Если среди вас, дорогие читатели, есть седовласые игроманы со стажем, то они точно вспомнят игру System Shock. Некоторые даже в нее играли... На самом деле это была отличная игра, просто-напросто, значительно опередившая время и поэтому не принятая почтенной публикой. Признаюсь, что и сам не обратили малейшего внимания на этот проект, лениво перелистнув рецензию на эту вещь в журнале. Что же, исправить свое невежество никогда не поздно, тем более, что случай подвернулся более чем удачный, потому что от разработчиков поступило интересное предложение.
"Фон Браун"
Итак, с того момента, когда кровавая битва на станции "Цитадель" закончилась полной победой хорошего хакера над злющим искусственным интеллектом, откликающимся на кличку "Шодан", прошло ни много ни мало 40 лет. Человечество, жившее до этого в мире и согласии, наконец-то научилось строить космические корабли, способные передвигаться со световой скоростью. Прототипом стал "Фон Браун" - первая ласточка в новой серии звездолетов, которые, вероятно, откроют для людей новые границы не только в познании, но и в поиске братьев по разуму. Но в самый прекрасный момент, когда ничто не предвещало беды, на гордость земного кораблестроения напало нечто жуткое и зловещее, скорей всего инопланетного происхождения... Теперь логичнее всего было бы рассказать, кто вы такой, вернее, кем является ваш герой в SS2. Но тут начинается самое интересное.
Добро пожаловать в органы, сынок!
Наверняка, те, кто следил за развитием игры по публикациям в игровых СМИ, обнаружили, что игра будет представлять собой не чистой воды боевик, а смесь action с RPG. Скажу сразу, смесь удалась на славу, и элементы двух жанров очень органично соединились в единую концепцию, которую я кроме как action/RPG назвать не могу. Итак, вернемся к нашему герою. Как в любой другой классической ролевой игре нам предлагается самому сгенерить собственного ego, чтобы чувствовать себя максимально комфортно на недружелюбных палубах "Фон Брауна". Но вся соль состоит в том, что нам предлагается сделать это в довольно оригинальной манере, причем во время генерации мы уже играем, проходя Tutotial и изучая базовые навыки. После того, как школа молодого бойца будет закончена, можно выбрать себе профессию.
Как всегда, классическим выбором был и остается воин или, как его называют здесь, морпех. Это действительно еще та махина, обладающая довольно внушительным запасом здоровья и неплохо разбирающаяся в оружии. Для эстетов, я думаю, лучше всего сгодится разведчик, адепт пси-энергии и соответствующих заклинаний. И, наконец, можно выбрать просто сотрудника флота - эдакое среднее математическое между вышеуказанными классами. После того, как вы определились с выбором профессии героя, вам отводится четыре года на то, чтобы усовершенствовать его skill'ы. То есть, на повышение какого-либо навыка у вас уходит один год, так что выбор за вами - skill'ов много, а времени мало.
Что б меня разорвало!
Действительно, а почему бы и нет, пусть, мне себя не жалко!.. Именно это я и произнес после того, как, наконец, смог встать из-за компьютера после семи часов игры. Даже в самых смелых догадках я не ожидал, что все получится настолько замечательно и захватывающе.
Игровой процесс сначала напомнил мне Half-life. Чем? Да хотя бы теми коротенькими вставочками, что можно наблюдать сквозь разные окошечки и пролеты. Вот, крича от страха, бежит какая-то женщина, а за ней, рыча от предвкушения скорого обеда, бежит что-то непонятное с дробовиком, потом оно останавливается, целится и... ну, вы сами поняли! Еще одну аналогию можно провести, рассказав о том, что испытываешь, бродя по покинутым палубам корабля, когда ничего не ясно, а главное - ты не знаешь, кто твой враг. Кое-что проясняется, когда возле одного трупа натыкаешься на надпись, сделанную кровью (судя по всему, она некогда принадлежала телу). Когда я впервые прочитал это, меня прошиб холодный пот, а ужас своей цепкой рукой схватил за сердце.
"Вспомни "Цитадель" - гласило начертанное на стене. Меня, правда, потом немного отпустило, потому что оказалось, что это не Шодан вернулась, а всего лишь ее пособник пожаловал - Xerxes. Он захватил систему управления над всем кораблем и теперь может беспрепятственно наблюдать за всем, что происходит, с помощью камер слежения. Сколько они вам попортят крови, страшно подумать, да и не стоит, потому что гораздо полезнее будет уяснить, что перед тем, как входить в неизученное помещение, стоит немного выглянуть из-за угла и осмотреть комнату в поисках предательских глазков электронных доносчиков. Если таковой обнаружен, смело разряжайте в него обойму (или сколько понадобится патронов)!
К слову об оружии. Оно довольно разнообразно, но обладает довольно мерзопакостным, можно даже сказать коварным недостатком - быстро выходит из строя. Правда, его можно чинить, но для этого требуется специальный навык. Который еще надо заполучить. Получение новых умений дело хлопотное, потому что понятие "опыт" в игре нет. Для того чтобы продвинуться по лестнице самосовершенствования, необходимы специальные модули (чем выше навык, тем, соответственно, больше требуется модулей). Чаще всего некое количество этих вожделенных частиц энергии будет даваться вам в награду за выполнение какого-нибудь квеста, а иногда доктор Полито (своеобразный ангел-хранитель, помогающий ценными советами и указаниями) будет пересылать вам штучку-другую.
И все-таки, несмотря на все очевидные достоинства игры позвольте мне выплеснуть небольшой (совсем малюсенький) ушатик помоев в лицо разработчикам. Единственное, что мне не понравилось, так это прорисовка монстров. Она действительно, довольно кривая, но не отвратительно-отталкивающая, как может показаться. В конце - концов, это ведь далекое будущее, а кто может сказать какие там будут монстры!?
И все же...
Суммируя все вышесказанное, я могу точно сказать, что игра полностью оправдала все возложенные на нее надежды и стала одним из самых ярких и значительных хитов лета. Причем, сразу в двух жанрах - во как!