Все началось уже очень давно. Лет десять назад. Ныне широко известный гигант игростроения Activision тогда еще был маленькой, лишь начинающей обретать всемирное признание фирмой. Одним из ранних творений этой группы разработчиков был River Ride написанный под систему команд Z-80, то есть для компьютеров серии ZX-Spectrum. Смысл этой увлекательнейшей аркады сводился к управлению маленьким самолетиком, летящим вдоль русла реки и отстреливающим мешающие корабли, самолеты и артиллерию противника. Непритязательная 8-цветная графика (представляете, это ведь круче, чем CGA!), плоское 2D с "видом сверху", вертикальный скроллинг экрана... Как же это было давно, а с другой стороны, совсем недавно.
River Ride стал для меня первым в длинной череде жанра вертикальных аркад-стрелялок. Потом их было множество: бледненькие игрушки 8-битных "Денди", немного более толковые SEGA'овские хиты былых времен, обалденные по реализации и геймплею Raptor и Tyrian для PC, в которые я люблю поиграть и сегодня... До сего момента я считал, что в наши дни этот жанр незаслуженно забыт. Я был не прав.
Корейская малоизвестная фирма Jamie Systems выпустила игру, представляющую, на мой взгляд, современную точку зрения на приставочные shooter'ы. Xtom3D соединяет в себе сегодняшние технические достижения в графике и звуке и старую, немного наивную атмосферу аркад-shoot'em'up'ов. Первый раз начав игру и растратив свои драгоценные жизни в мгновенье ока, я увидел мерцающую на экране надпись, вопрошающую: "Continue?". Я был настолько поражен тем, что снова увидел это самое приставочное слово в игре на PC, что абсолютно бы не удивился, узрев вслед за этим строчку "Insert coin".
Вся игра просто пропитана приставочным духом. Никакого сюжета и предыстории, никакого стартового ролика - зачем это все? Xtom3D наверняка был создан для использования в игровых автоматах.
Предстартовая подготовка заключается в выборе одного из трех доступных героев с их уникальными летательными аппаратами. Выбрали и полетели. 15 уровней без возможности записизагрузки. В начале первого уровня дается 5 continue, за каждый пройденный уровень добавляется по одному continue. Каждый уровень делится на две части: штурм толпы беснующихся и стреляющих танков, пушек, всевозможных летательных средств и борьба с боссом один на один. Боссы, естественно, все разные и к каждому нужен определенный подход.
Летательный аппарат каждого из трех героев не только уникален внешне, но и имеет свою собственную, уникальную, вооруженность. В качестве основного оружия используются пулемет, лазерный луч, легкие самонаводящиеся ракеты, в качестве дополнительного (мощного, с малым количеством боеприпасов) - различного вида бомбы, электроразрядники и прочее. Из сбитой техники противника иногда вылетает какой-нибудь power-up, коих в игре достаточное количество: увеличение мощности оружия, скорости, восстановление количества жизней и так далее.
Графическая реализация игры находится на высоком уровне. Красочные текстуры, удивительные по красоте взрывы - графика по первому классу. Поддерживаются все основные типы 3D ускорителей, в качестве API игра использует OpenGL. Звуковая атмосфера не потрясает, но для аркады большего не требуется. Достаточно того, что все стреляют, а женский голос сообщает об увеличении мощности оружия.
Для любителей не загружать себя чтением обзоров, но, тем не менее, быть в курсе дел, оформим вывод. Xtom3D - полностью трехмерный быстрый shoot'em'up с затягивающим геймплеем и отличной графикой. Главным минусом игры является отсутствие возможности записизагрузки. Главным плюсом - графика и реализация многопользовательской игры (hot seat, TCP/IP, IPX, modem).