Недавняя череда бессмысленных убийств не на шутку встревожила американскую общественность, вызвав в том числе шквал критики в адрес игр, якобы пропагандирующих насилие. Хотя, насколько мне известно, ни к одному из этих случаев игры не имели отношения, но это та ситуация, когда "поймают - поди докажи, что ты не верблюд". Что самое смешное - те же самые ханжи, возмущающиеся виртуальной стрельбой по людям, вполне благосклонно относятся к столь же безжалостному уничтожению инопланетян и иных разумных существ. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что многие авторы игр прогнуться под давлением общественного мнения и учинят над своими творениями то же, что над Carmageddon'ом, утратившим основную часть своей прелести от замены пешеходов на зомби.
Тем отраднее сознавать, что компания DMA Design, создавшая Grand Theft Auto и ныне готовящая к выходу вторую часть этой игры, не собирается поддаваться ханжеской истерии. "Мы не пропагандируем насилие, а делаем ироническую игру. Если кто-то не способен отличить фантазию от реальности, пусть обращается за медицинской помощью", - говорит продюсер проекта Сэм Хаусер (Sam Houser).
Итак, Grand Theft Auto 2 будет не менее циничной и аморальной, чем предыдущая игра, но приключения героя (теперь он имеет имя - Клод Спид (Claude Speed)) станут более насыщенными и разнообразными. Начинает он, как и в прошлый раз, безоружным и безлошадным (в смысле, безмашинным) на улицах крупного города, который на сей раз словно взят из американских фильмов про недалекое, но безусловно мрачное будущее. Закон и порядок существуют только номинально, полиция ведет безнадежную войну против городских банд, которые при этом еще воюют между собой. Власть поделена между криминальными кланами и могущественными корпорациями, которые, понятно, тоже не особенно стесняют себя в смысле соблюдения законов. Все это на фоне футуристических технологий, новых наркотиков, электромобилей, генетических модификаций, массовых психозов и т.п.
Самое время и место ловить рыбку в мутной воде, следя за тем, чтобы самому не оказаться на сковородке. Спид, изначально будучи никем, намерен, ни много, ни мало, прибрать к рукам весь город. Понятно, что простым воровством и перегонкой машин это не достигается, но для начала и это занятие подойдет. А дальше открываются самые разнообразные перспективы. Вы можете как выполнять задания различных банд, так и хитро стравливать их друг с другом, добивая уцелевших. Хотя игра относится к жанру action, а не стратегий, немаловажное значение имеет планирование своих действий таким образом, чтобы поддерживать "баланс ненависти" между бандами и не становиться самому объектом всеобщей охоты. Сюжет игры совершенно нелинеен, т.е. вы обладаете полной свободой выбора и действий для добычи денег и репутации.
Естественно, подобный интерактивный мир требует качественного AI - что, по словам разработчиков, и будет обеспечено. В преступном бизнесе барыши велики, но ошибки не прощаются. Причем, разумеется, поумнеют не только гангстеры, но и полиция. Если вы основательно досадите ей, против вас будет пущен спецназ; если и он не поможет, настанет черед ФБР; ну а если вы и тут справитесь, в ход пойдут армейские части. Я право же затрудняюсь представить, как вы будете из всего этого выкручиваться...
AI населяет город сотнями персонажей (до 50 машин и до 200 пешеходов могут присутствовать на экране одновременно), каждый из которых имеет свою индивидуальность и свои мотивации, так что разные персонажи в одинаковых ситуациях будут вести себя по-разному.
Улучшена также физическая модель машин. Хотя она и не стала абсолютно реалистичной, но все же поведение автомобиля на дороге теперь более сложное, можно, к примеру, выделывать фокусы типа крутых поворотов с прокручиванием на 360 градусов. Всего в игре будет более 30 типов машин - от мотоциклов до 9-осных тяжелых грузовиков. В их число входят и машины, хорошо подходящие для перевозки боевых отрядов одних банд на территорию других. Город станет более интерактивным - вы сможете ездить по крышам и даже взрывать здания (Хаусер, например, любит взрывать туалеты).
Естественно, в городе можно будет найти разные вида оружия и другие бонусы, такие, например, как масло, разливаемое под колеса преследователю. Хаусер вскользь упоминает также некие бонусные мини-игры после окончания каждого уровня.
В плане графики разработчики сохранили исходную концепцию вида сверху, что лично я нахожу весьма спорным решением, однако у игры достаточно поклонников, думающих иначе. По крайней мере, вид сверху имеет то преимущество, что без всякого зеркала заднего вида ясно, что творится у тебя на хвосте - а также за ближайшим поворотом. Естественно, графика теперь обогащена всевозможными спецэффектами, включая свет от взрывов, динамические неоновые рекламы и тени. Город отныне не будет выглядеть однотипно; в нем будут респектабельные районы, злачные места и кварталы трущоб.
Немало внимания уделено разработчиками звуковому сопровождению. Различные городские радиостанции передают музыку, которая слышна из окон проезжающих машин. Если какая-то мелодия вам активно не нравится, есть простой способ ее заткнуть - поезжайте и взорвите радиостанцию. Будет также и много других звуковых эффектов.
В многопользовательской игре, по словам разработчиков, deathmatch станет более играбельным, а кроме того, добавится новый режим - игра в салочки на автомобилях.