Откровенно говоря, я не являюсь рьяным поклонником жанра RPG. Мне больше по душе жанры action или adventure/quest. Но, к сожалению, в этих жанрах слишком много условных ограничений, не дающих возможности надолго увлечься одной игрой. Так в action обычно тупая пальба перевешивает сюжет, а в adventure, наоборот, зачастую жесткая сюжетная линия не дает нам проявить никакой инициативы.
В этом смысле именно жанр RPG способен дать нам и достаточную свободу и интересный сюжет одновременно. Но зачастую в играх этого жанра в жертву предыдущим преимуществам приносится простота управления и визуальный ряд. Хотя, оказывается, так бывает не всегда. И, недавно, я имел возможность убедится, что и в этом жанре все меняется только к лучшему (прогресс, однако).
Игра System Shock 2 (SS2) повергла меня в состояние, очень близкое именно к термину "шок". К сожалению, я был лишен возможности, по достоинству оценить первую часть этой замечательной игры из-за слабого компьютера, на котором SS1 просто безбожно тормозил. Но зато сейчас я испытал на своей шкуре, что может дать игроку правильно разработанная игра в жанре Sci-Fi RPG.
Да, да, Вам не изменяет зрение. Игра разработана действительно в жанре Science Fiction Role-Playing Game. А это значит, что все действие будет происходить не в волшебной древней стране (где чудеса и леший бродит), а на самой что ни на есть космической станции, да еще и в будущем, году эдак в 2114.
Сюжет игры не является прямым продолжением первой части, но во многом перекликается с ней. На космической станции "Von Braun", впервые оборудованной сверхсветовым двигателем, начинают происходить странные вещи. Сначала станция перехватила полуразрушенный аварийно-спасательный модуль из практически не освоенного человеком района Canopus 5. Ученые начали изучение его содержимого, как вдруг командующий объявляет о всеобщей эвакуации, карантинном положении и... связь с кораблем внезапно обрывается.
Находившемуся неподалеку военному фрегату, на борту которого и служит наш персонаж, дано срочное распоряжение пришвартоваться к станции и прояснить сложившееся положение. Очнувшись от анабиозного сна, мы обнаруживаем себя в весьма плачевном положении: станция явно подверглась нападению, половина оборудования разрушена, кругом валяются трупы, а герой почему-то остался в полном одиночестве, да еще и налегке (ни оружия, ни инструментов - ничего нет). И главное - никаких воспоминаний о последних нескольких неделях...
Правда, вскоре, положение несколько проясняется, когда с Вами (т.е. с героем) на связь выходит один из уцелевших членов исследовательского экипажа Dr. Polito. Она рассказывает, что Вам недавно был имплантирован новый военный микрокомпьютер, способный значительно увеличить Ваш потенциал. К сожалению, побочным явлением операции стала частичная потеря памяти.
Dr. Polito предлагает Вам немедленно прорываться к ней на палубу 4, где Вы сможете, наконец, ознакомиться поближе с информацией о происходящем на станции. Одно ясно уже с первых шагов игры - главный компьютер Xerxes больше не подчиняется командам с мостика, и явно играет за неизвестного пока противника. А это значит только одно: проверенная система безопасности станции, с ее камерами слежения, автоматическими пулеметами и роботами охраны, теперь - Ваш заклятый враг. А, кроме того, по коридорам разгуливают странного вида личности (мутанты, короче), так и норовящие прибить Вас гаечным ключом или застрелить из ружья. Одним словом, УЖАС, да и только...
А ведь именно этого чувства и старались добиться авторы. И надо отдать должное, им это блестяще удалось. Атмосфера начала игры, по ощущениям сравнима с первыми уровнями незабвенного Half-Life, т.е. я скорее ощущал себя в роли жертвы, чем в роли бравого кибернетически усовершенствованного солдата.
Визуальная и звуковая реализация, полностью соответствуют описанной выше задаче. И хотя графический движок (усовершенствованный Dark Engine от игры Thief), не является самой продвинутой современной разработкой, он вполне адекватно позволяет воссоздать атмосферу космической станции. Единственно, что несколько бросается в глаза, так это модели монстров, они, конечно, какие-то "кукольные" и могли бы выглядеть понатуральнее (особенно это касается человекоподобных мутантов). Но в процессе игры эти мелочи тонут в отлично созданной общей атмосфере.
Давайте теперь поподробнее рассмотрим RPG элементы. Как и в любой классической игре этого жанра, все начинается с генерации персонажа. Здесь этот процесс тоже не стандартен. Вместо привычных таблиц со свойствами, Вы как бы проходите некоторые этапы подготовки, реализованные в виде обычного игрового уровня.
Все начинается, на улице небольшого городка за 4 года до описанных в игре событий. Перед Вами высится огромное здание Военной академии, где и начнется Ваша карьера. Сначала Вам, естественно, предстоит пройти Basic и Advance Training. На этих кибернетически смоделированных тренажерах Вы получите все основные навыки, которые понадобятся в дальнейшем.
Затем Вам предстоит определить общую специализацию. Выбор стоит между тремя школами Marine, Navy и OSA Officer. Каждое направление определяет основной набор параметров Вашего героя. Так, Marine (аналог класса fighter), эксперт по оружию и ведению боя, обладает значительной силой; Navy (аналог класса thief), специалист в технических дисциплинах (Hack, Modify, Research и т.п.); а OSA Officer (аналог класса mage), является практикующим экстрасенсом и спецом по Psi-оружию.
Сделав выбор между одной из трех школ, Вы во многом определяете начальный ход игры. В дальнейшем, Ваш герой вполне может сменить свою специализацию, и даже полностью переквалифицироваться, но это будет полностью зависеть от выбранной Вами тактики в игре.
Пройдя "обучение" по основной воинской профессии Вам предстоит пройти еще три дополнительных курса на выбор, которые помогут завершить личностное становление героя (т.е. он получит дополнительные навыки по тем или иным "чертам характера").
В заключении Вы очнетесь возле своей криогенной камеры, и приключения начнутся...
Все полезные предметы и оружие, Ваш герой будет носить в своем "заплечном мешке". Графически он проецируется в прямоугольную область, разделенную на сектора (как в игре X-Com). Каждый предмет занимает определенный объем и обладает весом. Таким образом, Вам придется частенько принимать решения о том, что необходимо носить с собой, а что можно и выбросить до лучших времен (тем более, что всегда можно потом вернуться за нужной вещью).
В Вашем распоряжении имеется достаточно много вспомогательных технических средств. Начиная от автоматически генерящейся карты уровня и заканчивая разнообразными Log'ами, Notebook'ами и прочей вспомогательной информацией. Записи, попадающие в эти журналы, позволят Вам более полно постичь происходящее на корабле и понять, какие же задачи стоят перед Вами на данном этапе (причем список задач может модифицироваться в зависимости от Ваших действий или найденной Вами информации).
Игра обладает двумя интерфейсами. Первый называется action mode, и он практически не отличается от стандартного для 3D shooter'ов, в нем есть перекрестье прицела и полная свобода перемещения. Второй, interact mode, позволяет Вам более тщательно изучить окружающую обстановку. В этом режиме Вы по прежнему можете перемещаться с помощью клавиатуры, а мышиный курсор превращается в стрелочку, позволяя Вам взаимодействовать с окружающими предметами (обыскивать или исследовать их, воздействовать на них вещами из Inventory). Также в этом режиме Вы можете изучать карту, журналы и всевозможные характеристики своего персонажа.
В игре присутствует два вида накапливаемых расходных материалов Nanites и Сyber-modules (аналог Денег и Опыта в обычной RPG). Nanites представляют собой микроскопические механизмы, которые способны выступать катализатором в любом технологическом процессе. Поэтому Вы будете расходовать их при операциях взлома, при получении предметов в автоматических генераторах товаров и т.п. Сyber-modules используются Вами для создания новых нейрочипов и таким образом совершенствования различных характеристик персонажа. Эти модули Вы будете либо просто находить в различных отсеках корабля, либо они будут загружены в Ваш компьютер доктором Polito за успешное выполнение различных задач (quest'ов) игры.
Отдельного упоминания требует оружие. Отношение к нему серьезно отличается от обычных Shooter'ов. Во-первых, Вам все время придется следить за его состоянием и ремонтировать, т.к. от постоянного употребления даже эти совершенные машины весьма серьезно изнашиваются. Во-вторых, практически любое оружие имеет несколько разных видов боеприпасов, с различной эффективностью против разных противников. Так пистолет, заряженный не стандартными (Standard), а бронебойными (AP) патронами уничтожает автоматические пушки в 3 раза быстрее (3 выстрела против 9-10). И, в-третьих, при наличии определенных навыков, Вы сможете еще и модифицировать свое оружие, увеличивая его убойную силу, дальность, скорострельность или настраивая на уничтожение конкретного противника.
Кроме того, в игре присутствует великое множество видов вооружений, начиная от привычных пистолетов, ружей, автоматов и гранатометов, продолжаясь в энергетической серии (лазерный пистолет, электромагнитное ружье), и заканчивая экзотическими вооружениями чужих, типа Annelid Launcher (стреляющего огромными червями).
Ну, раз уж речь зашла об оружии, самое время упомянуть PSI-способности. Они, конечно же, охватывают гораздо больше, чем атакующий спектр. Все "заклинания" разбиты на 5 групп, овладение каждой из которых потребует от Вас определенного уровня владения PSI-энергией.
О пользе овладения тем или иным видом способностей, Вам придется судить самим, но я, играя за Marine, довольно быстро понял, что без минимального набора PSI-заклинаний мне никак не обойтись. Для начала я овладел Kinetic Redirection (вариант телекинеза, позволяющий доставать предметы из труднодоступных мест) и Cryokinesis (стрельба энергетическими сгустками, весьма полезно в начале, когда боеприпасов к оружию очень мало). А всего в Вашем распоряжении может оказаться около 30 оборонительных, наступательных, медицинских и технических "заклинаний". Владеющий таким набором вполне может считать себя настоящим Магом XXI века.
Как я уже упомянул, в игре Вам будут противостоять два вида противников. Первые, порождены системой безопасности станции, это роботы и киборги различных видов, автоматические пушки и пулеметы, а также всевидящие камеры внешнего наблюдения, готовые поднять тревогу при малейшем Вашем замешательстве. Кстати, именно борьбе с этими электронными глазами Вам придется уделить основное внимание, т.к. при сигнале тревоги противники начнут разыскивать Вас огромными толпами, от которых практически невозможно отбиться (тут вам весьма поможет тактика выглядывания и стрельбы из-за угла, пришедшая еще из игры Thief).
Второй тип врагов - биологические организмы. Начиная от различного вида мутантов и лабораторных обезьянок, обладающих PSI-способностями, и заканчивая проявлениями совершенно чужеродных форм жизни (рассказать невозможно, лучше увидеть самим).
Кстати, авторы оставили в игре идею случайного возрождения монстров. Правда, она выглядит вполне логично - в заведомо пройденных Вами помещениях не появляется прежнее количество врагов, но Вы совершенно не застрахованы оттого, что наткнетесь на какого-нибудь мутанта, случайно забредшего в уже пройденный Вами отсек корабля (двери-то, не задраиваются).
Игра не обладает ярко выраженной миссионной структурой. Вся станция разбита на палубы, каждую из которых вполне можно считать одним уровнем. Но при этом Вы совершенно свободно перемещаетесь между ними, не проходя их последовательно, а путешествуя согласно сюжетной линии.
Есть интересное нововведение в области сохраненных игр. С одной стороны, Вы можете пользоваться обычной системой Save, аналогичной всем 3D shooter'ам. А с другой стороны, практически на всех палубах станции есть пункты регенерации. Будучи активирован, такой пункт позволяет Вам возрождаться после смерти вновь и вновь (причем все предметы и навыки остаются при Вас). Это вносит в игру небольшой элемент аркадности, но абсолютно не портит общего впечатления.
Будет в игре и возможность сетевой игры, правда, только в кооперативном режиме, до четырех игроков. "Почему будет?" - спросите Вы. Потому что в оригинальной версии, которую Вы можете сейчас приобрести в магазинах, этой возможности нет. Но авторы игры клятвенно заверяют, что в скором времени они выпустят patch, добавляющий именно эту возможность.
Я мог бы еще долго рассказывать Вам об этом выдающемся прорыве на рынке компьютерных игр. Но, к сожалению, ни одна даже самая подробная статья не способна охватить все тонкости и нюансы, которые Вы найдете в игре. Она получилась действительно отличная, с увлекательным фантастическим сюжетом, очень неплохой графикой и, главное, просто неисчерпаемым gameplay'ем.
Игра просто не может наскучить, так как все в ней постоянно меняется. Ваш персонаж становится круче, но и задачи, стоящие перед ним, усложняются. Вы обладаете практически полной свободой выбора, но при этом Вас грамотно подталкивает в нужную сторону планомерное развитие сюжета, не давая заблудиться и потерять интерес. В результате Вы как бы движетесь по огромной спирали, забираясь все выше и выше, уходя от действительности и все глубже погружаясь в мир System Shock 2.