Как Вы думаете, какие ассоциации должны возникнуть в голове, если название новой игры, попавшей в мои руки, звучит просто - "Горький-17"? Ну, естественно, в начале кажется, что игра будет повествовать про юные годы известного русского писателя. Но практически следом за этим в мозгу начинают всплывать другие похожие словосочетания, знакомые еще с детства, например, Арзамас-16
Именно такое буквенно-цифровое имя в бывшем Советском Союзе получали полностью закрытые города, где располагались наиболее засекреченные объекты оборонно-промышленного комплекса. И именно в таком вот городе и происходит действие новой игры.
Что именно разрабатывали ученые этого городка, не нанесенного ни на одну карту страны, нам с вами и предстоит выяснить по ходу игры. Но уже с самого начала ясно, что, как это часто бывает, эксперимент явно вышел из-под контроля заинтересованных сторон...
Ну а в таких случаях за дело берутся военные. А у них приговор короткий - разбомбить все к чертовой матери. Сказано, сделано. Город Горький-17 был стерт с лица земли направленным бомбовым ударом. Для выяснения причин происшедшего в город (а точнее, в то, что от него осталось) направляются лучшие специалисты со всех стран мира. Но первая международная группа, работающая под эгидой НАТО, бесследно исчезает буквально через два часа после прибытия в город.
На ее поиски отправляются теперь уже лучшие наши специалисты, бойцы МЧС России. И именно за действиями этого отряда нам и предстоит наблюдать по ходу всей игры. Отряд, как и вся наша страна, весьма многонационален. Его составляют три опытных бойца: Николай Селиванов, Тарас Коврига (представитель хлебосольной Украины) и Юкка Хаахти (славный сын народов Прибалтики).
Теперь позволю себе сделать маленькое отступление. Одно из достоинств игры Горький-17 заключено не столько в том, что главными действующими лицами в ней являются наши соотечественники, а в том, что игра вышла полностью на русском языке. И это не простой перевод иностранного текста, а полная адаптация игры к нашим условиям. Все в ней, начиная от шуток и кончая характерными акцентами персонажей, близко и понятно сердцу любого русского игрока.
Ну, ладно. Вводную часть можно считать законченной. Перейдем теперь к самому процессу игры. Исходя из всего вышесказанного, может сложиться впечатление, что игра будет принадлежать к жанру Action, но на самом деле это не совсем так.
С одной стороны, игра предлагает нам очень интересную сюжетную линию, разматывать которую нам придется в чистом Adventure-стиле, т.е. общаясь с выжившими обитателями города, собирая предметы и используя их в ключевых местах.
С другой стороны, это типичный Turn-Based Squad Combat, где нашим героям предстоит сражаться с невообразимыми по виду монстрами, собирать оружие и боеприпасы, а также набираться боевого опыта. Одним словом, достойный продолжатель лучших традиций игры Incubation.
Именно грамотно совмещенные авторами пропорции этих двух ингредиентов позволяют приковать внимание играющего на долгие и долгие часы. А теперь давайте рассмотрим каждый компонент этого коктейля повнимательнее.
Начнем с сюжета. Город Горький-17 даже в полуразрушенном состоянии представляет собой мрачное и пугающее зрелище. Первое, на что натыкаются наши герои в порту, будут обезображенные трупы двоих членов группы НАТО. И практически следом за этим начинаются их стычки с различными обитателями "города ужасов".
Большинство из них настроены крайне враждебно, и встречи с такими противниками заканчиваются только боями. Но попадутся на пути наших героев и "союзники". Эти персонажи будут временно присоединяться к маленькому отряду МЧС и порой смогут оказать весьма ощутимую помощь в борьбе с врагом. Несколько приоткрывая завесу сюжетной тайны, скажу, что Вам удастся отыскать и одного из бойцов НАТО в еще вполне приемлемом состоянии. И она (а это окажется именно девушка, по имени Джоан Макфаден) окажется прекрасным доктором, способным значительно более эффективно использовать любые медикаменты.
Чем дальше отряд будет заходить в дебри злосчастного города, тем больше в голове его командира (да и Вашей тоже) будет крепнуть мысль о том, что вся эта операция слишком напоминает хитроумно спланированную кем-то ловушку, выход из которой им придется найти самим. "Спасение утопающих, дело рук самих утопающих" - вот достойный девиз для всей этой операции.
Но для того чтобы спастись, нашим героям надо найти ответы на целый ряд животрепещущих вопросов: "Кто заварил всю эту кашу? Зачем ему это понадобилось? И как все это остановить?" Все найденные героями ниточки прямо или косвенно связывают происшедшее в городе с некоей секретной лабораторией, путь к которой и предстоит нам вместе с ними проложить.
Ну вот, теперь настало самое время обсудить и то, как будут проходить столкновения наших героев с врагом, которых на пути к заветной лаборатории им встретиться очень много.
С самого начала авторы приковывают наше внимание тем, что практически в каждом бою перед нами предстает новый, еще более отвратительный и смертоносный обитатель Горького-17. Каждый монстр, кроме специфического внешнего вида, обладает еще и собственными повадками, атакующими возможностями, типом брони и иммунитетами (например, устойчивостью к огню или невосприимчивостью к ядам). Такое разнообразие видов дает авторам возможность поддерживать должное напряжение и разнообразие огневых поединков на протяжении всей игры.
Все бои протекают на достаточно ограниченных пространствах, геометрия которых строго согласуется с той обстановкой, где отряд напоролся на врага. В течение своего хода Вы можете переместить своего бойца на отведенное ему количество клеточек и один раз выстрелить или использовать предмет в его инвентаре.
Специфику проведению этих поединков придает строгая геометрическая ориентация при использовании разных видов оружия. Так, например, из пистолета можно стрелять в направлениях только под углом в 90 градусов, зато гранату можно кинуть практически куда угодно.
В начале меня сильно раздражала такая "дискретизация" в использовании оружия, но чем дальше я погружался в игру, тем более продуманной начинала она мне казаться. Такая система позволяет свести огневые поединки не к пустой пальбе, а практически к некоему шахматному этюду, где Ваши подопечные смогут становиться то конем, то слоном, а то и ферзем в зависимости от используемого ими оружия.
А различных видов оружия в игре авторы предусмотрели тоже предостаточно. Начинается все, естественно, с пистолетов, ружей и гранат, плавно продолжается огнеметами, напалмом и парализующими дротиками и кульминационно заканчивается ионными ружьями и азотными пушками.
Немаловажную роль играет, кстати, и простое оружие ближнего боя (ножи, топоры и бейсбольные биты). Иногда гораздо выгоднее с целью экономии боеприпасов, которых поначалу почти всегда не хватает, парализовать монстра, а затем просто забить его (в буквальном смысле этого слова).
Естественно, что в такой игре не могло обойтись без "системы опыта". Ваши бойцы становятся круче с каждой битвой, а их призовые очки за каждый новый уровень мастерства Вы сможете по своему усмотрению распределить среди следующих характеристик: здоровье, удача, меткость, контратака и выдержка.
Кроме улучшения "характеристик организма", есть смысл с самого начала провести внутреннюю специализацию Ваших бойцов на определенных видах вооружения, т.к. для каждого вида оружия есть собственная шкала классов владения. И, конечно же, чем выше уровень мастерства солдата, тем ближе к максимальным смогут быть цифры наносимого им врагу ущерба.
Но, в конечном счете, успех каждого боя больше зависит от Вашего мастерства как стратега и тактика, чем от применяемых видов вооружений. Авторами строго соблюден игровой баланс: чем мощнее оружие попадает в руки Ваших бойцов, тем сильнее и опасней становятся монстры.
Более того, особо экзотические виды оружия спрятаны авторами в местах, которые потребуют от Вас решения логических задач для доступа (например, найти код к сейфу или взорвать завал в тоннеле). А значит, при недостаточной доле мастерства Вы можете их и вовсе не получить. Но от этого игра не прекратится, просто Вам придется разыгрывать свой эндшпиль несколько другими фигурами!
Вот собственно и все, что можно рассказать о Горьком-17 на словах. Эта статья, к сожалению, не способна передать в полной мере атмосферу, царящую в игре. Но поверьте мне на слово, ее лихо закрученный сюжет, напряженные, частые поединки с врагами и загадочность всего происходящего не позволят Вам оторваться от экрана монитора до самого последнего момента.