Как-то так сложилось, что в мире военных симуляторов безусловно доминирует авиация. Игры же, посвященные другим видам боевой техники, можно пересчитать по пальцам: несколько подводных лодок (ну, это действительно на любителя) да чуть побольше танков. Вот как раз о танках мы и поговорим, потому что компания Psygnosis собирается выпустить новый симулятор танков Второй мировой Panzer Elite.
Игра охватывает события разных периодов на разных участках Западного фронта - это африканская пустыня, Италия и Нормандия. Вы можете пройти короткую, посвященную лишь одному из этих театров боевых действий, среднюю или длинную кампанию, отдельные миссии или просто порубиться в режиме Instant Action. Воевать можно как за германцев, так и за американцев.
Вероятно, главным достоинством Panzer Elite станет высокая степень реализма (хотя его уровень можно задавать опционально). В частности, вам не будет казаться, как в некоторых симуляторах, что война выигрывается одними танками; существенную роль играет взаимодействие между видами войск, в частности, танки нуждаются в поддержке своих (и вынуждены преодолевать противодействие вражеских) пехоты и артиллерии. Их значение в игре более чем ощутимо. Пехотинцы с базуками и фаустпатронами способны подбить даже самый мощный танк с нескольких сотен метров, а разглядеть, где они прячутся, не так уж просто - впрочем, даже понеся потери, они продолжают охотиться за вами. Поэтому к укрепленным позициям и лесам не следует приближаться без прикрытия.
Если в вашем распоряжении имеется поддержка дальнобойной артиллерии, лучше сначала провести артподготовку. На крайний случай подбираться к противнику и уходить из-под огня можно под прикрытием дымовых шашек. Серьезную проблему для танкистов представляют также скорострельные противотанковые пушки; весь ваш взвод может погибнуть прежде, чем вы поймете, откуда ведется огонь. Если вы вовремя засекли огневую точку, разумнее будет не переть в лоб, надеясь на авось, а объехать стороной и атаковать с фланга - что, впрочем, нередко проще сказать, чем сделать. Учтите также, что такие точки редко располагаются поодиночке и без пехотного прикрытия.
Так что использование защитных свойств местности, сканирование окрестностей в бинокль и осторожное продвижение на небольшой скорости - если и не залог успеха, то, по крайней мере, его необходимые составляющие. Небольшая скорость, кстати, позволяет быстрее останавливаться, чтобы открыть огонь - ибо танки времен Второй мировой стрелять с ходу умеют только в поделках безграмотных киношников. А исход поединка между танками часто зависит от того, кто выстрелит первым. Вообще физическая модель весьма проработана - будь то отдача от выстрелов, баллистические характеристики снарядов, проходимость и т.п.
Важную роль играет планирование каждой миссии. Прежде всего вы должны выбрать для вашего взвода сами танки (реальным командирам взводов, конечно, такая роскошь обычно доступна не была - что дадут, то и дадут). Как известно, по ходу войны появилось немало новых боевых машин, и в игре это отражено; перед каждой миссией вам сообщают о появившихся типах танков, боеприпасов, дополнительных приспособлений, а также о произошедших исторических событиях. Однако не спешите сразу прыгать в люк каждого нового танка, особенно если вы воюете на стороне Германии. Например, Tiger IE появляется раньше, чем снаряды для его 88-миллиметровой пушки, без которых он не более чем бронированная передвижная радиоточка.
Помимо замены танка, вы можете "апгрейдить" его по мере появления новых технологий. Варианты апгрейда зависят от типа танка и его принадлежности. У Германии это разные варианты более мощной брони, способная противостоять конкретным видам снарядов, и антимагнитный слой, защищающий от срабатывания магнитных мин. У американцев это также дополнительная броня, а кроме того дополнительная емкость для боеприпасов, зенитный пулемет, "плуг" для преодоления противотанковых заграждений (особенно полезен в нормандской операции), радио (без которого командование своим взводом весьма затруднено) и влажное хранилище боеприпасов, не позволяющее им стать жертвой пожара.
Выбор боеприпасов также играет существенную роль, и его надо делать грамотно. Различные виды снарядов смоделированы весьма тщательно, а не так, как обычно - просто осколочные и просто бронебойные. Вам следует внимательно изучить характеристики танков противника и разведданные, чтобы знать, с кем вам вероятнее всего придется встретиться и какие снаряды способны его поразить, а какие - нет. Количество боеприпасов ограничено не только в танке, но и на складе, так что не расходуйте по пустякам специальные, предназначенные для особо защищенных целей снаряды. Бывает и так, что бить врагу в лоб бесполезно, однако, если вам удастся подобраться к нему с фланга или с тыла, то даже сравнительно маломощный снаряд станет для него роковым (особенно это характерно для германских танков; военная доктрина Рейха была ориентирована только на наступление, и у некоторых танков боковая и особенно задняя броня была тоньше лобовой в 3-4 раза).
Учитывается также и расход горючего, разный у разных танков. Особенно прожорливы германский "Королевский тигр" и американский M4A3E2 Sherman Jumbo. Надобно заметить, что Германия испытывала проблемы с топливом, особенно ближе к концу войны - в отличие от США, которые всегда (за исключением отдельных моментов) могли заправить свою технику под завязку. Зато германские танки превосходили большинство американских в броневой защите и огневой мощи; более того, в начале кампании танкисты Рейха еще и обладали бОльшим опытом. Опыт, понятное дело, растет по ходу боевых действий, так что чем дольше остаются в живых экипажи ваших танков, тем лучше - и тем больше у них шансов впоследствии (такой же подход был реализован и в Panzer Commander).
Вообще нам обещают хорошо проработанный AI (отсутствие коего было главным недостатком того же Panzer Commander). Непосредственно на поле боя вы командуете только своим взводом; остальные танки действуют на свое усмотрение - однако в рамках предварительного плана. При этом, однако, они не склонны к самоубийственным действиям и будут менять тактику в зависимости от ситуации. Во время брифинга полезно отметить, при каких событиях вызывается подкрепление - нередко именно от этого зависит успешное выполнение миссии.
6 человек смогут участвовать одновременно в игре по локальной сети, 4 игроков смогут побиться в Интернете, также доступны прямое и модемное соединение.
В общем, похоже, что любителей реалистичных симуляторов ждет весьма неплохая игра, более близкая к правде жизни, чем все, что мы видели в этом жанре до сих пор.