Вышла ВЕЩЬ! И не беда, что она посвящена несовременным гонкам - даже наоборот. Историческая автоспортивная тема в последнее время в последнее время приобретает все большую популярность. Достаточно вспомнить Grand Prix Legends или Monaco Grand Prix, в которой "современная" часть (стандартная "Формула-1") сочеталась с возможностью прокатиться по трассе на ретро-автомобилях. Думается, фантазии на тему 30-50 годов, "героической эпохи" автоспорта, еще не раз появятся на прилавках компьютерных магазинов. Конечно, заманчиво противостоять на трассе Рудольфу Каррачиолле и Тацио Нуволари, Бернду Розмайеру и Манфреду фон Браухичу, Луиджи Фаджиоли и Хансу Штуку. Но в исторические автогонки с удовольствием будут играть и те, кто имена легендарных гонщиков той эпохи ни разу и не слышал. Почему?
Секрет привлекательности такого рода игр прост. Современные гонки отличаются серьезным развитием технологии, конструкторы давным-давно научились оперативно перенимать опыт друг у друга. В итоге машины похожи одна на другую, как внешне, так и по особенностям управления. Имитации таких гонок не дают возможности моделировать разнообразные нюансы управления той или иной машиной - современные формульные болиды похожи, разве что какие-то из них побыстрее, какие-то помедленнее, какие-то понадежнее, какие-то чаще ломаются.
В старину все было не так. Магистральные пути развития гоночной техники пока не были разведаны до конца. Что лучше - тяжелая машина с мощнейшим двигателем или легкая, но маневренная? Что эффективнее - приспособить к мотору турбонагнетатель или увеличить рабочий объем цилиндров? Эти и многие другие вопросы были для конструкторов 30-х годов актуальными.
В игре Spirit of Speed вы встретитесь с РАЗНЫМИ машинами. Машинами, которые различаются не только расцветкой и деталями внешнего вида, но и многими гораздо более существенными особенностями. На дворе 1937-й год. В сознании российского гражданина сочетание этих цифр рождает вполне определенные негативные ассоциации. Но, оказывается, этот же год был годом важных спортивных событий на автогоночных трассах. Собственно, 1937-й год выбран создателями игры Spirit of Speed достаточно условно. Расцвет предвоенных гонок пришелся на период с 1934 года (когда обозначилось основное противостояние марок: Mercedes - Auto Union - Alfa Romeo) по 1939 год (когда гонки закончились в связи с началом второй мировой войны). Вот в этот-то период и разворачивается действие, а что касается конкретно 1937-го года, то такая точная привязка событий создателями игры неточна. Они предлагают, например, в списке автомобилей для выбора Mercedes W124 и Auto Union D, которые были сконструированы в соответствии с новыми техническими требованиями, введенными лишь в 1938 году.
Естественно, это наиболее совершенные машины и по совокупности качеств они предпочтительнее для того, чтобы побеждать в чемпионате. Но буквально каждый автомобиль имеет положительные стороны, которые при надлежащем умении можно использовать. В том, что машины разных лет стартуют в одних и тех же гонках, никакой ошибки нет - в те времена машины десятилетней давности вполне могли стартовать вместе с современными. К машинам мы еще вернемся, а пока - о предлагаемых трассах, которые не имеют ничего общего с нынешними автодромами.
Avus - Германия, 19,168 км. В аннотации почему-то названа высокоскоростным овалом. На самом деле это просто кусок автобана под Берлином с двусторонним движением, закольцованный с помощью двух поворотов. По сути дела представляет собой две прямых - "туда" и "обратно". Поэтому гонщикам на машинах со слабыми моторами здесь ловить нечего - все равно догонят и обгонят на длиннющих прямиках. На этой трассе, чуть измененной, проводились соревнования практически до настоящего дня (не "Формула-1", конечно, а кузовные гонки). Так вот в повороте на 180 градусов после старта обязательно возникал затор...
Brooklands - Англия, 4,4 км. Овал американского типа, который расположен, как ни странно, в Великобритании - но до войны в Европе было немало трасс подобного типа. Особенностью Бруклендса является то, что старт-финишная прямая здесь расположена внутри овала. Соответственно, по ней можно срезать дистанцию! Серьезного выигрыша во времени не получается, но обогнать одного-другого соперника таким хитрым способом можно попробовать. Важно только осторожно выезжать на основную трассу - ваши более честные соперники вылетают с виража на предельной скорости, и можно получить удар в бок. Повреждений машин в игре нет, но, развернувшись, теряешь много времени.
Donington - Англия, 5 км. Автодром, который сохранился и по сей день, и, более того, претендует на то, чтобы через несколько лет Гран-При Великобритании переехал сюда с Сильверстоуна. Конечно, современный Донингтон мало напоминает тот, что в игре - провинциальный автодром, представляющий собой дорогу не очень хорошего качества с травяными обочинами, огороженную деревянным штакетником.
Montana - США, 2 км. Романтический короткий овал среди гор. Вроде бы трек интересен, он сложной формы, левый вираж сменяется правым, как в трассе для бобслея. На деле же здесь ездить довольно скучно. Во-первых, круг слишком мал, во-вторых, компьютерные гонщики тут слишком осторожничают, и при разумной доле риска в езде победить не составит особого труда.
Montlhery - Франция, 12,48 км. Идиллическая гонка по сельским дорогам. Заключительная часть проходит по небольшому автодрому, полтрека которого надо проехать, прежде чем попадешь на финиш.
Monza - Италия, 6,96 км. Знаменитая трасса в Монце и сейчас "в обойме" чемпионата мира. Правда, первоначально здесь был построен овальный трек с очень крутыми виражами, а сейчас Гран-При проходит на плоской трассе более сложной формы. И тогда, и сейчас это была трасса высокоскоростная.
В данном случае перед нами некий гибрид, на котором особенно не разгонишься. Гонщики проезжают большую часть современной трассы и половину исторического овала постройки 1922 года. На их пути также встают неприятные ретардеры (барьеры на траектории), которые надо, сбрасывая скорость, объезжать. Присутствуют и повороты под прямым углом.
Pau - Франция, 2,75 км. Гонку в Монако смотрели по телевизору? Тут приблизительно то же самое. Спортсмены Формулы-3000 до последнего времени проводили гонку в По, считая ее своим Монако. Городские улицы, дома, величественный собор неподалеку. Здесь есть возможность отклониться от дистанции гонки и немного поездить по городу - к примеру, объехать вокруг красивой клумбы. Правда, это приведет к заметному отставанию от соперников...
Roosevelt - США, 6,3 км. Очень интересная трасса. Все в 30-е годы было не так, как сейчас - и европейские овалы, и, наоборот, американские трассы, напоминающие современные для "Формулы-1". Эта - построена во внутренней части огромного овального трека, один из профилированных виражей которого входит в состав трассы, его надо преодолеть перед самым финишем. Прочие повороты коварны: они абсолютно плоские, выглядят совершенно невинно, но на слишком большой скорости вписаться в них - шансов нет.
Tripoli - Ливия, 13,02 км. Да-да, и на Африканском континенте проходили гонки, причем трасса в Триполи считалась одной из интереснейших. Игра даст возможность убедиться в том, что не без основания. Круг длинный и разнообразный: скоростные повороты, длинные почти прямые участки, пустынно-горные пейзажи... А вдобавок к этому - еще кусок трассы проложен по городским улицам, там есть такая интереснейшая связка поворотов, которую проскочить можно, почти не снижая скорости, если правильно выбрать траекторию. То есть проскочить можно теоретически, практически же машина чаще всего стукается о стену.
К сожалению, в игре отсутствует легендарный трек в Индианаполисе, на котором в довоенное время самозабвенно рубились американские и европейские гонщики. Но и без того есть, где поездить. Хочется думать, что появится update с Индианаполисом, Монако, старым Нюрбургрингом и другими знаменитыми трассами.
Теперь перейдем к тому, на чем, собственно, ездить. Как я уже сказал, лучшим выбором будут немецкие "Мерседесы" и "Ауто-Юнионы". Это наиболее совершенные создания предвоенной эпохи.
В игре - по две машины каждой марки. Серебристые обтекаемые сигары, из которых фигура гонщика уже не торчит, как гвоздь, создавая излишнее лобовое сопротивление. Разница в том, что у "Мерседесов", как было принято в ту эпоху, двигатель находится впереди, а у "Ауто-Юнионов" - как на современных гоночных болидах сзади. Mercedes 125 и Auto Union C построены по более свободным техническим требованиям, действовавшим до 1938 года. Авторы игры честно предупреждают, что Auto Union C сложен в управлении, но зато мощность мотора стоит того, чтобы выбрать эту машину. Mercedes 154 и Auto Union D - создания той эпохи, когда объем двигателей был ограничен 4,5 литрами без наддува или 3 литрами с компрессором. Немецкие конструкторы предпочли моторы с компрессором. Их машины универсальны и могут победить на любой трассе.
А вот, выбирая Bugatti 35B для старта гонки на автодроме Avus, следует смириться с тем, что приедешь последним, как не старайся. Слабенький моторчик в 120 л.с. не в состоянии обеспечить высокую скорость машине весом 750 кг (у Mercedes 125 при том же весе мотор выдает 646 л.с.!). зато он бодро раскручивается на старте, позволяя опередить всех, даже стартуя с последнего места. А дальше тебя начинают обгонять. Avus с его огромными прямыми уехать от соперников надежды не дает, а вот в По шансы сохранить свое место есть. Впрочем, есть и более мощная модель Bugatti 59, в которой на месте механика (когда гонки стали более короткими, надобность в нем отпала) расположен дополнительный бензобак.
А вот Napier Railton по характеру противоположен Bugatti 35B. У него - безнаддувный двигатель объемом аж 24 литра! Коробка передач имеет всего три ступени... Естественно, обороты он набирает очень медленно. Низкий гул двигателя внушает невольное уважение, но на старте огромная "торпеда" весом в тонну отпускает соперников вперед. Зато уж когда раскочегарится, спуску никому не даст.
В игре есть и три машины Alfa Romeo, в том числе модель P3 - первый классический одноместный гоночный "монопост" с восьмицилиндровым мотором мощностью 265 л.с. Но самая интересная "Альфа" - двухмоторный монстр Bimotore, укомплектованный двумя моторами по 270 л.с. Если у вас хватит умения управляться с этой довольно нервной в критических режимах машиной, то победа обеспечена - она развивает 330 км/ч, больше, чем любая другая машина в игре.
Есть и другие машины, в том числе американские - в общем, удовольствие играющему обеспечено. А что касается таких необходимых составляющих игры, как графика, звук, реализм управления? Все на уровне. По традиции, автомобильный симулятор - требовательная штука в смысле "железа". Но на современном компьютере с хорошим видеоакселератором вы увидите и полупрозрачные дымы из-под колес, и отражение окружающей обстановки на полированных корпусах автомобилей. Отлично прорисованы кокпиты машин, причем, естественно, у каждого автомобиля он строго индивидуален. Реализм управления тоже хорош. Конечно, на самом деле мне неизвестно, как вели себя на трассе довоенные гоночные автомобили. Но по логике, высокие заднеприводные машины с мощным мотором и узкими колесами должны вести себя так, как ведут в игре. Там, где современный гоночный болид на повороте начинает чуть поскрипывать широченными шинами, сигнализируя гонщику о возможном заносе, машина 30-х годов то и дело норовит сорваться с траектории - задняя часть ее срывается в занос, потом сцепные свойства шин ее все-таки останавливают, если не сбросить скорость, такое повторяется несколько раз. На асфальте остаются прерывистые следы ведущих колес... Как можно судить по немногочисленным кадрам старой кинохроники, подобная манера прохождения поворота была для тех времен характерна.
В числе прочих достоинств игры можно отметить вступительный ролик, сделанный на основе старых кинокадров, но в технике рисованного мультфильма. Очень стильное зрелище!
В общем, любой поклонник автогонок должен немедленно отложить все дела и помчаться покупать Spirit of Speed - игра того стоит!