Очередное пополнение в полку спортивных автосимуляторов посвящено на сей раз не традиционным кольцевым гонкам, а заездам по скоростным трассам авторалли. Основное отличие этого вида соревнований в том, что соперники выходят на старт и проезжают трассу поодиночке; вы не можете подрезать противника, выбить на обочину, вовремя подставить ему зад - вы можете лишь показать на трассе лучшее время, чем он, а это существенно труднее. (Правда, в Colin McRae Rally есть исключение из этого принципа - можно играть вдвоем по локальной сети или на одном компьютере в режиме разделения экрана.)
Мы уже привыкли к аркадности подобных продуктов, однако, хотя эта игра и не свободна от аркадных условностей, все же имя чемпиона по ралли, вынесенное в название, обязывает, и реализм физической модели достаточно высок. В игре даже наличествует такой классический симуляторный элемент, как обучающие миссии. Правда, проходить их надо все сразу и без перерыва, что неудобно. При столкновении или крутом заносе на пересеченной местности машина может весьма лихо полететь кувырком (не так лихо, как в Carmageddon'e, а вполне натурально). Если вам повезет при этом встать на колеса, можете ехать дальше, если нет - вас поставят, но продолжать заезд в этом случае обычно нет смысла - время безнадежно потеряно. Как в результате аварий, так и просто за счет износа, скажем, тормозов машина повреждается; однако повреждения, в худших аркадных традициях, визуально не отображаются, да и степень их при авариях далека от адекватной (впечататься в дерево на сотне км/ч и отделаться некоторым повреждением двигателя - что называется, хочу такую машину!)
У каждой машины 3 постоянных характеристики - мощность двигателя, величина колесной базы и какие колеса являются ведущими - и 5 настраиваемых: тип шин, расположение тормозов, подвеска, чувствительность руля и баланс между максимальной скоростью и ускорением. (Кроме того, как обычно, отдельно можно задавать ручное или автоматическое переключение передач.) По ходу рейса могут повреждаться 5 систем: электрическая, управление, тормоза, двигатель и коробка передач. Замена настраиваемых параметров и починка повреждений осуществляется не бесплатно, а за счет выдаваемого резерва... нет, не денег, а времени. Но это - время между заездами, на самой трассе оно не учитывается. Что весьма раздражает - если настройки по умолчанию вас не устраивают, придется каждый раз менять их вручную, записать нельзя. А смысл в том, чтобы поменять ускорение или схему тормозов, периодически возникает.
Едва ли не самым серьезным недостатком игры является следование идиотской моде не давать сразу все трассы и все машины. На чем и где вы ездите, определяется уровнем сложности; их всего 3, причем вы не можете сразу выставить максимальный. В игре 14 типов машин (4 для уровня novice, 4 для intermediate и 6 для expert) и 8 территорий (Новая Зеландия, Греция, Монте-Карло, Австралия, Швеция, Корсика, Индонезия, Великобритания) - каждая со своими трасами, погодными условиями и временами суток. Число трасс на каждой территории - 6 или 7 (седьмые трассы - специальные, не похожие на прочие; они представляют собой двойную петлю и не делятся на checkpoint'ы), но сколько приходится проезжать реально, зависит опять-таки от уровня сложности. В режиме чемпионата вы должны последовательно преодолеть все территории, в режиме отдельных ралли выбираете одну, но опять не произвольно, а из числа уже доступных. Записываться можно только в режиме чемпионата, причем лишь на низшем уровне сложности - novice - дают записаться после каждой пройденной трассы. В общем, издеваются, как хотят.
Трассы, надобно заметить, различаются весьма сильно. Некоторые проходятся с первой попытки, другие способны просто вывести из себя. Так, я очень лихо промчался по заснеженным дорогам Монте-Карло, но первая же австралийская трасса показалась мне каким-то кошмаром. Если бы хоть видеть соперников... но в том-то и дело, что единственная информация о них - это время первого из них на каждом checkpoint'е. Кстати, это время не константа - соперники тоже проезжают один и те же трассы по-разному, так что ваш успех зависит не только от мастерства, но и от везения.
Как и положено на скоростных участках ралли, вы едете со штурманом, который предупреждает о грядущих поворотах. Его бормотание, впрочем, менее полезно (особенно для русскоязычного игрока), нежели та же информация, отображаемая визуально - стрелки на цветном фоне, который, в зависимости от крутизны поворота, меняется от зеленого к красному. Не полагайтесь, однако, только на фон - он лишь отражает угол между дорогой до и после поворота, но при этом сам поворот может быть как плавным, так и резким; можно, не снижая скорости, вписаться в желтый (и даже красноватый) поворот и вылететь на зеленом. Но, хотя стрелки и помогают, заезд по сложной трассе все равно проблематично выиграть, пока не выучишь каждый поворот на собственной шкуре. Вообще даже на уровне novice квалификация соперников высокая, и ошибки практически не прощаются. Причем, если судить по режиму time trial, где вы соревнуетесь со временем самого Colin McRae - водители в игре заметно круче, чем в жизни (что, конечно, говорит не в пользу реализма модели).
Что касается графики, то она развивает классическую традицию для такого рода игр. То есть вполне симпатично, но новомодных наворотов с блестящими корпусами и накрученными световыми эффектами a-la Motorhead или Need for Speed III не ждите - хотя динамические блики на стеклах имеются. Есть ночные миссии со светом фар (весь прочий мир, однако, погружен во тьму - никаких тебе окон в домах и т.п.), а в дневных при ясной погоде наличествуют круги на линзах от солнца. Еще имеется приятный штрих в виде грязи (хорошо звучит, не так ли?), заляпывающей машину при езде по грунтовке в дождливую погоду; неплохо смотрятся также пыль и снег, летящие из-под колес. Кое-где встречается вода. Пейзаж - и природа, и искусственные объекты - прорисован тщательно, линии рельефа плавные, а не угловатые (за редким исключением). Авторы не стали гнаться за модной полигональностью - мелкие объекты, такие как деревья или зрители, спрайтовые. Жаль, однако, что разработчики поленились сделать хоть что-то, кроме нашей машины, динамическим. Расчет их понятен - кто там на скорости будет рассматривать, машут зрители флажками или просто стоят как истуканы - но ведь кто-то может и рассмотреть. Зловредные авторы статей вроде меня, например. К тому же мир почти совсем не интерактивный: некоторые указательные столбики сбиваются, но нельзя, к примеру, сломать заграждение (не говоря уже о задавливании зрителей); на снегу не остается следов.
Зато что радует - в отличие от целого ряда поделок, считающих видом от первого лица полное отсутствие кокпита, здесь он присутствует, и даже виртуальный. То есть вы видите, как трясет вашу машину, как ваши руки крутят руль и переключают передачи. Во время дождя даже работают дворники (но капель на стекле нет, это вам не "Дальнобойщики".) Приборов на кокпите, правда, нет - скорость, передача и пройденная часть трассы отображаются отдельно (но, кстати, не для всех машин одинаково); нет соответственно и подсветки кокпита в ночных заездах. Кроме полноценного кокпита, имеются еще 2 вида от первого лица (с одним капотом и вообще без ничего) и 2 - от третьего (побольше и поменьше; оба сзади - к сожалению, произвольно крутящейся внешней камеры нет).
После прохождения трассы, как положено, вам показывают запись вашего заезда с внешних камер - однако, как не положено, скинуть ее на диск для дальнейшего просмотра нельзя. Ну почему разработчики игр так любят не доделывать очевидные вещи?!
Еще пара неприятных штрихов касается интерфейса: не из любого меню можно выйти назад и, что совсем уж нелепо для современной игры под Windows, начисто не поддерживается мышка.
В общем и целом, игрушка весьма пристойная в своем классе, но без новых идей, и кое-какие улучшения ей бы не помешали.