Тысячи лет прошли со времен Legacy of Kain: Blood Omen. Многое изменилось на земле Насгота. Кейн стал королем вампиров и единолично восседал в тронном колонном зале. В помощь к себе он набрал шесть лейтенантов. По истечении некоторого времени лейтенанты стали сильно видоизменяться, то ли от чрезмерного количества выпитой крови, то ли еще от чего. В результате этого они не только изменили внешний вид, но и приобрели сверхспособности, позволяющие им свободно перемещаться по земле Насгота. Правда, модернизировавшись, они потеряли человеческий облик, превратившись в кровожадных монстров.
Один из лейтенантов - Разиел был заподозрен в амбициях на трон, и его безжалостно свергли. Мало того, что его лишили власти, так еще и крылья оборвали (которые у него незадолго до этого благополучно выросли). В назидание остальным он был брошен в бездонную пучину, где и провел последние несколько тысяч лет.
Там его и обнаружил Элдер - бог, живущий в пропасти времени. Он был немного обеспокоен тем, что в последнее время приток свежих душ начал сильно сокращаться, и решил посредством Разиела поправить эту ситуацию. Он вернул его к жизни и наделил магическими способностями - возможностью перемещаться в мир духов и обратно. Сильно изменился и внешний облик Разиела. Теперь он походил на получеловека-полускелета с раздвоенными конечностями. Обрубки крыльев за спиной еще напоминали о былом величии. Для пополнения же жизненной энергии ему необходимо собирать человеческие души.
Разиелю судьбой представился отличный шанс - отомстить своим обидчикам, и он направился на поиски могущественных лейтенантов Кейна. Как сильно изменился мир, и что стало с пятью ведущими кланами, ему еще предстоит выяснить.
Soul Reaver - это игра, впитавшая в себя лучшие качества 3D action'ов последнего времени. Не обошлось и без нововведений. Чисто внешне игра похожа на Tomb Raider в мире вампиров, монстров и душепожирателей. Своей стилистикой и атмосферой она довольно близка и недавно вышедшему Shadow Man'у. Прекрасно удалось передать зловещую фатальность происходящего: завывающие вокруг вампиры, клацающие челюстями люди-пауки, которых только что отвлекли от пеленания очередного человека в кокон, зомби, вскрывающие могилы и поедающие их содержимое, мерцающий свет, летающие духи и прочая нечисть.
Мир в Soul Reaver поделен на две части: реальный мир и мир духов, но в отличие от предыдущих толкований они находятся в одном и том же месте и в одно и то же время (хотя время в мире духов не изменяется). Происходит это следующим образом. Идете вы по реальному миру и решаете перенестись в мир духов - тотчас все окутывается туманом, стены и предметы изменяют свои очертания и, откуда ни возьмись, на вас могут накинуться кровожадные бестии. Вода же превращается в зеленый газ. Вода для Разиела - смертельно опасна. Коснувшись ее, он сразу переносится в мир духов.
Переходить в мир духов можно в любом месте, а вот возвращаться в реальный - только в синих порталах. Кстати, могу дать очень ценный совет - если непонятно, куда идти, или слишком высоко прыгать до ниши, попробуйте перенестись в мир духов. Вполне возможно, что окружающие строения поменяют свои очертания и добраться до нужного места будет уже делом техники.
Что касается графики, то она, конечно, сильно впечатляет. Уж что-что, а Eidos в этом кое-что понимает. Недаром вышел уже третий Tomb, не говоря уже и о других разработках (тот же Deathtrap Dungeon). Всполохи от магических заклинаний, трансформация в мир духов, парящие над землей души, завораживающие виды занесенного снегом замка, стены храма с цветными витражами - есть на что посмотреть.
Архитектура по большей части напоминает средневековую - с огромными и величественными замками, украшенными развевающимися флагами (никак Unreal навеял), подвесными мостами, металлическими и решетчатыми воротами. Иногда, правда, появляется и примесь чего-то восточного. Например, гигантские башни с большими круглыми куполами. Порой поражают размеры самих строений, внутри которых предстоит путешествовать Разиелю. Если смотреть сверху, то он кажется ничтожно маленьким существом, случайно заблудшим в царство великанов.
Разиел - существо необычное, и потому столь же необычными умениями обладают его противники. Я имею в виду лейтенантов Кейна. После того как Разиел расправится с очередным противником, его сила переходит Разиелю и он получает способности, о которых раньше мог только мечтать. Например, проходить сквозь некоторые препятствия (металлические решетки), плавать, разбивать предметы, ползать по стенам, вращать предметы. Поэтому если вы очутились перед неразрешимой загадкой - как пройти дальше? - подумайте, а можно ли это сделать в мире духов, или для этого нужно проходить сквозь стены или лазать по потолку. В некоторые области невозможно попасть, не получив специальных способностей.
Помимо этого Разиел должен собирать специальные магические артефакты (Gliphs), помогающие сражаться с противниками. Их, как правило, очень трудно найти, но помощь от них в стычках будет неоценимой. После первой схватки с Кейном вы получаете магический меч (он-то и есть - Soul Reaver). В дальнейшем, если обзавестись специальными силами воды, огня, духов, камней и света, можно по-новому использовать это орудие. Например, если использовать силу огня, то получаются огненные шары, от которых монстры гибнут, аки мухи.
Окромя этого, главного оружия, встречаются и другие. Довольно часто на стенах висят пики или копья. Их можно отодрать от стены и использовать в качестве оружия. Самый действенный способ - это насадить полудохлого монстра (когда он становится весь красным и качается в бессознательном состоянии) на свое копье. Главное после этого - успеть забрать его душу, поскольку если это не будет сделано, то при вытаскивании своего копья из тушки, казалось бы, дохлого создания он проснется и придется начинать все сначала.
Кроме всего прочего можно кидаться камнями и вазами, но это все же не так интересно, как использование факелов. Снятым со стены факелом можно освещать путь, правда, светит он при этом средне. Главное же его достоинство в том, что им можно поджигать врагов. Действует эта процедура, к сожалению, всего один раз. После этого факел можно выбросить.
Монстров помимо указанных выше способов вполне можно уничтожать и другими методами. Например, кидать их в яркие источники света. В мире духов этого не любят - они просто сгорают. Или столкнуть их в воду (в мире духов она подобна кислоте). Можно также насаживать на острые колья и орнаменты на стене, кидать в костер, давить блоками - по вкусу. Когда появится меч, им можно монстров взрывать и даже расстреливать на расстоянии.
В Soul Reaver монстров не так много, но каждый из них весьма силен. Ходят они в основном поодиночке, редко парами и никогда большими группами. Людей же следует убивать далеко не всегда. Порой они помогают бороться с силами духов. В реальном мире монстров просто так (руками) практически невозможно убить. Они до конца не хотят умирать, пока их как-нибудь эффектно не взорвать или не пропороть.
Иногда монстры начинают нападать друг на друга, правда, происходит это довольно редко, поэтому придется полагаться только на себя. Кстати, убивать монстров следует далеко не всегда. Зачастую их можно просто оббежать.
В этой игре нет деления на уровни. Вам предстоит исследовать один огромный мир в своем бесконечном путешествии. Еще одна особенность - Разиела нельзя убить. После своего поражения он оказывается там же, где и начинал. И приходится с самого начала устремляться к месту сражения. Все действия, которые вы уже успели сделать (нажимать рычаги, или двигать плиты) останутся в том же состоянии, в котором были на момент "смерти". Так же сделаны и Save'ы. Вы всегда начинаете с самого начала. Для удобства передвижения по этому необъятному миру предусмотрены ворота-порталы (обычно они находятся за дверьми с круглым светящимся орнаментом), которые позволяют за считанные секунды перенестись в различные части этого мира (можно добежать и ножками, но так куда быстрее).
Зачастую для передвижения по Насготу предстоит часто и помногу использовать прыжковую технику. Прыжки есть как обычные, так и высокие (с приседом). Хотя Разиелю и оборвали крылья, но он вполне способен планировать - и эта его способность пригодится не раз.
Нельзя не обратить внимание и на просто гигантское количество паззлов и головоломок. Будут здесь и знакомые со времен "Томба" передвижения камней, правда, задачи несколько усложнились. Теперь нужно не только распихать камни по нишам, но и соблюсти рисунок, или этими камнями воссоздать структуру разрушенных труб. Будет и масса оригинальных головоломок.
Например, когда вы открываете крышку котла, раздается гудящий звук. Так вот, нужно открыть поочередно несколько крышек таким образом, чтобы получился тон, от которого разобьется кристалл, или успеть постучать по двум колокольчикам, чтобы разбилась стеклянная стена. Повсюду попадаются рычаги, выключатели, опускающиеся платформы, механизмы с гигантскими шестеренками, системы труб и вентиляции. И многое из этого еще нужно собрать, чтобы суметь им воспользоваться.
Иногда авторы делают так, что прохождение может вызвать определенные трудности. Например, вы нажали рычаг, и от стены отъехал камень. Теперь вам нужно туда попасть, но сделать это вы физически не успеваете, поскольку очень скоро камень задвигается на прежнее место. Так вот, нужно-то всего-навсего, нажав рычаг, перенестись в мир духов. Дальше дойти до злополучного камня уже не проблема. Дело в том, что в мире духов время не изменяется, и все предметы остаются постоянно на своих местах. Двигать же камни, открывать двери, нажимать рычаги, подбирать оружие - можно только в реальном мире.
Недаром авторы заявляют, что хотели сделать Soul Reaver одной из самых больших игр на сегодняшний день. Охотно верю. Этот необъятный мир содержит такое количество головоломок, которое я давненько нигде не встречал.
К некоторым недостаткам можно отнести не всегда корректную работу камеры. Иногда она показывает героя так, что не видно, куда он бежит, и приходится ее поворачивать вручную (правый Ctrl) или смотреть из-за его головы (левый Ctrl). На этом в целом недочеты и заканчиваются.
Таким образом, могу подытожить все выше изложенное. Soul Reaver - это замечательная игра, сочетающая в себе все качества отличного 3D action/adventure со сложным и запутанным сюжетом. Для любителей же поразмышлять предусмотрено огромное количество головоломок. Великолепная графика и завораживающий звук не смогут оставить равнодушными всех поклонников игр "а-ля Tomb Raider".