Докопаться до сути "Там живут несчастные люди-дикари,
на лицо ужасные, добрые внутри..."
"Бриллиантовая рука"
Основная особенность большинства российских игровых разработок заключается в том, что наши игры почти всегда более оригинальные и насыщены большим количеством свежих идей, чем их зарубежные аналоги. Но, к сожалению, их визуальная реализация очень часто сильно отстает от требований предъявляемых современностью.
Конечно, фанатично преданный жанру игрок будет искать именно идеи, "невзирая на лица", как говорят. Но большинство потребителей игровой продукции все-таки сначала смотрят на красивую упаковку, а уже только потом на содержание.
Не смогла избежать этой болезни и новая российская игра "Орда: Северный ветер", созданная командой разработчиков из Нижнего Тагила, 7 BitsLab и выпущенная совсем недавно компанией "Бука".
Игра принадлежит к весьма распространенному сейчас жанру RTS. И как по сюжету, так и по своей сути является весьма и весьма интересной. Но, к моему великому сожалению, ее графическая реализация очень далека от современных стандартов.
Если бы она появилась во времена WarCraft'а 2 (т.е. 2-3 года назад), то она вполне могла бы реально конкурировать с корифеями жанра того времени. Но, увы. На дворе уже конец XX века, а у нас все та же "одна пара валенок на двоих". В эпоху StarCraft и Tiberian Sun такое невнимание к внешней стороне процесса просто непозволительно.
Не подумайте, что графика совсем уж плоха, отнюдь нет. Но запоминающейся или хотя бы оригинальной ее назвать весьма трудно. В палитре преобладают зеленовато-бежевые тона, и вся местность, здания и сами воины смотрятся однообразнее, нежели хотелось бы. А ведь игра обладает былинно-мистическим сюжетом, и вполне могла бы предстать перед нами в более навороченном имидже.
Ну, да ладно. Давайте на время отвлечемся от внешней стороны дела и заглянем вглубь...
Для начала обращает на себя внимание интересный сюжет, построенный на мотивах русского фольклора. Вам во главе своего немногочисленного в начале игры народа предстоит завоевывать таинственные земли Семиречья, по преданиям населенные злыми колдунами, могущественными друидами и множеством всякой другой нечисти. Но, естественно, не жажда приключений влечет Вас в эти дикие земли.
Несметные богатства скрывает в себе Семиречье, а постоянного хозяина так и не имеет. Тот, кто сможет покорить этот дикий край, покроет свое имя славой, а себя одарит несметными богатствами.
Но земли Семиречья весьма враждебно настроены к непрошеным гостям, как и рассказывают о них легенды. Здесь Вам придется встретить не только местных хранителей древностей, но и подвергнуться сильнейшим атакам кочевых племен, весьма и весьма многочисленных.
Начинается все, как обычно, с заложения прочной экономической базы, т.е. с постройки обороноспособного и приносящего стабильный доход поселения. Ресурсов в игре всего три: лес, который можно просто рубить, а также железо и золото, которое нужно добывать в шахтах.
Но, кроме стандартного для таких игр Resource Management'а, в игре присутствует еще и упрощенная экономическая модель. Ваши поселенцы ежемесячно платят дань ресурсами в городскую казну. Единственной стабильной статьей расходов в Вашем балансе становится оплата услуг ополчения, а остальными материалами Вы вольны распоряжаться по собственному усмотрению. Таким образом, постройка достаточно большого поселения обеспечит Вас не только живой силой, но и значительно укрепит Вашу матчасть.
Естественно, что в процессе разведки окружающей территории Вы обязательно столкнетесь с другими искателями приключений или кочевниками. Настоятельно не рекомендую Вам сразу вступать с ними в открытую конфронтацию. Лучше заключите с ними перемирие или даже "сдайтесь в плен", повесив на свои плечи выплату дани. Пока Ваше поселение не станет достаточно укреплено, лучше войну не начинать, иначе конец ее будет очень скор и отнюдь не в Вашу пользу. Семиречье не терпит слабых.
Для решения вопросов во взаимоотношениях с другими народами в игре предусмотрен специальный раздел "Дипломатия". Так что не только огнем и мечом сможете Вы прокладывать свой путь к победе.
Количество зданий, которые Вы сможете возводить на территории своего поселения весьма невелико (их около 10). Но зато вполне ясно, для чего какая постройка предназначена. Особое внимание Вам придется уделять оборонительным сооружениям, т.к. правильно расположенные заборы, волчьи ямы и сторожевые башни могут буквально спасти Ваш город при внезапной атаке кочевых племен.
Не совсем удачно реализована в игре система исследований. После постройки соответствующего здания (Лаборатории) Вы сможете ассигновать некоторое количество денег и людских ресурсов на работы в ней. Но мне так и не удалось понять, какого же новшества мне стоит следующим ожидать от новоиспеченных алхимиков, и в какие сроки.
Но, настала пора упомянуть о самой, наверное, интересной черте игры "Орды". В отличие от всех своих собратьев, Ваш прогресс в Семиречье не разбит на отдельные миссии, а представляет собой непрерывное развитие. Нет, правда, вся карта поделена на 9 отдельных регионов, в каждом из которых Вы можете обосновать свои поселения, но при этом игра вовсе не заставляет Вас победить всех и вся. Вам нужно всего-навсего добраться до так называемого Драконьего края и основать там свой городок. Как Вы будете действовать - дело Ваше.
Кроме битв игра включает в себя некоторое количество Quest'ов, выполнение которых принесет Вам расположение местных племен или просто значительно пополнит казну. Естественно, есть у Вас и главный герой, он значительно сильнее остальных воинов и только он может разрешать различные сюжетные задачи и основывать новые поселения. Естественно, что в случае его гибели игра преждевременно заканчивается.
Такая постановка задач могла бы приблизить игру к жанру RPG, и сделать ее конкурентом "Аллодов", например. Если бы не одно "но"... Все боевые действия происходят в типичном RTS стиле, т.е. стенка на стенку. И хотя, формально бойцы имеют параметр опыта, количественное превосходство для победы является практически всегда обязательным.
К еще одной оригинальной находке авторов можно отнести режим игры Hot Seat, впервые реализованный в жанре RTS. Каждой из сторон позволяется играть в течение определенного времени, затем ход отдается противнику. Не знаю, имеет ли смысл такое нетривиальное решение в эпоху распространения компьютерных сетей, но поскольку игра работает под DOS и крайне непритязательна к аппаратуре, возможно, что у потенциальных игроков и нет сети (или хотя бы модема).
К реальным минусам игры я бы еще добавил систему Сохранения. Она реализована крайне странно. Игра сама сохраняет Ваш прогресс каждые 2 минуты на одно и то же место, что полностью лишает Вас возможности долговременного отката или исправления допущенных давно тактических ошибок. Практически игра идет полностью в "прямом эфире", без всякого права на ошибку.
Боюсь, что в связи со всем вышесказанным игровая жизнь "Орды" будет протекать только в узком кругу фанатиков, способных разглядеть оригинальность под любой личиной. А значит, многие ее весьма интересные черты могут попросту пропасть.
Остается надеяться, что, имея такие задатки, разработчики быстренько засядут за изготовление "Орды 2", которая должна стать достойным конкурентом как минимум WarCraft 3!