Наконец-то компания Zombie, совершившая революцию в игровом компьютерном мире пару лет назад, создав новый жанр, выпускает продолжение своей суперхитовой игры Spec Ops: Rangers Leads the Way. У второй игры название говорит само за себя - Spec Ops II: U.S. Army Green Berets. Как вы уже догадались, на этот раз вы выступаете в роли зеленого берета, солдата спецподразделения армии США. В помощь себе вы можете набрать до четырех добровольцев. Кстати, видимо, в память о первом Spec Ops разработчики сделали также и немало миссий, рассчитанных только на двух человек.
Графика теперь стала еще красочнее, увеличилось количество полигонов, добавилось много новых световых эффектов. Так что теперь Spec Ops 2 вполне может конкурировать и с Hidden & Dangerous, и с Delta Force 2.
Для тех, кто только пытается освоить жанр тактических симуляторов спецподразделений, разработчики специально создали тренировочные миссии, в которых вы научитесь преодолевать препятствия, лазить по веревочным лестницам, освоите стрельбу по исчезающим мишеням и даже будет небольшой урок в гранатометании. Это когда нужно бродить по лабиринту из старых покрышек, где то и дело натыкаешься на затаившихся противников. Если же выбежать и расстреливать их в упор, то шансов выжить практически никаких. Поэтому и приходится рассчитывать угол, по которому нужно метать гранату, чтобы от негодяя остались только жалкие ошметки.
Все миссии в Spec Ops 2 поделены на 6 разделов по названиям территорий, где и происходят все означенные события. Это Антарктика, Северная Корея, Пакистан, Таиланд и Германия. Всего миссий - 30, и все они требуют различного к себе подхода. Причем разработчики не стали жадничать и дали возможность выбрать абсолютно любую из предложенных миссий, невзирая на сценарий или уровень сложности. Среди них есть, как относительно короткие (нужно совершить только одну операцию, например, доставить данные в место назначения), так и весьма продолжительные, где требуется освободить заложников, ликвидировать террористов, не дать противникам проникнуть на территорию базы. Также есть миссии и на время, где за несколько минут нужно найти выход или ожидающий вас транспорт.
В каждой зоне все миссии выстроены в логическом порядке, начиная от поиска туннелей или подступов к базе противника, выполнения задания, будь то уничтожение ракетных установок, спутниковых или компьютерных станций, освобождения заложников, обезвреживания взрывного устройства и заканчивая запланированным отходом. Нужно эвакуироваться с места диверсии на машине, вертолете и даже подводной лодке. Во время миссий особо не увлекайтесь расстрелом мирных жителей, поскольку после нескольких таких "бессмысленных" убийств задание считается проваленным. Отслеживать выполнение задания и получать новые инструкции нужно, как и прежде, по радио.
Кстати, передвигаясь по территории противника, старайтесь по возможности избегать передвижения по дорогам и тропинкам, так как большинство из них заминированы. Вы даже опомниться не успеете, как лишитесь одного или сразу нескольких членов своей команды. Но в эту игру можно играть и вдвоем: вы также способны минировать дороги и пути, по которым вас может преследовать противник.
Разработчики, с одной стороны, совершено разумно не стали особо задерживаться на процессе планирования миссии. С другой же точки зрения, впоследствии это может повлечь за собой определенные трудности.
Так, например, вам не нужно определять точки маршрута, пути передвижения и т.д. Сразу после прочтения короткого брифинга Вы оказываетесь в гуще событий и начинаете поиски необходимых объектов. Для этого довольно удобно пользоваться специальной картой, правда, на ней абсолютно не наблюдается никаких обозначений. Поэтому после завершения задания и необходимости отправится в точку эвакуации можно битых полчаса искать, где же, черт возьми, это самое место?
Перед выполнением миссии вы должны отобрать солдат, специализирующихся в том направлении, в котором предстоит действовать. Если нужно что-то взорвать, то подойдет подрывник. Для уничтожения живой силы противника подойдут как снайпер, так и автоматчик или гранатометчик. Выбор ограничивается шестью специалистами в различных областях. После того, как выбор бойцов завершен, следует их вооружить. На легком уровне это происходит автоматически, правда, стандартный комплект далеко не всегда оказывается наиболее подходящим - как правило, не хватает мин и взрывчатки, поэтому лучше лишний раз все проверить и доукомплектовать их самостоятельно.
Выбор предметов ограничивается аптечками, взрывчаткой, дополнительными обоймами да несколькими видами гранат. Что касается вооружения, то здесь выбор более широк - аж из 19 по списку. Так что здесь отражены практически все известные и широко используемые в мире виды автоматического оружия, начиная от АК-47 и UZI с глушителем и заканчивая довольно экстравагантными и необычными моделями типа "Vector" или "Rocky".
Ваши противники обладают вполне приличным AI. Они способны вас преследовать, перебегать с места на место, прятаться, вызывать подмогу и обстреливать вас уже группами. Также они любят располагаться на высоких холмах, вышках и оттуда простреливать всю местность. Но, в то же время, у них есть огрехи, с которыми разработчики так и не справились. Например, подхожу я к краю высокого холма и наблюдаю внизу, прямо под собой, парочку суетящихся солдатиков. Они, конечно, меня заметили, вот только стрелять прямо вверх они еще не научились, отчего и являются довольно легкими мишенями. Надо сказать, что симулятор боевого диверсионного отряда - вещь пока еще необычная, особенно после Quake и Unreal, и ввязываться в честный и открытый бой я вам не советую. Все равно перевес сил окажется явно не на вашей стороне. Главное, как и у ниндзя, - незаметность, поэтому создавайте как можно меньше шума, издалека обозревайте местность в бинокль и снимайте противников из снайперской винтовки. Если попасть в голову, то одного выстрела вполне достаточно, если же вы попадете в ногу или туловище, то он может упасть и продолжать ползать, а может и... ойкнув, как ни в чем не бывало, продолжать нести свое боевое дежурство.
Мало того, что враг хитер и коварен, так вы еще и сами можете немного усложнить себе задачу, если в опциях поставите случайное появление дополнительных противников и выключить фиксацию уже имеющихся к определенным местам. Так, конечно, гораздо интереснее, но в то же время и намного сложнее, потому что предвидеть, откуда появится враг в следующий момент, уже невозможно.
Пули теперь не застревают в лесу, путаясь в кустах. Так что, заслышав громкую речь солдат противника в лесной чаще, можете смело пускать очередь из автомата в том направлении. Какая-нибудь из пуль точно достигнет цели, и чужая речь прервется на полуслове.
О графике я уже упоминал в начале статьи. Особенно эффектно смотрятся подлодка в заснеженных пустынях Антарктики и пусковые баллистические ракеты с ядерным оружием в Пакистане. Ландшафты меняются от заснеженных пустынь до тропических джунглей. Также вместе с ними меняется и цвет камуфляжа ваших бойцов. Причем, по непонятным причинам иногда все они будут в масках, а иногда их лица будут полностью открыты. Миссии есть как дневные, так и ночные, также присутствует и масса различных погодных условий, таких как дождь и снег.
Очень приятно наблюдать ночью за световыми эффектами в виде прожекторов и многочисленных лампочек. Кстати, любую лампочку или фонарь спокойно можно разбить, и тогда на этом участке заметно потемнеет. Все солдаты отбрасывают тени с учетом реальных источников освещения. Так, если в туннеле вы окажетесь между двумя лампочками, то и теней у вас будет, как и положено, две. Взрывы от гранат смотрятся просто замечательно. Да и деревья или легкие постройки при этом разлетаются и оседают тоже довольно зрелищно. При этом на месте взрыва продолжает какое-то время гореть огонь, наступив в который можно обжечься и даже погибнуть.
На земле остаются следы, причем их оставляете как вы, так и солдаты противника. Именно по ним иногда довольно удобно ориентироваться и выслеживать часовых и патрульных. В стенах также остаются следы от пуль, а на землю падают гильзы. При попадании в противника вокруг него образуются кровавые брызги, правда, не такие красочные, как хотелось бы.
Иногда можно не только идти по пояс в воде, но и даже ползти в ней по-пластунски. При этом вся фигура бойца целиком скрывается под водой. Как разработчики объясняют такую странную способность к "подводной" жизни - непонятно.
Несомненно, общую напряженность и колорит играм придает звуковое оформление, и здесь оно как нельзя лучше подходит для этой цели. Все звуки выстрелов записывались с реального оружия, и поэтому автоматы при стрельбы издают звуки, соответствующие реальным прототипам. Взрывы от гранат и мин, звуки перестрелки, выкрики и топот потревоженных солдат противника - все это придает игре еще больший динамизм и остроту. А, передвигаясь в темноте по неизвестному лесу, вы услышите стрекот и треск многочисленных сверчков и цикад. И все это - в напряженной и затаившийся тишине, которая может взорваться пулеметной очередью в любой момент.
Каждый из ваших бойцов, вне зависимости от вооружения, способен смотреть в бинокль или пользоваться прибором ночного видения. Также у каждого есть фонарик, прикрепленный к автомату. Здесь наблюдается некоторый казус, так как если вы меняете автомат на нож, то фонарик продолжает светить. Выглядит это довольно комично: нож с фонариком. Но это еще что, вы где-нибудь видели ножик с лазерным прицелом? А здесь он есть! Мда... вечен путь к совершенству.
Командуя своим отрядом, вы можете в любой момент переключиться на другого бойца. Вид есть как "из глаз", так и "из-за спины", где как раз и можно оценить все старания дизайнеров, занимавшихся "motion capture". Бойцы бегают, приседают, швыряют гранаты натурально и естественно.
Что касается AI своих бойцов, то он у них заметно повысился. Им можно отдавать команды типа "за мной", "осмотритесь", "стоять" и менять их положение (стоя, пригнувшись или лежа). Можно и каждому в отдельности поставить свой стиль поведения. Например, охранять данную территорию или разрушать близлежащие объекты и уничтожать солдат противника, для этого только следует смотреть в указанном направлении и, вызвав всплывающее меню (правой кнопкой мыши), указать, кому из тройки что делать. Дав такую команду, вы и моргнуть не успеете, как вся ваша братия унесется в указанном направлении. И только звуки перестрелки и предсмертные крики будут свидетельствовать о том, что ваши подопечные где-то ввязались в бой местного значения. Для того чтобы вернуть всех их на место, нужно дать им команду "возвращение" из этого же меню.
Все это неплохо, вот только некоторое поведение бойцов своей команды иногда оставляет желать лучшего. И если отбегать от брошенной гранаты они еще догадываются, то найти оптимальный путь им уже не под силу. Поэтому они то и дело застревают, уткнувшись в очередной холм или стену (знакомый баг еще из первой игры), или вообще мрут, как мухи, падая с обрывов.
Но это все мелочи по сравнению с потрясающей играбельностью и действительным ощущением "реализма" происходящего. Вы как будто погружаетесь в атмосферу напряженной таинственности, где каждый неосторожный шорох или выстрел могут привести к непоправимым последствиям. Игра, на мой взгляд, хотя и ничего принципиально нового в себе не несет, тем не менее, является одной из лучших в этом жанре на сегодняшний день. Простота и понятность в настройках и управлении делает игровой процесс действительно увлекательным и захватывающим.
Есть и мультиплейер, и вы можете поиграть по сети или Интернету со своими товарищами. Здесь существует масса всевозможных режимов, включая и такие любимые в народе, как Capture the Flag, King of the Hill, Assassin.
Spec Ops 2 - это не еще один прорыв с революционными решениями, а просто классное развитие темы тактических симуляторов. Всем поклонникам жанра настоятельно рекомендую ознакомиться, игра действительно выполнена на высоком уровне и стоит того, чтобы к ней присмотрелись повнимательнее.