Как известно, в прошлом году длительная монополия двух вечных соперников в жанре космических леталок - Lucas Arts и Origin - была нарушена. Вслед за Volition Inc., создавшей Descent: Free Space, потянулись и другие компании. И вот теперь мы можем наблюдать результат работы одной из них - малоизвестной германской фирмы Egosoft.
Завязка игры такова. За несколько столетий до описываемых событий ученые Земли, отыскивая способ преодолеть световой барьер, разработали порталы (jump gates), позволявшие космическим кораблям совершать прыжки через гиперпространство. Установки, создающие порталы, монтировались на огромных космических станциях. Открыв дорогу во Вселенную, человечество приступило к колонизации планет. Однако, как и ожидалось, большинство иных миров оказалось непригодно для жизни. Землян, однако, это не остановило, и они создали киборгов-терраформеров, чьей задачей было преобразование планет в миры земного типа. Понятное дело, что для такой непростой задачи понадобились не тупые шагающие экскаваторы, а создания с продвинутым искусственным интеллектом. Ну, дальше вы уже все поняли: терраформеры, отработав на своих хозяев некоторое время, в процессе самообучения обрели подлинный разум, и первая мысль, пришедшая этому разуму, была о том, что люди во вселенной - определенно лишние. Люди тем временем почивали на лаврах, полагая, что по-прежнему имеют дело с покорными рабами, так что нападение терраформеров на колонии стало для их создателей полной неожиданностью. Земляне были разбиты; уцелевшие вынуждены были, бросив колонии, бежать на последнюю оставшуюся у людей планету - собственно Землю. Терраформеры, естественно, последовали за ними, намереваясь довести дело до конца. Но в последний момент геройским пилотам земных кораблей удалось заманить весь флот терраформеров в скрытый портал, закинувший и беглецов, и преследователей неведомо в какие галактические дали. После чего порталы были взорваны, и Земля оказалась вновь отрезана от Большого Космоса на долгие пять столетий. Людей, однако, ничему не научил прошлый опыт, и они вновь полезли к звездам, не особенно задумываясь, что их там ждет. На сей раз удалось разработать иную технологию, не требующую строительства гигантских порталов; даже небольшой корабль мог осуществить прыжок за сотни световых лет.
Вы - пилот-испытатель первого такого корабля. Игра начинается с обучающей миссии, дающей вам возможность освоить этот летательный аппарат. Надобно заметить, возможностей у него не так чтобы сильно много - все управление умещается в несколько клавиш (управлять можно клавиатурой, мышкой и джойстиком, притом одновременно, как и во Free Space). Мы можем менять курс влево-вправо и вверх-вниз, а также крутиться по и против часовой стрелки, разгоняться и тормозить (кстати, не мгновенно, что придает модели намек на реализм), стрелять из пушки и ракетами, открывать грузовой люк (интересно, что при этом вырубается защитное поле) и подбирать грузы, а также перебирать и сканировать цели - вот, собственно, и все. Такой, к примеру, полезной способности, как синхронизация по скорости с целью, у нас нет, равно как нет и разнообразных критериев выбора целей.
Обучение плавно переходит в действие (можно перевести и не плавно, нажав Ctrl-X), когда гипердвигатель ненароком активизируется, и под вопли начальства в стиле "Да выруби, блин, эту штуку!" вас выстреливает неведомо куда. По прибытии на место выясняется, что, во-первых, вы находитесь совсем не в заданной точке и так далеко от Солнечной системы, что определить координаты не представляется возможным; во-вторых, практически все системы корабля вышли из строя, и он нуждается в серьезном ремонте; а в-третьих, прямо по курсу висит инопланетная станция, и некто недружелюбный и ящеровидный чего-то настойчиво от вас хочет...
Разработчики отказались от традиционной миссионной структуры; по своей идеологии X - Beyond the Frontier напоминает Star Control с его множественными сюжетными линиями, свободой выбора тактики, исследованием незнакомых звездных систем и общением с различными инопланетными расами; весьма заметную роль играет также торговля, позволяющая вам апгрейдить ваш корабль. Причем все ваши полеты и бои (куда же без них!) происходят в реальном 3D, как и подобает космическому симулятору. Всего в игре около сотни типов кораблей, а если говорить не о типах, а об экземплярах, то их порядка 10000. Ясное дело, что вашей целью является отнюдь не вынесение их всех - напротив, проявив должные дипломатические навыки, вы серьезно облегчите себе жизнь. Цель же ваша проста и прозаична - вернуться домой. Но это будет не так просто...
Графика в игре богата красивыми световыми эффектами, симпатично смотрятся бэкграунды с туманностями и планетами, да и сами корабли, в общем, ничего, но страдают излишней угловатостью. Многогранные дюзы, многогранные купола и кольца станций... Нехорошо это, в наше-то время видеоакселераторов можно было бы и что-нибудь более круглое сваять. Звук весьма неплох, но - увы, разработчики возложили на него слишком большие надежды, решив, что он может заменить субтитры. Они были очень сильно не правы. То, что инопланетяне говорят по-английски - это еще полбеды; хуже, что они делают это с сильным инопланетным акцентом. В общем, весьма тяжко. На что я любитель оригинальных версий, а в данном случае отдал бы предпочтение русификации - хочется надеяться, что таковая появится.
Ну а в целом - игра интересная, масштабная и приятно смотрящаяся; весьма неплохо для дебюта в космическом жанре ранее неизвестной фирмы.