Идея перенесения настольных игр на компьютер никогда не казалась мне особенно удачной. Я, конечно, имею в виду не интеллектуальные игры типа шахмат или, на худой конец, преферанса, а те, где исход противостояния решается бросанием кубиков. Есть в этом что-то от кипячения чайника отдельным ядерным реактором. Тем не менее, такие игры есть, и некоторые из них даже претендуют, хотя бы условно, на гордое звание стратегий. Об одной из таких и пойдет речь - она называется Axis and Allies: Iron Blitz и посвящена, как нетрудно догадаться по названию, Второй мировой войне. Этакая настольная Вторая мировая - мило, не правда ли?
В игре может быть до 5 участников, олицетворяющих Германию, СССР, США, Великобританию и Японию (во второй версии добавятся еще Франция и Китай). Действие происходит на достаточно упрощенной карте, разделенной на регионы. Каждый регион производит некоторое количество IPC (Industrial Production Certificates) - этакий универсальный ресурс, который вы можете направлять на строительство новых юнитов, новых фабрик, или вкладывать в науку. В последнем случае с некоторой достаточно небольшой вероятностью вы можете случайным образом получить тот или иной апдейт - скажем, реактивные самолеты, или технологию, снижающую стоимость производства, или увеличение мощи того или иного вида юнитов. Естественно, что IPC вы собираете только с тех территорий, которые контролируете. Если вам удастся захватить вражескую столицу, вам достаются все имеющиеся на данный момент IPC противника, после чего больше они на его территориях не производятся, пока столица не будет отвоевана.
В параметры юнитов входит стоимость строительства и классическая триада attack/defence/move (сила атаки/эффективность обороны/максимальное перемещение за ход). Особо большим разнообразием юнитов игра, разумеется, не балует. Пехота (хороши в обороне, слабы в нападении), танки (наоборот), транспорты (служат для перевозки других юнитов морем), морские пехотинцы (атакуя прямо с транспорта, подобны по силе танкам), линкоры (самый дорогой и самый сильный юнит), авианосцы, подводные лодки (единственный юнит, способный нанести удар и свалить, не дожидаясь ответа противника), противолодочные корабли (с ними вышеописанный финт подлодок не проходит) и, наконец, истребители (хороши в защите, могут базироваться на авианосце) и бомбардировщики (слабы в защите, но способны наносить тяжелые удары, в том числе уничтожая IPC противника). Все юниты строятся только на заводах и уже оттуда доставляются к месту боев, что создает дополнительные трудности в первую очередь островным державам - Великобритании и Японии, да и Штатам тоже. Захватывая территорию, вы захватываете и ее заводы.
Примитивнее всего реализован бой: противники по очереди бросают кубики, определяя количество "хитов", нанесенных другой стороне. Начинает атакующий. Обороняющийся, в соответствии с числом потерянных хитов, выбирает (сам!), какие из своих юнитов считать убитыми и убрать с доски. Потом он сам бросает кубики. Все повторяется до тех пор, пока одна из сторон не окажется уничтоженной, или пока атакующий не отступит.
Несмотря на всю условность игры, определенные аналогии с реальностью все же соблюдаются. Начальная расстановка сил, как в основном, начинающемся в 1942 году, так и в дополнительных сценариях более-менее отвечает исторической правде. Изначально у Германии и Японии более мощные армии, зато у союзников - более мощная экономическая база. Соответственно стратегия первых - закончить войну побыстрее, а стратегия вторых - продержаться и собрать силы. Вы можете, как следовать исторической правде, так и развивать свои собственные варианты кампаний; карта при этом не ограничена только странами, непосредственно участвовавшими в войне, так что, к примеру, играющий за Германию может высадить свои войска в Бразилии и атаковать Штаты с юга.
Юниты каждой из сторон имеют свои иконки. Впрочем, если вас не устраивают стандартные, вы можете исправить их в редакторе, который также позволяет менять и параметры юнитов.
К серьезным недостаткам первой игры относили слабый AI при игре с компьютером и невозможность приватного обмена сообщениями между союзниками при игре в многопользовательском режиме. Однако есть все основания надеяться, что к выходу Expansion Set (а Iron Blitz именно так представляется публике и так написано на его коробке) это все уже будет значительно доработано.