То, что мы так ждали - свершилось. Легендарное творение мастеров кровавых сражений, отцов игровой индустрии и колыбели дизайнерской мысли - компании id Software, проект Quake III: Arena увидела свет, свершив головокружительный прыжок к полкам многочисленных магазинов. Ловя сжатый морозный воздух, мне удалось отхватить заветную коробочку с мистическим трезубцем и посмотреть на то, что сегодня является фантастикой, а завтра станет реальностью, игру года, а, может быть, и столетия - Quake III: Arena.
История
Обычно разработчики из id создавали игру и уже потом, в последние 12 часов перед отправкой игры на золото садились за стол и за парой бутылок крепкого техасского пива придумывали небольшую историю. Видимо, так и случилось в этот раз, так как история Quake III: Arena такова:
Множество столетий назад Вандригары, самые великие из воинов построили Вечную Арену для своих мрачных целей. Никто не знал, что там происходит, лишь крики раненых и кровь доносились в вечном адском стоне. Множество любопытных пытались раскрыть страшную тайну, но никто не вернулся назад. Настал ваш черед и теперь от вас зависит, кто станет чемпионом из чемпионов, повелителем воинов и хранителем древнего артефакта. Но для Вандригаров сражения не просто соревнования, но и развлечения, поэтому пока сражающиеся прибывают на арене - они не могу погибнуть, оживая после каждой смерти. Тот, кто окажется более ловким и сильным, сможет одолеть сотни врагов - именно тот получит возможность сразиться с нынешним чемпионом, повелителем ужаса и великим бойцом Ксаеро. Вперед, и да прибудет с вами великая сила!
Интерфейс
Пойдя навстречу пожеланиям игроков, разработчики из id Software создали самый удобный интерфейс, используя активные наработки предыдущих частей игры. Все опции меню расположены в определенном логическом порядке, помогая играющему лучше сориентироваться в навороченных опциях. Перед началом обычной или сетевой игры вы можете выбрать одного из 32 персонажей, настроить их цветовую гамму и даже увеличить или уменьшить детализацию модели. В соседнем меню вам предлагают несколько десятков разнообразных прицелов, отличающихся не только внешним видом, но и рядом специальных функций. Настройки графики и звука просты как никогда, так как программа выбирает один из наиболее оптимальных режимов, наиболее подходящих характеристикам вашей системы.
Однопользовательский режим
Специально для тренировки, развлечения и привлечения дополнительных покупателей в Q3A есть специальный однопользовательский режим. Вам предлагают поучаствовать в сюжетной линии, которую я изложил выше, в сражениях c разнообразными по способностям и моделям поведения ботами. Сражения происходят до тех пор, пока один из участников соревнования (компьютер или вы) не наберет достаточное количество очков или, проще говоря, фрагов, которые начисляются за уничтожение противника. В случае вашей гибели от собственного снаряда или по глупости (упали в лаву) у вас вычитается одно очко из всех набранных.
Боты
Разработчикам из id Software удалось создать очень странных ботов. При первом рассмотрении кажется, что боты отвратительно конфигурированы, что они тупые, или, что еще хуже, абсолютно сырые. Так некоторые противники могут схватить пушку и пробежать мимо вас, другие просто стоят в углу и о чем-то думают, постреливая в воздух, третьи носятся по уровню, постоянно подпрыгивая и открывая беспорядочный огонь по всему, что встречают на своем пути, четвертые вообще бегают по основным точкам и планомерно собирают все оружие и боеприпасы. Но по мере прохождения игры и проведения все большего количества боев начинаешь постепенно осознавать, что компьютер пытается эмулировать поведение реального игрока, именно так себя ведет на поле боя большинство поклонников 3D action (подтверждение этому вы прочтете чуть ниже). Причем, компьютерные соперники обмениваются мнениями, печатают вполне правдоподобные сообщения и даже обижаются на ваши нечестные действия (если вы убьете их во время набора текста). Разработчики очень гордятся тем, что их боты бегают не по заранее проработанному маршруту, а по всему уровню в целом.
Оружие
Вооружение в Q3A представляет собой смесь из Doom 2, Quake и Quake 2. Здесь вы встретите railgun, двустволку, бензопилу, пулемет, ракетницу, молниемет и что-то наподобие BFG. Все оружие выполнено просто отлично и, что самое главное, переключается за долю секунды, что намного упрощает уничтожение противника и исключает дурацкие ситуации Quake 2, когда вас убивали при переключении с ракетницы на дробовик. Более сильные виды оружия имеют замедленную систему перезарядки, поэтому независимо от выбранного вами вида оружия, при достаточном умении и ловкости вы можете расправиться даже с очень сильным противником из обычного автомата. Все оружие представлено в виде пиктограмм, что на первый взгляд кажется очень необычным, но в то же время очень удобным. Переключение на подобранный тип оружия по умолчанию не радует, но существует возможность отключения этой функции в одном из пунктов основного меню.
Руны
Q3A предлагает огромное количество специальных предметов, улучшающих ваши способности - рун. Большинство из виденных мною рун встречались и в других продуктах id, но некоторые типа телепорта появились только в Q3A. Всеми обожаемый "озверин" теперь действует значительно дольше, позволяя вам набрать от 5 до 15 фрагов при должном умении и соответствующем уровне соперника. Очень неудобно, что руны также выполнены в виде пиктограмм, что серьезно ухудшает ориентировку в игровом процессе и превращает игру в сбор всего, что плохо лежит.
Уровни
На удивление, после ухода основных дизайнеров уровней, id Software удалось создать весьма симпатичные и интересные этапы. Уровни мобильны, легко запоминаются и являются абсолютным пособием для многочисленных любителей модификаций. Различающиеся по оформлению, начиная от готики и заканчивая техно-индастриал, уровни имеют ряд серьезных технических новаций, типа зеркал, порталов и прыгательных установок.
Многопользовательский режим
Мне удалось поучаствовать в обычном многопользовательском режиме с обычными американскими игроками и могу вам честно признаться, что никаких отличий от игры с ботами я практически не заметил, более того американцы ведут себя иногда намного глупее электронных противников.
Графика
Тут говорить практически нечего. Движок id Software - самый совершенный и технологически продвинутый из всех существующих на компьютерном игровом рынке. Кривые Бизье, реальные зеркала, трилинейная фильтрация, многослойные текстуры, реальные тени, динамичный туман, поддержка T&L и многое, многое другое. Красоты, которые предлагает Q3A невозможно описать не одним языком мира - это надо видеть, ощущать и пробовать на вкус.
Звук
Звуковое сопровождение Q3A очень реалистично. Вы слышите, где происходят сражения, шорох приближающихся шагов и реальные выстрелы. Кроме того, игра поддерживает популярный API Aureal 3D, но на данном этапе игра настолько тормозит с этим режимом, что существует лишь одна надежда на скорый выпуск патча или новых драйверов от Aureal. Отдельной похвалы заслуживает отличный саундтрек, весьма напоминающий творения Nine Inch Nails для Quake 1.
Выводы
Quake III: Arena - это реальный 100% хит, которого ждали с нетерпением сотни тысяч игроков по всему миру. И, судя по всему, совершенно не напрасно. Расширенная система настроек, великолепное графическое ядро, высочайший уровень искусственного интеллекта, а также отличный многопользовательский режим делают Quake III: Arena одним из самых интересных продуктов на игровом рынке.