Как бы ни было приятно поймать вражеский самолет в перекрестие прицела и жать на гашетку, глядя, как разлетаются обломки и валит черный дым из пробитого фюзеляжа, а все же не войной единой жив любитель авиасимуляторов. В конце концов, люди веками мечтали о полете вовсе не потому, что им не терпелось опробовать еще один способ убиения друг друга.
Жанр невоенных симуляторов предъявляет повышенные требования к разработчикам. На динамизме боев и даже на качестве отрисовки самих самолетов здесь не выедешь. Человек, выбирающий такую игру, как правило, по-настоящему любит авиацию; а значит, подавай ему как можно более реалистичную физическую модель и как можно более правдоподобную окружающую среду - и на земле, и в небе.
Первым наши придирчивые вкусы решил удовлетворить Microsoft со своим Flight Simulator'ом - на мой взгляд, это едва ли не единственное детище империи Гейтса, вызывающее больше восторгов, чем нареканий. Затем появился Flight Unlimited, тоже весьма достойный продукт, хотя и не обладающий "майкрософтовской" глобальностью, но имеющий другие преимущества (кстати, скоро выходит уже третья его версия, статью о которой вы тоже можете прочитать у нас). И вот, наконец - Fly! от Terminal Reality.
Авторы явно придирчиво изучали творения конкурентов и старались превзойти разом всех. По идеологии игра весьма напоминает Flight Unlimited - настолько, что, впервые увидев скриншоты, я был уверен, что они из его третьей версии. В вашем распоряжении вновь 5 самолетов малой авиации, на которых вы можете летать, как выполняя в произвольном порядке задания не связанных между собой миссий, так и просто в свое удовольствие, по собственному заранее проложенному маршруту или куда глаза глядят. Вы можете выбрать самолет, аэродром, с которого взлетаете, погоду (направление и силу ветра, облачность на разных высотах), время суток (с точностью до минуты - однако не всегда: в режиме Fly Now! вам навязывают текущее системное время), а также загрузку вашей машины - количество горючего, размещение багажа и пассажиров (последнее является новшеством).
От Microsoft Flight Simulator'а же авторы взяли глобальную идею полетов по всему миру, не ограничившись, таким образом, не только районом Сан-Франциско, но и вообще США. Правда, все детализированные регионы расположены все же на американском континенте; об остальном мире хранятся лишь приближенные сведения о рельефе и конфигурация взлетно-посадочных полос в аэропортах. Тем не менее вы вполне можете слетать из Москвы в Сочи или из Новой Зеландии на Филиппины.
Все это было бы, конечно, хорошо, но в результате игра получилась совершенно жутких размеров. Полная версия занимает 3 диска и требует почти двух гигабайт на винчестере! Не знаю, как у вас, а у меня столько нету. Минимальная же конфигурация, отжирающая почти полгига, не содержит никаких наземных объектов - только все те же взлетно-посадочные полосы, даже без зданий аэропортов. Сами понимаете, что играбельность от этого резко падает. Ни тебе городом полюбоваться (т.е. можно, конечно, любоваться расчерченным на "улицы" плоским пятном, но не больно-то это большое удовольствие), ни под мостом пролететь... Кстати, на мост (если у вас хватило на него места) даже и сесть можно.
Одним лишь местом на винте аппетиты игры не ограничиваются. Ей подавай еще и 3D карты последних поколений. На моей старой доброй Riva оно хотя и пошло, но смотреть на это было больно - в режиме DirectX 6 compatible у самолетов вообще нет текстур, в DirectX 5 - есть, но с пробегающими глючками, а самое ужасное - все огни (электрические, а хуже того - солнце и луна) окружены черным ореолом. Естественно, все драйвера у меня свежие... Так что скриншоты, которые вы видите, сняты на другой машине.
Тем не менее, если железо вам позволит, вы увидите, что графика игры на самом деле весьма недурна. Правда, рельеф уступает Flight Unlimited II по части плавности. Зато хорошо смотрятся сами самолеты (в кабинах, кстати, видны пилоты и кресла), да и наземные объекты как минимум не уступают другим играм. И самолеты, и здания отбрасывают тени с учетом положения солнца; время суток меняется динамически (правда, цвет солнца не зависит от высоты над горизонтом); города по ночам светятся - притом не только те здания, что отображены как трехмерные объекты, но и то плоское пятно, что символизирует остальной город. Само собой, наличествуют также огни аэродромов и самих самолетов (можно даже регулировать яркость освещения в кабине, если это позволяет дизайн оригинала). Правда, явно топорно сделан прожектор - торчит из носа этакая шестигранная пирамида с основанием, перпендикулярным земле... Облака недурны, хотя и не идеальны. Вода динамическая, хотя это не слишком хорошо заметно; однако понятия предмета, погруженного в воду, не существует - он просто рисуется сверху (как вы уже догадались, таким предметом может быть только самолет).
Пейзаж и в этой игре тоже не зависит от времени года (а дата берется из системной; вообще дурная эта манера - навязывать пользователю, когда ему летать!) Очень тщательно прорисованы внутренние виды самолетов (ну разве что людей в креслах нет - а зря, могли бы сделать, виды-то фиксированные). Кокпиты - самые подробные из всех, когда-либо мною виденных. Сказал бы и "самые реалистичные", но тут есть одна оговорка: выглядят они действительно наиболее реалистично среди всех известных мне игр, но некоторые элементы на них декоративные, в то время как в том же Flight Unlimited - все рабочие.
Самое время плавно перейти к физической модели, потому что как раз подробность кокпитов дает хорошее представление о степени реализма игры. Здесь действительно воспроизведен каждый прибор, каждый тумблер и кнопка реального самолета - вплоть до включения кондиционера и табло "Не курить!" и "Пристегнуть ремни!" (кстати, вышеназванные кнопки реально нажимаются). Есть и более полезные приборы - к примеру, антиобледенители или погодные радары.
Понятно, что на одном экране - даже со скроллингом - все это богатство не помещается; кабина представляется несколькими экранами - передняя панель, верхняя, боковые... Переключаться между ними, может, и не очень удобно - особенно когда с непривычки путаешь, что где - зато действительно чувствуешь себя настоящим летчиком (разумеется, большинство управляющих элементов дублируются клавишами клавиатуры, которые, кстати, переопределяются).
К какой процедуре взлета мы привыкли даже в достаточно реалистичных симуляторах? "B" - выключили тормоза, "Е" - запустили двигатель (двигатели), выжимаем газ и вперед. Ну в Microsoft Flight Simulator можно еще отдельно включить магнето и отдельно стартер. Меж тем даже те, кто знаком с авиацией лишь по фильмам, знают, что перед взлетом летчик проделывает целую серию манипуляций с разными кнопками и переключателями. Хотите знать, какую? Играйте во Fly! Ну или, по крайней мере, читайте дальше эту статью.
Так вот, эта последовательность сильно зависит от конкретной модели самолета, но приблизительно для винтового самолета она выглядит так:
* включить общее питание;
* если дело происходит ночью - включить свет в кабине;
* поставить машину на парковочный тормоз, если уже не стоит (а не снять с тормоза, как мы привыкли! Сначала запустим двигатели и возьмемся за штурвал, а уж потом позволим самолету ехать);
* проверить рычаги, управляющие двигателем - дроссель должен быть на нуле, обороты пропеллера - на максимуме, топливная смесь - отличное от нуля значение (часто тоже максимум);
* включить подачу топлива (активизировать топливный насос, подключить баки - зависит от модели);
* включить магнето двигателя (сначала одного, если их два; после его пуска та же последовательность повторяется для второго);
* активизировать стартер, дождаться устойчивой работы двигателя;
* включить генератор, питающийся от этого двигателя;
* повторить последние шаги для второго двигателя;
* включить приборы пульта (возможно, в несколько приемов - зависит от модели), при необходимости - взлетные огни;
* отключить тормоз;
* вывести рычаг топливной смеси на максимум, если еще не..., и вывести на максимум дроссель. Поехали!
(По-хорошему, впрочем, перед последними двумя шагами надо еще запросить у наземного контроля разрешение на взлет.)
Для реактивного самолета есть свои отличия, но в принципе последовательность похожа.
Спешу успокоить испугавшихся - двигатель по-прежнему можно запустить и просто кнопкой "Е"... если вы больше любите аркады, а не симуляторы.
Теперь о том, на чем мы, собственно летаем. Самым простым самолетом является Cessna 172R Skyhawk; это легкий одномоторный самолет с неубирающимися шасси, используемый в основном в учебных целях. Элементов управления минимум (по сравнению с другими современными самолетами, конечно), даже двигатель регулируется не тремя, а двумя ручками - нет отдельного контроля дросселя и оборотов. Другой одномоторный винтовой самолет, Piper Malibu Mirage, уже посложнее.
Следом идет двухмоторный винтовой Piper Navago 350 Chieftain, с его свойственной Piper'ам дурной манерой сосать топливо либо из одного, либо из другого бака, что со временем нарушает центровку; на более совершенных машинах топливо может качаться из обоих баков одновременно, хотя можно переключиться и на раздельный режим - если, к примеру, в одном баке течь.
Далее представитель моей любимой серии Beech - двухмоторный турбовинтовой Beechcraft King Air B200, развивающий максимальную скорость до 0.8М (т.е. 0.8 скорости звука).
Ну и наконец самая внушительная машина - двухмоторный реактивный пассажирский самолет Raytheon Hawker 800 XP. Не лайнер, конечно - всего 9 пассажирских мест - но все же среди остальных представленных в игре машин он самый быстрый и вместительный.
Физическая модель всех этих самолетов обладает, на мой взгляд, только одним, зато очень серьезным недостатком - они не разбиваются.
Нет, не думайте, что я не догадался поставить галочку в настройках реализма. Беда в том, что в этих настройках такая галочка не предусмотрена. В результате в классном по остальным параметрам симуляторе получаем какую-то совершенно абсурдную аркадность (впрочем, в аркадах как раз погибнуть - раз плюнуть). Максимум, чего можно добиться, врубившись вертикально в землю - выйдет из строя двигатель, и то без гарантии. В общем, бардак. Посадки лишаются всей своей прелести - не поймешь, то ли ты честно сел, то ли на самом деле от тебя при такой посадке должны были полететь шасси в одну сторону, хвост - в другую. А как классно сделаны катастрофы во Flight Unlimited! Нет, бессмертие, конечно, штука хорошая, но я бы предпочел иметь его в жизни. А игра, в которой нельзя погибнуть, теряет минимум половину смысла...
Похоже, что авторам было просто-напросто лень реализовывать разваливающиеся на куски самолеты. В результате запредельные перегрузки в воздухе, которые, по идее, могут приводить к физическому разрушению машины, тоже оканчиваются не более чем глохнущим двигателем.
В остальном придраться можно разве что к мелочам. Например, глючит время при выставлении небольшого числа - мне не с первого раза удалось поставить 2 часа и совсем не удалось поставить 0 (кстати, время, судя по всему, считается по Гринвичу; во всяком случае, однозначно не по местному времени аэропорта отправления). Еще - очень неудобен выбор этого исходного аэропорта. Надо выбрать страну из длиннющего списка - выпадающего меню, которое ползет по одной записи, если непрерывно жать на мышь. Нет бы сделать нормальное меню со скроллингом по PageDown и позиционированием по первой букве! Причем в США надо выбирать еще и штат - иначе оно попытается выдать список более чем из 4 тысяч аэропортов и заявит, что может показать только 200. Выбрать же аэропорт по карте нельзя. Т.е. выбрать-то можно, информацию по нему покажут, но аэропортом назначения он от этого не станет.
В общем, коллеги-авиаторы, если вас не смущает аппаратная прожорливость (впрочем, требования к процессору и памяти вполне божеские) и неотключаемая неубиваемость - вперед (и вверх). Если смущают, на игру все равно стоит посмотреть - хотя бы для того, чтобы почувствовать себя в настоящей пилотской кабине.