Вселенная Star Trek не менее популярна на западе, чем Star Wars. Правда, в связи со слабой "раскрученностью" этого сериала на TV в нашей стране, она известна только узкому кругу фанатов. Но это, естественно, ни в коей мере не мешает западным производителям игр активно эксплуатировать эту тему и периодически выбрасывать на наш рынок новинки под этой известной маркой.
Об одной из таких игр сегодня и пойдет речь. Называется она Star Trek: Starfleet Command. Правда, название не совсем точно отражает суть происходящего в игре. Вам предстоит командовать вовсе не флотом, а, в основном, одним кораблем, но зато каким. Огромным!
Игра относится к экзотическому жанру симулятора большого космического корабля. И в ней Вам предстоит пройти тернистый путь от простого кадета, командующего сравнительно небольшим дредноутом, до адмирала, под началом которого может служить аж до трех огромных космических крейсеров.
Вселенная Star Trek населена представителями различных рас, многие из которых еще и разбиты на противоборствующие лагеря. Три таких союза и еще три расы доступны для выбора стороны, на которой Вы будете совершать свои космические подвиги (Объединенная Федерация Планет, Клингонская Империя, Ромуланская Империя, Гидране (Hydran), Лиране (Lyran) и Горны (Gorn)).
От выбора стороны зависит очень многое, начиная от сценарного состава миссий и видов боевых кораблей (для каждой стороны их 4) и заканчивая совершенно различным оружием, а порой и тактикой ведения боя. Таким образом авторы предоставляют Вам отличную возможность пройти эту игру 6 раз, сражаясь за различные лагеря. И, похоже, все 6 раз игра будет преподносить Вам новые сюрпризы (например, только играя за Гидран, Вы получите на вооружение Stinger fighters, эскадрилью маленьких и юрких истребителей).
Игра сделана на основе популярного на Западе настольного развлечения под названием Star Fleet Battles. И она, безусловно, получила многие вещи от своего прародителя. Так, хотя все объекты в игре трехмерные, активно используются различные световые эффекты и можно изменять угол наклона камеры, весь бой идет в одной плоскости (т.е. в 2D). По высказываниям авторов, они пошли на это осознано с целью упрощения управления, но, по-моему, это лишь тяжелое наследство настольного прошлого (ведь есть уже пример игры Homeworld, где и 3D управление не вызывает больших сложностей).
К счастью, авторам удалось уйти от идеи turn-based игры, и все бои проходят в реальном времени. Правда, на RTS это совсем не похоже, скорее напоминает космический симулятор с видом от третьего лица, где Вам придется серьезно заниматься управлением своего корабля. Причем учитывая количество систем, установленных на нем, это далеко не простая задача.
Правда, в каждом из сценариев предусмотрены тренировочные миссии, в которых опытные инструкторы помогут Вам разобраться с пилотированием, защитой и нападением. Более того, существуют специальные тренинги для каждого типа звездолетов, где Вам объяснят сильные и слабые стороны конкретной модели. Но разобраться все равно не так просто.
Теперь давайте повнимательнее посмотрим непосредственно на сам корабль. Как я уже упоминал, это далеко не маленькое суденышко, а, соответственно, и различных систем, вверенных Вашему руководству, насчитывается около десятка. Это и оружейные системы, и защитные поля, и разведывательные системы, и даже абордажная команда.
Основная задача, которая будет стоять перед Вами это нахождение верного энергетического баланса. Практически все системы требуют определенного количества энергии, а ресурсы Вашего реактора, естественно, не безграничны. Пренебрежение этим балансом может застать Вас врасплох прямо в разгар боя, Ваш реактор уйдет в режим Overload и корабль без труда достанется врагу. Поэтому, прежде чем совершить какой-нибудь специальный маневр (Power Turn) или включить систему ECM/ECCM (затрудняющую прицеливание по Вам), сверьтесь с показателем расхода энергии.
Особого разговора требует система вооружения. В зависимости от типа корабля, на нем может быть установлено от 3 до 10 различных видов вооружения. В свою очередь каждый вид оружия обладает своими особенностями (время зарядки, дальность поражения, проникающая способность в защитные поля), которые необходимо учитывать при ведении боя.
Для того чтобы Вам было легче управляться с различными видами оружия, его можно объединять в группы (аналогичный принцип используется в играх типа MechWarrior), как правило, это стоит делать по видам. Например, группа Phaser'ов для ведения ближнего боя или группа Photon Torpedo, для поражения противника с дистанции.
Кроме различного стреляющего вооружения, на борту Вашего корабля могут находиться мины различного свойства. Они оказываются очень полезны, когда требуется "стряхнуть с хвоста" преследующего противника.
Естественно, в процессе выполнения различных миссий в сценарии, Ваш ранг, как командира, будет неуклонно расти. Количественно это выражается в получении условных Prestige points. На эти "кредиты" Вы сможете переоснастить Ваш корабль (или даже купить новый), перезарядить расходуемое оружие (ракеты, мины и т.п.) и нанять себе компаньонов (что-то типа wingman'ов, только тоже на больших кораблях). Кроме того, после того как Вы заработаете 500 Prestige points, Вам предложат вступить в элитные войска. А это очень интересный момент в игре...
В принципе, каждый сценарий состоит из десятка миссий, следующих одна за другой. Они, конечно, достаточно разнообразны (это эскорт, атаки вражеских баз, оборона собственных и т.п.), но их явно не очень много.
Так вот, если Вы принимаете предложение о вступлении в элитные войска, то в общую сюжетную линию сценария будет встроено еще некоторое количество случайно сгенеренных специальных операций (разработчики назвали эту систему - Dynaverse). Утверждается, что эта система учитывает текущее состояние Вашего корабля и общего положения дел в сценарии и генерит соответствующую этим данным миссию. Таким образом Вы можете не только растянуть процесс игры, но и заработать дополнительные Prestige points, жизненно необходимые на поздних этапах.
В целом, нельзя сказать, что игра удалась на 100%. В ней есть много интересного, но... При всех стараниях авторов, управление большим кораблем остается очень хлопотным делом, и хоть освоить его, в принципе, возможно, получать от этого удовольствие под силу далеко не каждому. А уж бои между такими монстрами и вовсе не блещут динамизмом: долгое маневрирование, обмен серией выстрелов и опять маневрирование в ожидании зарядки оружия.
Безусловно, найдутся поклонники вселенной Star Trek и фанаты игр типа BattleCruiser 3000, которым придется по вкусу эта игра, но их будет явно не очень много. Вывод прост: на игре можно смело поставить ремарку "не для широкого употребления" и рекомендовать ее подготовленным к трудностям игрокам. С другой стороны, не все же время жать на гашетку...