Учиться летному делу настоящим образом!
YuN, перефразируя Ленина
О фирма Microsoft! Любил бы я тебя,
Когда бы ни размер, да тормоза, да глюки...
YuN, перефразируя Пушкина
Вот мы и дождались самого масштабного продукта в жанре гражданских авиасимуляторов - Microsoft Flight Simulator 2000. Сразу оговорюсь, что, несмотря на второй эпиграф, достоинства этой игры намного существенней недостатков, хотя последние и раздражают. Однако обо всем по порядку.
Игра, разумеется, имеет немало общего с двумя недавно вышедшими симуляторами - Fly! и Flight Unlimited 3. В частности, та же общая идеология - вы можете выбрать учебные миссии, обычные миссии или полет по собственному плану. Обычные миссии, правда, делятся на 2 категории - "приключения", где, как и в учебных миссиях, сюжет прописан до конца, есть задача, которую обязательно нужно выполнить для успешного завершения, предполетный брифинг и реплики по радио по ходу, и просто полеты по сценарию, которые задает вам начальные условия, а дальше вы можете делать, что хотите. Так же, как и в других играх, вы можете выбирать самолет, географическое положение, погоду (облачность, силу и направление ветра, температуру, осадки), а также настраивать уровень реализма. (В MFS2000, однако, все эти изменения можно производить в прямом смысле на лету.)
Но при этом детище Microsoft перекрывает конкурентов по масштабности. (Здесь следует сразу оговориться, что я рассматриваю наиболее полный вариант MFS2000 - Professional. Отличия этого варианта от "обычного" вы можете посмотреть в preview.) Судите сами: помимо возможности летать по всему миру, совершая посадки в 20000 аэропортах (что реализовано и во Fly!, правда, аэропортов там все же поменьше), нам предоставляют дюжину городов, имеющих отдельные трехмерные здания и другие достопримечательности (Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Лондон, Париж, Рим, Берлин, Токио и Гонконг) и, что самое главное, дюжину летательных аппаратов (10 самолетов, вертолет и планер). Конечно, объять необъятное у авторов все равно не получилось - нет, к примеру, ни одного гидроплана. И все же - такого разнообразия моделей нам доселе не предоставлял ни один гражданский симулятор.
Базовыми самолетами в игре являются самый простой - Cessna 182S и модификация с убирающимися шасси Cessna 182R RG. Эти машины чуть более сложны, чем их "старшие братья", знакомые нам по Fly! (Cessna 172) и Flight Unlimited (там этот самолет назван Trainer, хотя, по всей видимости, это тоже Cessna); в частности, как и на большинстве винтомоторных самолетов, тяга регулируется тремя, а не двумя ручками, т.е. дроссель и обороты пропеллера отдельно. На 182S проходится большинство учебных миссий, а на 182R - многие из обычных. Действительно, это на редкость простая, удобная и приятная машина, как для того, чтобы учиться летать, так и для неспешных воздушных прогулок с любованием видами (при условии, что виды расположены не слишком далеко друг от друга - впрочем, в игре есть как режим ускорения времени (до 64 раз и более), так возможность быстрого перемещения в любом направлении - slew mode).
Money Bravo - небольшой, довольно шустрый для своего класса и при этом способный совершать полеты на большое расстояние турбовинтовой самолет, уже знакомый нам по Flight Unlimited 3. В реальной жизни этому самолету противопоказано снижение с двигателем на холостом ходу, особенно при открытой створке капота (cowl flap - не путать с flaps - закрылками), так как турбина переохлаждается и глохнет; поэтому для снижения скорости используется воздушный тормоз. Однако в игре мне не удалось добиться подобных проблем с мотором.
Extra 300S - германский спортивный самолет, специально предназначенный для аэробатики. Будьте осторожны с его потрясающей маневренностью - одно движение штурвала может несколько раз прокрутить вас вокруг своей оси, этот самолет способен оборачиваться более чем на 400 градусов в секунду и выдерживает перегрузки до 10g (к сожалению, MFS2000, как и другие гражданские авиасимуляторы - в отличие от военных - не отслеживает состояние пилота во время такой перегрузки). Однако не все фигуры высшего пилотажа ему под силу - обратную петлю на нем сделать не получается. Extra 300S не имеет закрылок и является самолетом с хвостовой центровкой, что создает дополнительные трудности при приземлении. Шасси также не убираются. Впрочем, если у вас есть налет на самолетах Первой мировой, то такие условия посадки вам знакомы - разве что скорость тут побольше. Вообще сесть достаточно легко, даже на короткую полосу.
Раз уж мы заговорили о самолетах Первой мировой, то следующей упомянутой машиной будет британский Sopwith Camel, по мнению многих, лучший истребитель той поры (хотя мне гораздо больше нравится Spad XIII; просто Camel'ы раньше и больше участвовали в боевых действиях, поэтому и поставили рекорд по числу побед). Ностальгия по аэропланам Первой мировой, как вы помните, свойственна и авторам Flight Unlimited 3, выпустившим в виртуальные небеса не менее знаменитый Fokker Dr 1. Но если их триплан ведет себя в воздухе так, как и положено его реальному прототипу, то Camel от Microsoft не больше похож на настоящий Camel, чем Билл Гейтс - на Эдди Рикенбекера. Характернейшей особенностью Sopwith Camel является сильный крутящий момент, из-за которого самолет имеет склонность к существенному правому крену. То же, что нам подсовывают в качестве Camel'a "мелкомягкие", прет по воздуху, как по рельсам, даже не думая куда-то крениться. Вообще крутящий момент в MFS2000 как-то не особо заметен, что, конечно же, непростительное безобразие.
Вернемся, однако, в наши дни. Последний винтовой самолет в игре - двухмоторный Beech King Air 350, более современный по сравнению со своим 200-ым собратом из Fly! Эта турбовинтовая машина во многом является переходным звеном между винтовыми и реактивными самолетами (что заметно даже по ее панели управления; появляется многофункциональный автопилот и экранные, а не циферблатные - то бишь цифровые, а не аналоговые - индикаторы). В частности, рычаг, на классических винтомоторных самолетах регулирующий дроссель топливной смеси, здесь отвечает за обороты компрессора низкого давления турбины (параметр N1).
Следом идет уже турбореактивный самолет - Learjet 45. Внешне и по летным характеристикам он похож на Beechjet 400 и Raytheon Hawker 800, хотя приборная панель (во всяком случае, в Microsoft'овской реализации) отличается весьма заметно. Эта машина сочетает особенности реактивных моделей с небольшими размерами и высокой маневренностью (я бы даже сказал, слишком высокой - самолет довольно-таки брыклив) малой авиации.
Ну и, наконец, самыми внушительными самолетами в игре являются три авиалайнера.
Надобно заметить, что управлять ими намного сложнее, чем небольшими машинами. Во-первых, эти здоровенные монстры весьма инерционны, притом не только в плане маневрирования, но и в плане изменения тяги. Во-вторых, более высокие скорости и высоты требуют начать снижение еще до того, как аэропорт покажется в поле зрения, и выйти точно на полосу. Даже забывая о том, что вы, в принципе, везете пассажиров, которым не очень понравятся коррекции курса с креном за 60 градусов и трехкратными перегрузками - посадки "на глазок" практически исключаются по причинам чисто физическим. Если на легком самолете можно сесть чуть ли не из пике, выровнявшись над самой землей, то на лайнере вы просто не успеете погасить вертикальную скорость. Если вы снижаетесь слишком быстро, у вас, конечно, остается еще возможность раньше времени задрать нос, но в этом случае вы перестаете видеть полосу и рискуете, как проскочить ее, так и уйти вбок - а посадка мимо полосы для лайнера означает катастрофу, это вам не Cessna, которая может сесть хоть на склон горы. С другой стороны, излишне потеряв скорость, вы можете не успеть ее наверстать. Кроме того, при слишком низких скоростях лайнер коварнее небольшого самолета - лайнер не планирует и не клюет носом, а просто валится плашмя вниз. Вообще при управлении таким самолетом действовать надо, с одной стороны, плавно, а с другой стороны, быстро, благо скорость требует. Короче говоря, посадка на авиалайнере означает непрерывное и адекватное слежение за приборами (в том числе навигационными) и как можно более четкое соблюдение всех процедур. Возможны, конечно, определенные варьирования с тягой и временем выпуска закрылок по разным положениям, но вы должны соблюсти основные параметры глиссады - правильный угол снижения, правильный курс и правильное значение скорости в его конце. Если вам это удастся, посадка пройдет гладко и безукоризненно. Ключевое слово - "если".
Помните, однако, что все авиалайнеры оснащены многофункциональным автопилотом, который способен сильно облегчить вам жизнь. Машину за вас он не посадит, но может вести ее по курсу, ориентируясь по сигналам навигационных станций, и вывести на цель. Автопилот может контролировать различные параметры, вместе или по отдельности - скорость (в узлах или числах Маха), высоту, вертикальную скорость, направление и т.п. Не забудьте, что для удержания заданной скорости надо не только нажать соответствующую кнопку, но и разрешить автоматическое управление тягой (autothrottle on). Кстати говоря, перед заходом на посадку полезно включить автоматику колесных и воздушных тормозов, которые в этом случае активизируются после касания. На коротких полосах для торможения используется также реверс - обратная тяга двигателя.
Самый простой из представленных в игре лайнеров - Boeing 737-400. Эти двухмоторные машины до сих пор служат на многих авиалиниях мира; более 3000 их сейчас в строю, выполняя короткие и средние (по масштабам большой авиации) рейсы. На этом самолете выполняются учебные миссии для авиалайнеров.
Boeing 777-300 - новейший пассажирский лайнер компании Boeing, прошедший сертификацию буквально в прошлом году. Он тоже двухмоторный, но может перевозить до 550 пассажиров и совершать трансокеанские рейсы. Его масса при полной загрузке лишь немного не дотягивает до 300 тонн (против 63 у 737). Помните, что кабина этого монстра находится высоко над землей и далеко впереди по отношению к носовому шасси, поэтому не полагайтесь на субъективные визуальные представления о том, как должна выглядеть полоса непосредственно перед посадкой, выработавшиеся на менее крупных моделях.
И, наконец, Concorde. Единственный в мире пассажирский сверхзвуковой самолет (он развивает скорость до 2М; следует, однако, помнить, что такая скорость достигается лишь на большой высоте - порядка 15 км - где скорость звука заметно ниже, чем на уровне моря); вошедшие в строй в конце 60-х, Concorde'ы до сих пор не имеют действующих аналогов (надо, впрочем, учесть, что их полеты - весьма дорогое удовольствие из-за большого расхода горючего). Concorde наиболее сложен в управлении из всех самолетов игры. Так, во время разгона до сверхзвуковой скорости и обратного процесса в конце полета необходимо вручную контролировать его центровку, перекачивая топливо из носовых баков в кормовые и обратно (ибо разные скорости требуют разной центровки). Закрылок нет. Садится Concorde с корпусом, задранным на 10 градусов вверх (правда, опускаемый нос все же дает пилоту шанс увидеть полосу); на два градуса больше - и самолет рискует отшибить зад о полосу, на два градуса меньше - и скорость снижения окажется недопустимо большой... В общем, не знаю, сколько получают пилоты Concorde'а, но они эти деньги отрабатывают до последнего сантима (или пенса).
Теперь о двух аппаратах, самолетами не являющихся. Один из них самый простой - это планер Schweizer 2-32. Ни в какое сравнение с мотопланером из Flight Unlimited 3 он не идет. Штурвал, альтиметр, спидометр, вариометр (указатель вертикальной скорости), магнитный компас, воздушный тормоз. Это все. Больше на этой железке (он цельнометаллический) нет ничего. Даже указателя крена. Нет закрылок, нет бортовых огней, нет часов, нет навигационных приборов (кроме компаса), шасси не убираются. Вы, наверное, не очень удивитесь, если узнаете, что эти конструкции не выпускаются с середины 70-х? Впрочем, вы все же удивитесь, узнав, что они по-прежнему пользуются спросом, и цена аппарата в хорошем состоянии достигает $50000 (в свое время они стоили $8000). Действительно, простота - это не такой уж недостаток, а планер прекрасно слушается руля и вообще чувствует себя в воздухе практически как дома (на нем, к примеру, можно без особых трудностей выполнить мертвую петлю). Естественно, управляя планером, надо помнить, что это - не самолет. Для посадки, в частности, у вас, как правило, только один шанс. Впрочем, посадки в чистом поле Schweizer 2-32 не боится...
Ну и на закуску - Bell 206B JetRanger III. Несмотря на слово Jet, это не реактивный самолет, а совсем напротив - вертолет. Одна из самых распространенных американских моделей с двухлопастным винтом и хвостовым ротором. Если кто-то из вас думает, что вертолетом управлять легко, что возможность зависнуть неподвижно и сесть хоть на крышу позволяет равнодушно взирать на проблемы пилотов самолетов с их глиссадами и полосами - пусть попробует. Пусть попробует для начала сесть хотя бы на землю. А если ему это каким-то чудом удастся, пусть попробует потом с этой земли взлететь.
Короче говоря, это вам не Comanche. Это даже не Apache/Havoc и не Longbow. Это... это либо перегиб ребят из Microsoft, либо все-таки настоящий реализм - и в этом последнем случае переход Мимино с авиалайнера на вертолет никак не следует считать понижением, во всяком случае, в плане профессионального мастерства.
Переходя к физической модели в целом, следует отметить, что, исключая ранее высказанные претензии, она очень пристойная. У меня, правда, сложилось впечатление, что во Flight Unlimited 3 она все-таки лучше. По крайне мере, если сравнивать летательные аппараты одинаковых классов.
Что касается графики, то тут "мелкомягкие" остались верны себе. Самолеты превосходны. Я, после долгих стараний, нашел только один повод для придирки - не крутятся колеса шасси при движении по полосе. Зато крутятся турбины двигателей. Шасси убираются плавно, круглые детали - действительно круглые (ну, в крайнем случае, почти, но это "почти" становится заметным лишь при максимальном приближении). Ну, корпуса во всех последних симуляторах классно смотрятся, но здесь меня особенно покорили прозрачные кабины и пилоты, прорисованные с точностью до глазных яблок. (Я вот только не пойму, почему ни в одном гражданском симуляторе не изображают других пилотов и пассажиров на фиксированных(!) видах внутри кабины? Ведь это же ничего не стоит в плане программирования! Просто выводить вместо одной статической картинки другую. Еще интересно, почему ни в одном из гражданских симуляторов на винтомоторных самолетов из кабин не видно винтов, хотя в куче симуляторов Второй (да и Первой) мировой эта проблема давно и успешно решена?)
Здания также очень неплохи. Они, пожалуй, не лучше, чем во Flight Unlimited III, но и не хуже. Отличие, однако, в том, что в MFS2000 мы можем увидеть гораздо больше знаменитых и просто нетривиальных - то бишь отличных от стандартного параллелепипеда с окнами - сооружений. Не только зданий, кстати.
Есть еще, к примеру, статуи и памятники - Статуя Свободы, Трафальгарская колонна и другие. (Забавный штрих - в зависимости от выбранной даты, Берлинская стена наличествует или отсутствует; это, однако, исключение, а не правило - если вы думаете, что, выставив 1400 год, увидите на месте небоскребов Сиэтла индейские вигвамы, то вы слишком хорошего мнения о Microsoft.) Хотя, конечно, так называемые города - это большие раскрашенные пятна, посредине которых торчат несколько зданий (в лучшем случае - целый район, такой как в Нью-Йорке Манхэттен или комплекс правительственных зданий в Вашингтоне). А ведь, между прочим, города, действительно похожие на города, в авиасимуляторах уже появлялись - Apache/Havoc тот же.
Однако в данном случае Microsoft не одинок, а вот следующие претензии именно ему. Во-первых, ночью здания не светятся. Только некоторые, о которых совсем уж всем известно, что они подсвечиваются по ночам - Эйфелева башня, например. Остальные торчат черными громадами - на фоне, кстати, не в меру расцвеченной огнями земли. Движение ночного транспорта тоже обозначают огни, которые блуждают друг за другом строго по центральной линии шоссе.
Во-вторых, никуда не годятся мосты. Такое впечатление, что специально для их создания Microsoft нанял двоечника, отчисленного за неуспеваемость еще во времена EGAшных мониторов. Мало того, что мост представляет собой собрание нетекстурированных плоскостей, изображающих сам мост, и прямых линий, символизирующих подвески (правда, ночью это все довольно красиво светится, но днем - ужасно), так эти мосты еще и вообще не существуют. Это что-то вроде голограмм. Вообразите мое возмущение, когда я, по старой привычке, захожу на посадку на мост и... проваливаюсь сквозь него! Единственное найденное мной исключение - мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско. На него действительно можно сесть. Правда, выглядит он вблизи настолько убого, что я даже не стал сохранять скриншот своего подвига. Иногда, впрочем, можно пролететь и сквозь внешне качественно отрисованный объект, типа Бранденбургских ворот (было ясно видно, как крыло самолета утопает в колонне).
Кстати, похоже, что этот же мостостроитель рисовал и Кремль. Да, Кремль в игре тоже есть, в одном из "приключений" вам надо повторить подвиг Руста и сесть на Красной площади. Но нарисовано это настолько топорно и так резко контрастирует с тщательно прорисованными объектами в других городах, что я тоже не стал это скриншотить и не внес Москву в список представленных городов.
Но самое худшее - это рельеф. Зря я надеялся, что его наконец исправили и довели до уровня конкурентов; так только кажется на наиболее выигрышных скриншотах. На деле же, как было пособие по изучению многогранников в прошлых версиях, так и осталось. Крупные плоскости и ломаные линии, символизирующие реки и дороги. Я не понимаю - ну пусть у Microsoft нет нормальных программистов, которые сделали бы им нормальный движок по части изображения природы. Но деньги-то у них есть?! Неужели нельзя купить все, что нужно, у тех же авторов движка Flight Unlimited?
И ведь с таким рылом лезут в калашный ряд - один из сценариев предлагает нам полюбоваться извержением вулкана. Несколько подергивающихся вверх-вниз перекрещенных плоскостей, символизирующих пламя, статический дым на ними и несколько многоугольников, символизирующих текущую лаву и висящих над горой (сквозь них пролететь можно!). При всем при этом движок жутко тормозной и использует какие-то функции, не поддерживаемые старыми 3D-картами (а вот Flight Unlimited III все поддерживает, и ничего). Также раздражает манера игры после каждого изменения (типа смены времени, самолета или хоть просто вида) минутами сосать диск (памяти у меня 64М).
Хорошего о природе можно сказать, разве что, то, что время суток меняется динамически (а цвет солнца остается постоянным), а также имеются разные времена года. Облака так себе, грозовые тучи вообще никакие, дождь и снег убоги до крайности (кстати, погодные параметры задаются независимо, так что можно задавать абсурдные комбинации - типа снега летом при ясном небе).
Динамические объекты имеются. Мне, правда, удалось повидать только самолеты.
Виденные корабли не двигались, а других объектов не видел ни одного.
Ну и о ранее не упоминавшихся глюках. Один из самых неприятных - если вы разбились в результате миссии (обучающей или "приключения", но не просто полета со сценарием), то не можете начать новую. При такой попытке миссия грузится, рисуется новый пейзаж и самолет, но он висит в воздухе неподвижно и ни на что не реагирует, при этом меню со всеми опциями и настройками показывается как недоступное. На этой стадии лечится только перезапуском игры (к счастью, не машины). Но можно не доводить до этой стадии - для этого, когда после аварии вас выкинут в меню выбора миссий, нажмите не выбор, а отмену, и потом вызовите меню с опциями и выберите новый полет.
Другой глюк или глюки выражаются в зависании. Microsoft не был бы Microsoft'ом, если бы в первый раз его продукт не повис сразу же после инсталляции. Дальше - больше, пару раз - в одинаковой ситуации (во время полета на Boeing-777 при предупреждении о превышении скорости). По счастью, бывает такое весьма редко, но бывает. Кстати, игра имеет подлую привычку загаживать диск исподтишка - пустили ее на столько-то мегабайт, а она отожрала все, что было сверх, и жалуется на нехватку места. Прямо Лиса и Заяц...
В миссиях события отслеживаются недостаточно адекватно. Мне случалось во время обучающих сбиваться с пути и лететь, слыша указания инструктора, относящиеся к правильному варианту полета.
К просто недостаткам можно отнести слишком малое количество обучающих миссий. Летательные аппараты в игре слишком разнородны, чтобы рассматривать только два их типа - Cessna и Boeing-737. Кроме того, раздражает, что при старте игра всякий раз грузит дефолтный полет (это довольно долго), вместо того чтобы просто сразу выкидывать в меню. Если игре требуется поменять диск, она скажет вам об этом, но после смены диска и не подумает продолжить прерванную операцию - нет, вам придется вызвать таковую заново.
В общем, подведем итоги. По качеству MFS2000 либо уступает Flight Unlimited III (очень сильно - по рельефу, слегка - по реализму), либо, если уж превосходит, то чуть-чуть (внешний вид самолетов). Но по количеству миссий (около 60 вместе с приключениями), городов с интересными видами и особенно самолетов симулятор от Microsoft - явный лидер (впрочем, по первым двум параметрам с ним конкурирует Fly!, но там нет охвата разных континентов). Как минимум по части авиалайнеров вы явно не найдете ничего лучшего по критерию "физ. модель + графика", а других симуляторов Concorde, насколько мне известно, просто не существует. Так что... на вашем месте я бы не отказывался ни от одной из этих игр. Собственно, на своем месте я так и поступил.