тем не менее. Камер вполне достаточно, причем все камеры имеют режим приближения/удаления, что можно расценивать как бесспорный плюс. Очень эффектно смотрятся повторы, причем как во время игры, так и во время перерывов, когда на электронном табло дают нарезку самых ярких, по мнению виртуального режиссера, моментов матча. Да, кстати, при этом движок не требует high-end компьютера для демонстрации всех своих возможностей.
Но это все наружная оболочка, а что у пациента внутри? Если попытаться сказать одним словом, получится "Ой!" Устойчивое желание поскорее покинуть игру уступало лишь служебному долгу. Я, конечно, понимаю, что Коби Брайант бегает быстрее О'Нила, но зрелище О-Нила, плетущегося к своему кольцу после очередного эффектного dunk'а со скоростью Ульяны Семеновой в лучшие годы - это перебор.
Да-с, в NBA Live он успевал иногда и быстрый отрыв поддержать, и именно тогда я сказал очередное спасибо обоим Гомельским - если центровой бежит в быстрый отрыв, его надо отблагодарить мячиком... а потом посмотреть на того самоубийцу, который подставится под 150 кг мышечной массы, на скорости взлетающей по направлению к кольцу. Нормальный центровой за счет веса и силы и в переполненной трехсекундной зоне должен сметать всех, а уж в разреженном пространстве...
Промаявшись как-то две четверти Гленом Райсом в бесплотных попытках поразить кольцо с трехочковой дистанции (причем, бросая и с сопротивлением и без), я полез под кольцо, охраняемое Twin Towers - Данканом и Робинсоном, и... не встретил там сопротивления. Сначала порезвилась моя передняя линия, испробовав весь арсенал бросков сверху (и это на максимальном уровне сложности!), а затем уже в дело пошли защитники. Я согласен, что в NBA Live блок-шотов было многовато, но и такой наглости там никто не позволяет.
С подборами дело обстоит, кстати, не лучше. Стоят себе игроки, ждут манны небесной, а там уж на кого бог пошлет, иногда выпрыгнет кто-то особо нетерпеливый. В приснопамятном матче малыш из "Сан-Антонио" Эвери Джонсон 8 подборов таким способом собрал.
Можно еще поговорить об отсутствии в целом ряде моментов элементарной тренерской мысли, когда на быстрый фол еще интеллекта хватает, а на то, чтобы держать мяч до конца четверти и атаковать в концовке уже никак. Конечно, то, что пасы через всю площадку проходят крайне редко, особенно у вас, замечательно, но на каждый подобный плюсик приходится по паре жирных минусов вроде отсутствия нормального обмена игроками, когда можно Гарнетта выменять у компьютера на Рика Фокса. То есть, класс игроков не оценивается при этом принципиально, хотя все характеристики имеются в наличии и соответствуют реальным.
В общем, у Fox Sports получился продукт, который в этом году в моем рейтинге баскетбольных симуляторов занимает почетное третье место... среди трех участников.