Скрип давно несмазанных цепей опускающегося моста возвестил о том, что Жерар все-таки прибыл. Генрих нетерпеливо расхаживал по своим покоям, теребя в руках врученный ему недавно свиток. Шпионы уже давно докладывали, что люди Жерара последнее время проводят рейды на приграничные деревни. Но две ноты, отправленные в соседнее королевство, остались без ответа. После того как по не совсем выясненным обстоятельствам умер Карл, дядя Жерара, отношения между королевствами стали стремительно ухудшаться, и Генриха это серьезно беспокоило. Генрих еще раз поднес к глазам свиток, тонкие губы над узкой негустой бородкой беззвучно задвигались. Буквы были написаны неряшливо, но рука Жерара с такой силой их вдавливала в бумагу, что контур ясно выступал и на противоположной стороне. После практически годового молчания Жерар сам предложил встречу, это было странно. Генрих постарался привести мысли в порядок и с чувством гнетущей внутренней неопределенности спустился вниз, поприветствовать своего неожиданного гостя.
- Какими судьбами, Жерар?
- Да все теми же, старый петух. Есть вино - обсудим.
Жерар всегда отличался бесцеремонностью, он был крепко сложен, но отличался какой-то топорной внешностью. На правой толстой руке красовался старый золотой, уже изрядно поцарапанный браслет дяди. Наглые, глубоко посаженые глаза бесцеремонно осматривали внутреннее убранство. В уголках рта спряталась какая-то животная ухмылка. Генриху никогда не нравился Жерар, даже когда тот был еще ребенком, сейчас же он ему не нравился еще больше. С трудом сохраняя гостеприимные манеры, Генрих проводил его в одну из центральных комнат.
- Как, управляешься со своим постоялым двором? - начал Жерар, ничуть не смущаясь ни вызывающего тона, ни наглости, которую он прямо-таки источал.
Создавалось такое впечатление, что он нарочно старается навязать конфликт. Генрих в который раз крепко задумался о намерениях своего грубого соседа.
- Это не двор, это королевство.
- Королевством должен управлять король, а не трактирщик.
Генрих всегда отличался спокойствием, но тон разговора уже начал его раздражать.
- Ты считаешь, что смог бы лучше?
- Разумеется, ведь управлять хуже просто невозможно, - Жерар осушил свой бокал, взял его за ножку и принялся рассматривать, поворачивая так, чтобы языки пламени в камине играли на полированной поверхности. - Не отравленное? Шучу. - Он сам дико рассмеялся, брызгая только что выпитым вином. Смех гулко пронесся по коридорам дворца и где-то вдалеке затих.
- Жерар, я бы хотел, чтобы ты приструнил своих людей.
- Мои люди, в отличие от твоих, Генри, ничего не делают без моего приказа.
- Но они нарушают наши границы.
- Значит это неправильные границы.
В наступившей паузе Жерар снова наполнил свой бокал и в один прием его выпил, явно наслаждаясь эффектом.
- Знаешь, Генри, - вдоволь налюбовавшись собой, снова начал он, - у тебя есть шахматы? Забавная игра, меня недавно научили.
Генри все еще обдумывал новую ситуацию, которая ничего хорошего ему не сулила: доставшееся в наследство Жерару королевство было больше и сильнее его, - поэтому ответил не сразу.
- Зачем они тебе?
- Ты, старик, видно, совсем из ума выжил. Разумеется, чтобы играть! И... знаешь, если ты выиграешь, мои люди больше твое королевство не тронут, если же выиграю я, то у королевства появится новый, более достойный правитель.
Генрих знал, что Жерару никогда нельзя доверять, но решил, что лишний, хотя бы призрачный аргумент в споре ему не помешает. В том, что он выиграет, он не сомневался: Жерар, насколько он помнил, никогда не отличался крепким умом. Генрих подумал еще какое- то время и, не найдя никаких доводов против, согласился.
- Идет.
Microsoft и Rulez! - две вещи несовместные?
Скажите, какие ассоциации возникают у вас при слове "Microsoft"? А теперь задачка: попробуйте их выразить, не прибегая к ненормативной лексике. Что, не идет? А какие у вас ассоциации вызывает сочетание слов "Age of Empires"? Я так полагаю, что некоторые могут мечтательно закатить глаза и благоговейным шепотом произнести: "Рулез". Действительно, полный рулез. Нестыковочка какая-то получается. Как может Microsoft делать нормальные игры? Этот вопрос меня одно время несколько удивлял, но потом пришло понимание, что даже Microsoft, заливая собственную посредственность обильным потоком зеленых, может делать что-то нормальное. Правда, разрабатывал не Microsoft, а Ensemble Studios, но это уже мелочи. Опять-таки одно время было загадкой, как это ES умудрилась так все грамотно обделать, стартовав практически с нуля. Потом, посмотрев, кто и чем в ES занимается, и, приметив знакомое имя Брюса Шелли, одно время бок о бок работавшего с Сидом Мейером и являющегося далеко не новичком в сфере производства компьютерных игр, понял, что на пустом месте ничего не появляется.
Что имеем?
Спросите меня, что же такое AOE2: Age of Kings? Это двойной рулез! И если AOE в 97 году был продан более чем миллионным тиражом, AOE: Rise of Rome разошелся уже в трех миллионах цветастых коробочках, то меня интересует, что же ждет AOE2?
Что же изменилось с тех далеких пор, а что осталось? Ну, осталось добротное качество и красивая графика. Разработчики решили, что кардинально менять то, что всем нравится, - большая глупость, и поэтому игра осталась старой, родной и знакомой. Но остановимся для начала на самой бросающейся в глаза детали, на графике, разумеется: то, что здания теперь такие, какими они, по идее, и должны быть (с соблюдением более или менее достоверных пропорций), а не игрушечные домики, бросается сразу. К тому же стало больше юнитов, технологий и зданий, но обо всем по порядку.
Для начала - цивилизации. Теперь их в игре целых 13: британцы, византийцы, франки, тевтоны, викинги, китайцы, японцы, а также сарацины, монголы, персы, турки, готы и кельты. Вот такая вот пестрая компания. Каждая со своей архитектурой, своим технологическим древом, специальными юнитами и своими специальными выкриками. Крики всяких там желтолицых братьев звучат наиболее пронзительно, а потому и наиболее грозно. Крикнешь какое-нибудь "а-я-я-ки!" - и у всех испуг и дикая истерика.
Король без замка, что цыган без лошади
Значится, относительно зданий больших нововведений отмечено не было:
бараки, барак лучников, конюшню и мастерскую осадных орудий оставили без изменений, за что, в принципе, разработчикам большое спасибо. Не надо их трогать. В игре появились аванпосты (Outpost) - вещь, на мой взгляд, совершенно бесполезная, судите сами: небольшое такое строеньице, обороняться не может, делать ничего не может, разносится довольно быстро, правда, видит далеко, но ради собственного любопытства тратить камни? Легче послать кого-нибудь шпионить что ли. Но, как говорится, больше - не меньше, пусть будет.
Стены в игре отныне существуют двух видов. Первая - это так, даже не стена, а обычный частокол; вторая - это уже конкретная, нормальная стена из камня. Теперь стены, кстати, сносить стало довольно напряжно. Разрушаются они долго, медленно и мучительно, но это, конечно, если их обычными войсками, по старинке, мочить. Продвинутые люди в AOE2 используют штуку, называющуюся таран, или, если кому угодно - "долбительный таран" (Battering Ram) - так смешнее звучит. Ущерб, наносимый такой штуковиной, исчисляется трехзначными цифрами, к тому же она довольно живуча против стрел, правда, крайне медлительна. Но стены отличаются тем, что они не только не дают врагу войти, но и не дают вам выйти. Для этого предусмотрены ворота. Вещь, отмечу, крайне полезная.
Башни теперь тоже двух видов. Первый - это наблюдательная башня (Watch Tower), которая апгрейдится до сторожевой башни (Guard Tower), а затем и до главной башни (Keep), и башня с пушками (Bombard Tower). Последняя - просто прелесть, но доступна далеко не всем цивилизациям. Кстати, технология в AOE2 существенно продвинулась, и теперь порох и все что с ним связано зачастую начинают подменять столь привычных лучников.
В игре появились замки. Это больше такие строения - по размеру приблизительно как чудеса света, которые никуда, слава богу, не убрали. Внутри замка по умолчанию сидит какая-то пакость и постоянно оттуда по неприятелям постреливает, причем постреливает довольно-таки неплохо. Также в замках производится специальный для каждой расы юнит и trebuchet. Найти, как переводится это чудо техники на русский язык, несмотря на долгие и продолжительные поиски я так и не смог, посему, обозвав это нечто "требухой", на этом и успокоился. Кто видел "требуху" в действии, тому объяснять ничего уже не надо, остальным же хватит термина "дальнобойное осадное орудие" - тем приятнее будет встреча с ним. Относительно специальных юнитов можно сказать пару ласковых слов. Как правило, это очень неплохие отряды, которые приносят массу приятных моментов вам и массу неприятных противнику, при этом совсем не факт, что они будут дорого стоить. Вполне приемлемая цена, не намного дороже какого-нибудь Champion'a или Heavy Cavalry Archer. Как уже упоминалось, у каждой цивилизации специальный юнит свой. У японцев это самураи, у тевтонцев - тевтонские рыцари, у викингов - берсеркеры. Столь полюбившиеся мне в свое время боевые слоны теперь отданы на откуп персам, правда, эти ходячие живые башни из мяса как стоили немеренно, так и продолжают стоить: 200 еды и 75 золота - величина довольно приличная. У столь любимых мною китайцев специальным юнитом является Чу Ко Ну (Chu Ko Nu) - а по мне так хоть Раз Дол Бай, лишь бы стрелял хорошо.
Где живем, что строим
Среди мирных построек особых нововведений отмечено не было, разве что рынок несколько расширил свои функции. Теперь он нужен не только для того, чтобы исследовать технологии и платить дань, но и выполнять свою непосредственную задачу - торговать ресурсами. Появилась возможность создавать торговые повозки, чтобы торговать с рынками дружественных цивилизаций - чем дальше рынок, тем больше прибыль. Правда, противник тоже не дурак и мочит эти повозки за милую душу. Создается такое ощущение, что это у него любимое хобби. А к каждой повозке, сами понимаете, сопровождающего выдавать накладно, да к тому же одним и не обойдешься, защищать же весь длиннющий торговый маршрут - тоже занятие из области научной фантастики, так что и думай после этого. В самом же рынке можно, просто кликнув мышкой, продать энное количество имеющихся в избытке ресурсов и получить за это энное количество золота, чтобы либо использовать его по назначению, либо купить тех ресурсов, которыми мать-природа вас несправедливо обделила. При этом чем больше ресурсов вы продаете, тем ниже падает цена, чем больше покупаете, тем выше ползет - что поделаешь, рынок.
Прогресс наступает
Теперь относительно юнитов. Как я уже отмечал, прогресс не стоит на месте, и теперь за ряд цивилизаций вам становятся доступны мобильные пушечки, толкаемые маленькими неповоротливыми человечками. Лично мной они воспринимаются как какие-то мелкие пакостники - ну, во-первых, потому что они действительно мелкие, а во-вторых, потому что их тактика - подъехать, нагадить и быстро бежать, если их заметили, - ни на какие иные ассоциации не наводит. Появились у вас и канониры (Hand Canoneer), хотя, если перевести это на нормальный язык, то, скорее, это обычные мушкетеры. Основные же юниты во многом остались теми же, что и раньше, правда, теперь их гораздо больше. Но главный принцип, понятное, изменить невозможно: есть те, которые стреляют (или чем-то кидаются); есть те, которые идут в рукопашную; есть, правда, и те, которые делают и то, и другое, но таких мало, к тому же что-то одно они все равно делают лучше.
Мочить своих?
В AOE2 улучшился интерфейс. Теперь ваши войска наконец-то представляют из себя не только пушечное мясо, но и способны на какие-то осознанные действия. То, что они патрулировать, сторожить и следовать за кем-то - это понятно, но теперь они также могут располагаться в башнях, замках и ратушах (Town Hall) и держать там оборону до второго пришествия. Помимо всего прочего теперь у войск есть несколько режимов.
Agressive Stance - уничтожать все, что движется; преследовать, если это что-то убегает; если по пути преследования нашел что-то еще - убивать и это.
Defensive Stance - уничтожать все, что находится поблизости, но, уничтожив, вернуться; если убегает, не преследовать.
Stand Ground - это понятно, это стоять на смерть, ни шагу назад, позади Москва и так далее.
No Attack Stance - это самое забавное, режим под названием "все косим под тормозов", нападают на вас или нет, перебили всех вокруг или нет, вас это не касается - тяжелый порок Дауна, ничего не поделаешь.
У вас появилась также возможность... убивать собственные юниты. Спросите, зачем такое варварство? Удовольствие для извращенцев или что? Все дело в том, что ограничение по количеству юнитов никто так и не отменил, так больше, чем положено свыше, произвести не получится. И если раньше ненужные юниты просто посылались в бой, как камикадзе, покрывая себя в боях неувядающей славой, то разработчики решили, что подобная жестокость ни к чему, и теперь вы просто тихо и без лишний формальностей умерщвляете всех неугодных, дабы построить более полезные в данный момент части.
Стройся!
Ваши войска теперь наконец-то поимели представление о боевом порядке - я же говорил, прогресс. Теперь они умеют воевать, не бегая скопом и улюлюкая, а делать все в строгом соответствии с военной наукой. Вам доступны следующие построения: линия, коробка, шахматная доска и фланг. При этом если вы строите войска в линию, если точнее - в две линии, то впереди будет идти пехота, сзади менее защищенные лучники. Расположение в шахматном порядке призвано минимизировать ущерб, наносимый разнообразными осадными орудиями типа катапульт и "скорпионов" (так здесь называются баллисты). Атака же флангом с уничтожением спрятавшихся далеко позади вражеских лучников вообще ни с чем не сравнится. Также вы теперь наконец-то можете устанавливать точки сбора, то есть места, где будут собираться производимые вами в том или ином здании юниты.
Мы пойдем своим путем
На ваш суд разработчики предоставили пять кампаний. Первая, она же обучающая, за великого и непо... пардон, впоследствии побежденного, но это неважно, Вильяма Уолласа, предводителя шотландцев в борьбе с гнетом Англии.
Жанна Д'Арк: вы - девочка-крестьянка, хохотушка-веселушка, которой надоедает столетняя война с Англией, и она решает возглавить армию Франции. Бред, скажете? Согласен - полный бред, но, тем не менее, исторический факт.
Саладин: предводитель сарацин, задача которого освободить Святую землю от неверных, от крестоносцев то бишь; надо сказать, довольно забавное развитие событий, обычно мы привыкли смотреть на эти события с несколько иной точки зрения. В кампании вам будут промывать мозги, какой Саладин хороший и какие гадкие европейцы, в том числе и Ричард Львиное Сердце, который упоминается в одной из миссий.
Чингисхан (он же в девичестве - Темучин): здесь ваша задача создать великую монгольскую империю, простирающуюся от Атлантического до Тихого океана, то есть, иными словами, включающую в себя ни много, ни мало всю Европу и Азию. В общем, много крови, жестокости и прочей монгольской атрибутики.
Барбаросса: в этой кампании вам предстоит создать Священную Римскую Империю, объединив для начала, если мне не изменяет память, государства франков. Опять всяческие там интриги и европейская междоусобица. В свое время Брюс Шелли также обещал Вильяма Завоевателя, но от него почему-то решили отказаться.
Кампании кампаниями, но играть в них вас никто не заставляет. Любимая Random Game всегда к вашим услугам. Можете выбрать 5 уровней сложности (это, кстати, относится и к кампаниям), 14 видов карт (леса, острова, замок, пустыня и так далее), 6 размеров карты, ограничение населения от 25 до 200 человек. Можете выбрать, показывать всю карту или нет - это если кто, как и я, терпеть не может fog of war; начальную эпоху: темные века, феодальная эпоха, эпоха замков, эпоха империй и постимпериальная эпоха, когда абсолютно все исследования уже сделаны. Также можно установить условия победы: обычные (напомню, по обычным условиям можно выиграть, если уничтожить всех врагов или построить Чудо Света и защитить его от разрушения на протяжении определенного периода времени, или если захватить все реликвии. Реликвии - это такие небольшие ларцы, которые следует взять монахом и затащить в собственный монастырь, тогда он помимо всего прочего начнет и потихоньку приносить доход, делая его из воздуха), завоевание, ограничение по времени и достижение определенного счета. Можно и снять ограничения по исследуемым технологиям. Ни одна из цивилизаций по умолчанию не может исследовать абсолютно все доступные в игре технологии, которых, если не ошибаюсь, 93. Не верите - можете посчитать.
Помимо Random Game появились еще две: Цареубийство (Regicide) и Death Match. В первом вам дают толстого упитанного короля, которого нужно защищать (царь лихо разъезжает на вороном коне, постоянно меняя дислокацию), противнику дают такого же. Кто кого первым убьет - тот и выиграл. Death Match же говорит сам за себя. Здесь ресурсов немеренно. Знай, строй десятки солдат, да отправляй их на войну. Правда, и сражения получаются самые захватывающие.
Ну и, конечно же, какой из разработчиков посягнет отнять у геймера его любимое развлечение - мультиплейер. Именно благодаря AOE сервер MSN Gaming Zone обрел должную популярность. Надо думать, что с AOE2 дела у него пойдут значительно лучше. Играть можно через все, что душе угодно: от Интернета до модема, было бы желание.
Приятные мелочи
Появилась одна просто незаменимая кнопочка, которая значительно упрощает сложную геймерскую жизнь - Idle Villager. При ее нажатии активизируется тот поселенец, который в данный момент ничем не занят, расслабляется и радуется жизни. Вы его, понятное дело, отправляете что-нибудь строить, что-нибудь собирать или что-нибудь рубить. Теперь от вашего зоркого ока не скроется никто. В общем, всеобщая трудовая занятость.
Появилась и другая, также весьма полезная особенность - теперь, если на вас напали, можно позвонить в колокол, находящийся в ратуше, и все жители тут же побегут прятаться в ней, но это мало - они не просто прячутся, они начинают отстреливаться! Это сильно, это впечатляет!
Добавили и несколько кнопок к мини-карте - это такая маленькая карта в правом нижнем углу. Теперь можно смотреть как обычную карту, так и экономическую и военную карты, на которых отдельно отражены лишь интересующие вас объекты (мирные строения или войска).
Дикие животные в AOE никуда не делись, только теперь на смену львам и крокодилам пришли волки и кабаны. Антилоп заменили олени, а вот слона я так и не нашел... жаль, с него мяса выходило много. Зато разработчики решили компенсировать потерю слона... овечками!
Овечки - это прелесть! Обнаружив оных, вам не надо за ними гоняться, они становятся вашими отдельными юнитами, которыми вы по своему усмотрению управляете! Нет, заблеять ими врага до смерти не удастся, зато можно подвести к собственной ратуше или мельнице и там употребить, как обычный домашний скот.
Рыба теперь умеет размножаться. Нет, уметь-то она, наверное, и раньше умела, только почему-то в популяции не прибавляла - наверное, контрацептивами пользовалась. Теперь же, если вы оставите рыбу на какое-то время в покое и дадите ей наплодиться вволю, то она споро восполнит свое количество. Рыба в свою очередь бывает разных видов: snapper, marlin, dorado.
Появилась дополнительная менюшка, позволяющая посмотреть вам собственное технологическое древо: что из чего выходит и во что превращается. Появилась также и удобная менюшка чата.
Идиотизм лечится
Отдельно хотелось бы сказать об AI. Как заявил столь часто упоминаемый здесь один из руководителей проекта Брюс Шелли, им пришлось заново переписать весь AI, потому как тот, который был, ни в какие ворота не лез. Мне лишь остается согласиться с данным заявлением, потому что глупость как самих юнитов, так и компьютерного противника, была настолько очевидна, что просто резала глаза. Теперь же все по-иному. Теперь, например, можно послать отряд в любое место на карте, не боясь, что он застрянет где-то посередине, будучи не в силах обойти дерево или другие юниты. К тому же о продвинутом интеллекте можно судить и по упоминавшимся выше различным уровням поведения и построений.
По игре компьютера также особых нареканий не возникает. Работает на уровне. Игра и раньше не была особенно легкой. Здесь же, потратив на прохождение одной из миссий более пяти часов, я понял, что я что-то не догоняю. Особых проблем-то вынести компьютер не возникло...
Хотя нет, вру, проблемы были, но это не столь важно - PC меня просто до смерти замучил тем, что заставил гоняться за ним по всей весьма объемной карте. Стоило только разнести город где-нибудь в одном месте, он, успевший поднакопить или уже имевший немалые ресурсы, тут же строил точно такой же где-то у черта в заднице. А если у вас включен fog of war, то занятие, сами понимаете, не из легких. Вот и бегай за ним по всей карте, отстреливай. Но в целом играет довольно неплохо.
Основная тактика, правда, как была, так и осталась навалиться нахрапом, но и она срабатывает, если ресурсов куры не клюют. Если уж наваливаются на него, то он первым делом нападает на осадные орудия, катапульты, а уж потом принимается за солдат.
Вердикт
AOE 2 - это сильно, это круто, это красиво и играбельно. Большее количество зданий, юнитов, технологий. Игра стала красивее, но вся соль в том, что в нее стало намного удобнее играть. Убрали баги, добавили ума AI и новые возможности. АОЕ 2 - это двойной рулез. Двойной рулез по цене одного!
Жерар нагнулся, чтобы поднять отдельно валявшуюся голову какого-то верного служаки. Шлем давно слетел, глаза просели внутрь, запачканные кровью зубы были стиснуты в агонии. Жерар засмеялся и выкинул голову, которая, прокатившись какое-то расстояние, уперлась в груду истыканных стрелами и порезанных мертвых тел. Все поле перед замком было усеяно телами. Жерар сел на лошадь и неторопливо поехал, получая удовольствие от запаха недавней битвы, от вида крови и от трупов, трупов недавних врагов. Он ехал к замку. Лошадь иногда переступала через наваленные всюду тела, но чаще ступала прямо по ним, ломая кости и еще не треснувшие черепа. Иногда из-под копыт раздавался стон раненого, который тут же замирал. При каждом звуке Жерар просто светился от счастья. Он специально уже правил лошадь туда, где было больше тел. Он был победителем и ему было можно все. Наконец копыта лошади застучали по обитому железом мосту.
Комната, в которой они встречались в последний раз, с тех пор несколько изменилась. То здесь, то там он наступал на еще не успевшие застыть пятна крови. Из комнаты к тому же не успели вынести трупы, поэтому жужжание назойливых мух становилось порой просто невыносимым. На Генрихе теперь не было короны, не было и дорогого плаща. Он был слегка ранен, был напуган и ждал своей участи, прислушиваясь к приближавшимся к нему гулким шагам.
- А вот и он, наш виновник торжества! - довольная издевательская улыбочка на лице Жерара была так противна, что Генрих не мог не отвернуться.
- Мы же договорились.
- О чем?
- Я выиграл партию, - Генрих понимал, что все уже давно кончено, но, по крайней мере, пока продолжается этот разговор, он будет жить.
- Нет, Генри. Ты совсем не разбираешься в шахматах. Партия заканчивается тогда, когда падает король. - Жерар, продолжая улыбаться, медленно достал меч, упиваясь звуком. - Так вот, я выиграл.
Генрих, в последний раз взглянув на все еще стоявшую в комнате шахматную доску, отвернулся.
Партия завершилась.
810 Прочтений • [Age of Empires II: Age of Kings ( Jason Lefrag )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]