Лавры такого непревзойденного шедевра, как Diablo, еще долго будут оспариваться разработчиками из разных стран мира. Кто-то пытается посоревноваться с лидером в области графики, кто-то в области сюжета, а некоторые вообще стремятся перенести центр тяжести своей игры в другой жанр.
Именно о таких "некоторых" мы сегодня и поговорим. И станут ими программисты из компании ComputerHouse AB, недавно представившие на наш суд свой вариант Diablo-клона под названием Clans. Итак, прислушайтесь. Жанр игры, заявленный разработчиками, звучит так: role-playing action/adventure. И надо сказать, что в Clans, безусловно, присутствуют элементы всех этих жанров.
С одной стороны, мы видим явные признаки ролевой игры, начиная от процесса генерации персонажа и, заканчивая привычным Inventory, в котором мы таскаем кучу всякого барахла. С другой, налицо action-компонента, поскольку нам все время приходится сражаться против злых, а порой и многочисленных монстров (причем не в пошаговом, а в real-time режиме). Но с третьей стороны, игра наполнена огромным количеством загадок и блужданий по бесконечным комнатам в поисках их решения, а это действительно ближе к adventure.
Итак, вот с таким врожденным триединством игра и появляется на нашем рынке. Но, как известно, лучшее почти всегда враг хорошего. И один полноценный жанр лучше мудреной смеси из трех составляющих. В таком коктейле всегда очень легко потерять какие-нибудь оттенки вкуса. Именно так, к сожалению, и случилось с Clans.
В результате... RPG потеряло систему накопления опыта - сколько бы боец ни убил монстров, сколько бы ни решил головоломок, его параметры неизменно остаются на начальном уровне (в этом контексте становится совсем не понятно, зачем вообще генерить персонаж). Правда, при переходе на следующий этап, некоторые параметры персонажа автоматически повышаются, но это выглядит как-то очень примитивно.
И еще я настоятельно не рекомендую Вам брать персонажей, предлагаемых игрой по умолчанию. Все они имеют достаточно низкие характеристики в той или иной области. А сгенеренный Вами случайным образом персонаж, почти всегда, будет превосходить любого из них (тем более, что после процесса генерации Вы сможете еще самостоятельно распределить 10 point'ов по своему усмотрению). Подойти к этому вопросу стоит достаточно серьезно, т.к. с этим "арсеналом" Вам придется пройти всю игру...
Action потерял свободу и динамизм. Все действие происходит в небольших помещениях, что значительно затрудняет построение тактики ведения боев. Вот распространенный пример. Вы попадаете в неразведанную комнату и обнаруживаете, что она заполнена врагами. Положение близкое к критическому, у Вас всего 12-17 пунктов жизни, а пространства для маневра практически никакого. Что делать? Отступать в уже разведанные помещения, выманивая врагов за собой и убивая их по одиночке. Тоска зеленая...
Но и процесс adventure скорее напоминает по стилю что-то очень древнее с компьютера Spectrum. 80 процентов времени тратится на блуждания по запутанному нагромождению комнат и коридоров в поисках нужного предмета или рубильника, что никак не добавляет оживления в и без того тоскливую игру. А еще, часть сложных связок комнат, наполненных врагами, просто приводит Вас в тупик, и гораздо проще сохранить игру заранее и вовсе не ходить в этом направлении.
Дальше - больше. Сюжет, к несчастью, тоже весьма банален, хотя и достаточен для начальной мотивации крестового похода против зла.
В некоем волшебном королевстве, проживало четыре постоянно враждующих клана (Воины, Варвары, Эльфы и Гномы). Их междоусобная война могла бы длиться еще долгие века, но в один прекрасный день старейшины кланов собрались вместе и сковали волшебную корону Мира, положившую конец войне.
И начали племена жить в мире и благоденствии, до тех пор, пока на их землю не пришел коварный Демон, естественно, первым делом умыкнувший оную клановую реликвию. Реакция последовала незамедлительно, кланы тут же бросили все насущные дела и отправили лучших своих представителей на борьбу с супостатом. Естественно, Вам и предстоит быть в первых рядах бойцов, стремящихся добыть волшебную корону.
Не ново? Далеко не ново. Проще говоря, старо... И что, собственно, остается? Приятная графика?
Да, графика в целом неплоха, но из-за полного отказа от поддержки 3D ускорителей, авторам пришлось сильно уменьшить размеры показываемых помещений. А в таких крошечных масштабах, оценить графические достоинства можно только с использованием сильной оптики (бинокля, например). Да к тому же еще большинство помещений темные до безобразия.
Сетевая игра? Не знаю, насколько это может показаться забавным, но игру можно проходить вчетвером в кооперативном режиме (сомневаюсь, в некоторых комнатах мне казалось тесно и в одиночку). А еще есть DeathMatch, где Вам предложат собирать по этим запутанным лабиринтам золото и убивать себе подобных.
Вот, собственно, я и исчерпал весь список оценочных позиций. Как видите, практически ни по одной из них, игра явно не претендует больше чем на троечку. Ее единственным достоинством можно считать достаточно низкие требования к аппаратуре (P120/32, P200 recommended). Но, на мой взгляд, Вы получите гораздо больше удовольствия, играя сейчас в старичка Diablo, чем в эту новинку от компании ComputerHouse.