Почти через год после начала волны авиасимуляторов Второй мировой (напомню, что начали ее такие игры, как European Air War от Microprose и Microsoft Combat Flight Simulator от "понятно кого") свой вклад в общее дело внесла и компания Psygnosis. Казалось бы, следовало ожидать, что эта игра, вышедшая намного позже остальных, вберет в себя их опыт и станет чем-то особенно замечательным. Увы, на деле, должно быть, сказался недостаток собственного опыта - первый блин Psygnosis оказался комом.
Как обычно, вам предоставляется возможность сыграть за каждую из трех держав, сражавшихся на западном фронте - Германию, США и Великобританию. Соответственно вы можете пройти три кампании по 15 миссий каждая, привязанных к реальным историческим событиям на протяжении всей войны. Кампании строго линейные, в случае неуспеха (или гибели) миссию необходимо пройти заново, чтобы двигаться дальше. Каждая миссия предваряется документальным видеороликом (кстати, и в роликах, и в миссиях все голосовые сообщения идут на языке той страны, за которую вы играете - но, конечно, сопровождаются английскими субтитрами).
Вы можете выбрать уровень реализма модели и уровень сложности миссии (там и там - всего три градации, без более подробных настроек); однако сделать это можно лишь перед первым прохождением миссии, при повторном (после неудачи) вам приходится пользоваться прошлыми установками, что, конечно же, неудобно - если вы переоценили свои силы, то застрянете надолго.
Ваш самолет определяется сценарием; по ходу кампаний вам дадут полетать на каждом. В кампании, как и положено, предусмотрено присвоение званий и выдача наград отличившимся в бою. Кроме кампаний, вам предлагаются также с десяток одиночных миссий разных типов - эскорт, перехват истребителей и бомбардировщиков, дуэль между эскадрильями и отдельными самолетами, атака наземных и морских целей. (В "дуэлях" можно выбирать оппонента, в остальных случаях сюжет миссий строго фиксирован; однако вы в любом случае - в отличие от кампании - можете выбрать свой самолет, притом любой - т.е., к примеру, миссию за американцев можно пройти на германской машине).
Имеются также 4 обучающие миссии - взлет, следование за целью, ситуация "враг на хвосте" и посадка. Обучение сделано халтурно - мало того, что миссий мало, так они еще совершенно не учитывают тип самолета.
Всего игроку доступно 12 самолетов - по 4 на каждую страну. Для Великобритании это уже хорошо знакомые нам модели: истребители Supermarine Spitfire, Hawker Typhoon и Hawker Hurricane и двухмоторный истребитель-бомбардировщик De Havilland Mosquito. Для США к ставшей уже родной троице - P-51 Mustang, P-47 Thunderbolt и P-38 Lightning - добавился еще истребитель P-40 Kittyhawk/Tomahawk. И, наконец, к знакомым истребителям Люфтваффе - Me Bf-109, FW-190 и Me-262 - добавился наиболее экзотичный самолет - еще один Messerschmitt, 163 Komet, истребитель-перехватчик, единственный самолет войны, оснащенный ракетным двигателем.
Развивая максимальную скорость в 960 км/ч (для сравнения - двухмоторный турбореактивный Me-262 выжимал лишь 870 км/ч, а самый быстрый из винтовых самолетов - P-51 Mustang - чуть более 700 км/ч), Komet, однако, сжигал все топливо менее чем за 8 минут и имел, соответственно, эффективный радиус действия всего 40-50 км. Последними обстоятельствами недостатки этой машины не ограничивались; малейшая утечка топлива грозила взрывом, а посадка представляла большую сложность, так как шасси отстреливались при взлете. Впоследствии была изготовлена более совершенная модификация Me-163, имевшая нормальные шасси; но поучаствовать в реальных боевых действиях и даже поступить в массовое производство она уже не успела, так и оставшись в виде опытного образца. Так вот, сесть в игре на Me-163 мне так и не удалось (хотя вообще посадка на брюхо на других самолетах особой сложности не представляет; впрочем, Komet садился не на брюхо, а на специальные стойки, каковые в игре не просматриваются). Правда, для успешного прохождения миссии нет нужды садиться - получив вожделенную надпись насчет mission accomplished, можете смело жать Esc (кстати говоря, начинаются миссии тоже часто уже в воздухе). Я подозреваю, что посадка на Me-163 в рамках модели игры в принципе невозможна - в отличие от других машин, имеющих ровный снизу фюзеляж, этот самолет пузат, а потому норовит при касании клюнуть носом, что расценивается как авария.
Увы, это не единственный глюк физической модели. Совсем аркадной ее не назовешь, но проколы имеются просто вопиющие. Например - у авторов игры весьма своеобразные представления о том, как ведет себя самолет на низких скоростях. О том, что в этом случае он хуже управляется, они знают. О том, что теряет высоту при полете без большого крена, тоже. А вот ежели завалиться этак совсем набок, а то и вовсе устремить нос в зенит, самолет - при достаточной тяге двигателя - потеряет скорость до близкого к нулю значения и... так и будет лететь. Не проявляя ни малейшего желания не то что сорваться в штопор, но даже испытать обычный срыв потока и потерю высоты. Чудеса, да и только!
Дальше - взбираемся километров на 10 и на полной тяге двигателя устремляемся оттуда в пике. Стрелка спидометра, естественно, устремляется в красный сектор, вспарываемый воздух воет так, что бомбам впору взрываться от зависти. Что должно происходить дальше? Для начала - потеря управления. Встречный поток попросту прижимает управляющие поверхности, не давая им работать. Единственный выход в такой ситуации - во-первых, конечно, вырубить двигатель, а во-вторых - выпускать всякие закрылки и шасси, чтобы затормозить. Правда, при такой скорости их запросто может оторвать - и в игре, кстати, отрывает, тут нет претензий - но, когда земля мчится навстречу со скоростью под 900 км/ч, выбирать не приходится. Если затормозить не удалось, запросто может оторвать, к примеру, крыло. Ну а если каким-то чудом самолет все еще цел и даже управляем, и пилот пытается резко вывести его из пике, то под воздействием перегрузки этак в 12 - 14g летчик стекает по креслу, а самолет разваливается (естественно, я говорю о самолетах Второй мировой, не приспособленных к таким нагрузкам, как современные). Так вот, в игре ничего подобного не происходит. Можно выходить из вертикального пике над самой землей, и даже в глазах не темнеет.
Я уж не говорю о такой вещи, как крутящий момент пропеллера. Прежде, чем начать о нем не говорить, надо сказать пару слов об интерфейсе. Управлять можно клавиатурой и джойстиком. Джойстик по умолчанию выключен. Если его включить, то дублирующие его функции клавиатуры перестают работать. Причем игре наплевать, какой у вас джойстик и есть ли на нем все соответствующие кнопки и колечки - она будет опрашивать только их. Чтобы это обойти, надо в настройках удалить установки для, допустим, Analog Throttle и Analog Rudder - тогда даже с включенным джойстиком для этих параметров будет работать контроль с клавиатуры.
Так вот, возвращаясь к крутящему моменту. Когда джойстик выключен, самолет летит по воздуху в том положении, в котором вы его оставили. С нулевым боковым креном так с нулевым, с тридцатиградусным - так с тридцатиградусным. Как будто, так и надо (нет, я, конечно, не спорю, действительно было бы здорово, если бы самолеты так себя и вели - законы физики вообще крайне зловредная штука, давно пора их переписать под нужды народного хозяйства...) Если джойстик включить - поведение в воздухе становится заметно более реальным, но самолет - по крайней мере, у меня - стабильно кренится влево. Я сначала решил, что это крутящий момент, но когда обнаружил такое поведение у двухмоторных и реактивных, понял, что это, скорее всего, просто кривая работа с джойстиком (естественно, с точки зрения системы и других симуляторов он безукоризненно откалиброван, а собственной калибровки в игре нет).
Несколько хороших слов - за вычетом того, что говорилось о поведении в затяжном пике - можно сказать о повреждениях. Они детализированы - хотя далеко не настолько, как, скажем, в Microsoft Combat Flight Simulator, но все же у вас могут отдельно отстрелить крыло, пробить топливопровод, повредить закрылки и т.п. Как уже упоминалось, закрылки и шасси ломаются на высоких скоростях. Посадка достаточно реалистична и не прощает излишних небрежностей при касании.
Графика в игре производит, пожалуй, самое неоднозначное впечатление. С одной стороны - масса красивых световых эффектов, будь то огонь и взрывы (кстати, с разлетающимися осколками) или свет от естественных источника, очень неплохо смотрится небо (кстати, время суток меняется динамически, правда - очередной глюк - делает это и во время паузы), облака, дым, вполне пристойны сами самолеты и наземная техника, в городах рядами стоят дома (правда, видно это лишь с небольшого расстояния, и ряды очень уж ровные).
С другой стороны - имеются два недостатка, один очень большой, другой огромный. Очень большой - это рельеф. Такое полигональное убожество уместно было во времена EGA-мониторов. Огромный недостаток заключается в том, что движок чудовищно тормозной. То есть пока вы в воздухе в одиночестве или вдвоем, все нормально. Но стоит от обучающих миссий перейти к боевым, где в воздухе и на земле десятки динамических объектов...
Вы когда-нибудь в DOOM на 386SX25 играли? А по сети? Так вот это - еще хуже. Причем, обращаю ваше внимание - важно не присутствие кучи объектов на экране, а само их наличие. Даже если их вообще не видно. Уж не знаю, как надо извращаться, чтобы добиться такого результата. Правда, довольно сильно помогает, если вы отдадите игре все ресурсы машины. То бишь, закройте всякие screen saver'ы, Нортон Коммандеры и прочие безобидные программы, которые доселе не мешали ни одной игре, а если и мешали, то вы этого не чувствовали. Теперь почувствуете. Правда, если только у вас не очень крутой комп - тормозить все равно будет, хотя бы в некоторых местах, где техники побольше. При этом у вас практически отсутствуют возможности по настройке графических опций. Разрешение можно менять и качество облаков. Все остальное игра подгоняет сама, исходя из заданного ей значения минимально допустимого frame rate. Естественно, ни шиша она это "минимально допустимое" не соблюдает.
Вы будете смеяться, но это еще не все проколы авторов игры. Следующим недостатком, в порядке разнообразия, является излишний реализм. По части графики он касается кокпита, который опять-таки виртуальный, то бишь приборы видно плохо, а если лететь против солнца (даже если оно не слепит, а просто не падает на приборную панель) - не видно практически совсем. В сочетании с ужасным качеством рельефа, в землю можно врезаться только так - высоту нельзя нормально оценить ни на глаз, ни по приборам. Но это все мелочи.
Главная "прелесть" реализма - в отсутствии какого-либо целеуказания. То есть игра не предоставляет вам никаких средств для выбора, идентификации и отслеживания цели. Вы должны отыскать ее на небе сами, подлететь к ней вплотную, дабы убедиться, что это действительно враг, а не союзник, и тогда уж можно атаковать. Да, я понимаю, что настоящие летчики Второй мировой так и делали. Но они видели далекий самолет как маленький, но самолет, а не как бесформенную кучку черных пикселей. И для того чтобы повернуть голову, им не надо было рукой тормошить мышку. Не говоря уже о том, что у них ничего не тормозило и не двигалось рывками. Опять-таки, радиосвязь у них состояла не из нескольких команд типа "все в строй - все в атаку - помогите!"; они могли спросить у ведомого - "Эй, Джон, что это за хрен болтается на 9 часах сверху? Случайно не из наших?" - и услышать в ответ на чистом немецком: "Сам ты хрен, американише швайне!", что, понятно, существенно проясняло обстановку.
В общем, подводя итоги - свои плюсы у Nations есть. Но на каждый приходится по жирному минусу. Так что из всех симуляторов Второй мировой эта игра единственная не войдет в мою личную коллекцию.